Обратили ли вы внимание, что сегодня нас повсюду окружают искусственные цветы? Они и в дорогих магазинах, и в конторах, и в квартирах, и в шикарных гостиных, и в ресторанах, их преподносят в подарок. Порой их даже трудно отличить от живых. А ведь ещё 15 лет назад пластмассовые цветы были олицетворением безвкусицы и мещанства.
Теперь же «мертвечина»: не рождённое, не цветущее, не плодоносящее, не сотворённое Богом стало модным, престижным.
В человеческом сознании произошёл сдвиг: место любви к Богу и ближнему заняла страсть к виртуальному, искусственному миру: телевизору, машинам, электронике, вещам. Человек утратил свою сущность при сохранении её видимости. Он стал плоским, опошлился.
Мы променяли «первородство» на «чечевичную похлёбку». Отвергнув дар Христовой любви и свободы, продали себя в рабство «духу времени»: природных инстинктов, страстей, вещей, тревог и страхов. У человека больше нет никаких табу, ибо всё позволено. Любая человеческая низость находит себе оправдание, любое злодейство — защитников, всякий идеал — скомпрометирован, все святыни христианского мира, ценности христианской культуры сброшены с «корабля современности» и растворены в банальности обывателя и потребителя.
На месте веры в Живого Бога процветают языческие предрассудки и суеверия. Создаётся мир, в котором человек мог бы чувствовать себя самоуверенно и самодовольно. Как точно подмечает писательница Олеся Николаева: «Новый человек не любит — он "занимается любовью". Он не творит — он "самовыражается". Он не смиряется — он пытается приспособиться. Он не блаженствует — он получает наслаждение. Он не раскрывает в себе образ Божий — он делает себе имидж. Он даже не играет — он "ведёт игру". В связи с этим можно говорить о чувственной безчувственности нового человека, о его сердечном омертвении, которое происходит на фоне разгула его страстей».
«Право на безчестье» русский человек получал дважды за последнее столетие: в 1917 году и в 1991-м. И с лихвой им воспользовался. Сначала свергнув самодержавие, а потом поменяв социализм на капитализм. Одно из китайских проклятий звучит так: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен». На стыке. На изломе. Когда страну выворачивает наизнанку, когда ломается привычный уклад жизни, исчезают проверенные маяки, чёрное становится белым, а белое — чёрным. Когда легко теряется смысл жизни. Китайцы, на своём или чужом опыте, знали, как пожелать настоящую гадость. Для нас смена ценностей оказалась трагедией.
Мы узаконили разрыв с Богом и обставили это как «свободу совести», провозгласили господство человеческих прав и свобод, что создало иллюзию собственной безответственности, написали на знамёнах «плюрализм»: сколько людей, столько и истин. И словно из преисподней хлынул на нас мутный поток тотального безстыдства, который смёл все границы приличий и нравственных ограждений. Мы оказались падки на все греховные соблазны, на все выверты порока. Проявления нравственной деградации видны невооружённым взглядом. Общество не знает, куда идёт. Россия утратила смысл исторического существования.
Без веры нет надежды, без надежды нет перспективы. Святейший Патриарх Кирилл подчёркивает, что сегодня весь мир потрясает не только экономический, а всеобщий системный кризис и «первопричина тому — это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей».
Русская Православная Церковь предложила систему ценностей, которая, по её мнению, позволит объединить наше расколотое общество. Среди них вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. Очередной ХV Всемирный русский народный собор обсудил тему «Базисные ценности — основа единства народов». И заявил, что без победы над пороками в сердцах и душах людей модернизировать страну будет невозможно. Победа над собственными пороками — задача неизмеримо более сложная, чем экономические и технологические прорывы. Этой победы нельзя одержать при помощи директивных и даже законодательных актов. Победа может быть достигнута только глубоко продуманным и принятым обществом укладом жизни с постоянно действующим комплексом властных, общественных и гражданских мер.
Ложные ценности порождают ложные надежды и ложные пути. По словам Святейшего Патриарха, никто не пойдёт в атаку за увеличение валового внутреннего продукта. Колбаса и квартира не могут быть идеей. Всякая ценность умирает, если она не вдохновляет людей и не определяет их жизнь. А как обстоит у нас со всем этим на деле? Может ли, к примеру, быть подлинная солидарность в обществе, где укоренилось чудовищное социальное, национальное и политическое расслоение? Может ли утверждаться истинный патриотизм, когда попираются лучшие национальные традиции, когда серьёзнейшие угрозы нависли над родной культурой, русским языком, отечественной историей?
Мы не только вправе, но даже обязаны задаться вопросом о своей сущности, смысле и целях жизни. Как говорил Достоевский, «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Хотим мы этого или нет, но наша жизнь сводится к выбору: быть со Христом или изгнать Его из своих пределов. Жизнь, не просветлённая православной верой, ибо «Всё возможно верующему» (Мк. 9, 23), обрекает человека на рабство греху и сатане.
Когда мы говорим о ценностях современной России, мы должны приложить все усилия, чтобы окончательно не растерять духовные и культурные ценности тысячелетней христианской Руси и в первую очередь веру в Господа нашего Иисуса Христа.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №7, 2011г.
Комментарии
Ахтыръ
Втр, 07/05/2011 - 01:08
Permalink
Вопрос Главному редактору
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь осудил попытку православных Феодосии воздвигнуть поклонный крест вблизи своего города, поскольку на это нет его благословения, разрешения властей и вообще разжигает национальную рознь. Аналогичную позицию по сходным вопросам занимает бывший архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Мусульмане наши братья, как то заявил он. Однако, по мнению исламских богословов, христиане хуже собак, так как могли бы, но не исповедуют истинному Богу-Аллаху. Хотелось бы знать, благословили эти архиереи своему епископату, да и не только ему, разъезжать на "майбахах", "бентли", "феррари" и других современных "осляти", чтобы увеличивать количество добра, как выразился герой известной пьесы Глумов. Отказ о своей паствы, оставление её в критической ситуации то же самое, что и христопродавство.
Александр