Так называет Православная Церковь святителя Андрея Критского, память которого отмечается 4 июля (17 июля по новому стилю). Когда речь заходит о критском пастыре, мы прежде всего вспоминаем его Великий канон, который читается во время Великого поста.
Это боговдохновенное произведение, несомненно, поставило его создателя в один ряд с такими светильниками веры, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов... Архиепископ Критский является автором и многих других церковных песнопений, которыми он прославил Церковь Христову.
Андрей Критский родился в городе Дамаске в середине VII столетия в семье благочестивых христиан Георгия и Григории. Из раннего детства святителя сохранилось свидетельство о том, что он был немым, не мог говорить. В семилетнем возрасте с ним произошло чудо. После причащения Святых Христовых Таин отрок неожиданно заговорил. С этого времени он начал усиленно изучать Священное Писание и богословские науки.
В житии святителя сообщается, что «на четырнадцатом году своей жизни он был приведён во святой град Иерусалим для служения Богу».
В 680 году в Константинополе, в царствование императора Константина Брадатого, был созван Шестой Вселенский Собор святых отцов против злочестивой ереси единовольников (монофелитов). На Собор был отправлен и монах Андрей, состоявший в тот период в архидиаконском сане. Управлявший тогда Иерусалимской Церковью патриарх Феодор не мог непосредственно участвовать в Соборе, так как Иерусалим находился в то время под властью мусульман. В соборных прениях с еретиками архидиакон Андрей показал себя доблестным воином Христовым, усердно ратуя за благочестие, правильное понимание догматов о божественной и человеческой воле Господа Иисуса Христа. Он стал известен не только святым отцам, но и самому императору. Они заметили в нём и глубокое знание догматов Православной Церкви, и святую богоугодную жизнь. Имеются исторические свидетельства, что после возвращения в Иерусалим монах Андрей вместе с двумя старцами-монахами снова был послан в византийскую столицу, чтобы представить императору документы, подтверждающие полное согласие с решениями Собора Иерусалимской Православной Церкви. Старцы-монахи возвратились обратно в Иерусалим, а Андрей был оставлен в Константинополе и навсегда сохранил за собой прозвище Иерусалимита.
Он получил послушание возглавить Дом для сирот при Великой церкви святой Софии и был зачислен в клир главного храма Византии. 20 лет служил он в сане диакона и трудился в Доме сирот.
Здесь же, в Константинополе, он начал слагать свои дивные песнопения, которыми богато украсил Церковь Божию, прославил множество святых, дни великопостные и пасхальные.
После двадцатилетнего диаконского служения в правление императора Юстиниана II за великие понесённые труды Андрей был рукоположен в сан епископа и назначен на самую далёкую тогда кафедру — на остров Крит. В отличие от своих предшественников и тех архиереев, которые служили на Крите после него, он носил титул архиепископа, а это самое высокое древнее звание архиерея, которое могли тогда иметь священнослужители.
На Крите святитель построил дома для сирот и престарелых, храм в честь Влахернской иконы Божией Матери. Много заботился о своей пастве, неустанно проповедовал. Во время его пастырского служения арабы-пираты не решались нападать на жителей острова.
Святитель изгонял бесов. Во время засухи по его молитвам пошел сильный дождь, который обильно оросил поля критских христиан.
Неоднократно посещал Константинополь и имел возможность общаться с патриархом и императором. Там он выступил в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество.
Святитель первым из святых отцов начал сочинять богослужебные каноны. Он написал каноны на все двунадесятые праздники (кроме Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как в его время этот праздник отдельно не праздновался).
Некоторые каноны до нас не дошли. Великий пост, кроме Великого канона, был украшен и другими творениями святого Андрея. В рукописях сохранились каноны в Неделю Ваий, трипеснцы всех дней Страстной седмицы, включая Великий Пяток. На Пасху, в неделю Фомину и Жён-мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы и во все недели, включая неделю о слепом, пелись каноны святого Андрея.
Святитель составил также каноны многим святым. Им было написано множество стихир. По количеству оригинальных мелодий-напевов святой Андрей превосходит даже известного сочинителя церковных песнопений преподобного Иоанна Дамаскина.
Несомненно, самым известным творением критского архипастыря является Великий покаянный канон. Его ещё называют умилительным каноном, который звучит в храмах вот уже почти 1200 лет. Состоит из 250 тропарей и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения.
Форма канона − не простая, она требует от слушателя и читателя осмысления всей библейской истории, переживания её важнейших событий. Всё это символически отображено в каждой из девяти песен канона, в котором прославляются священные события или лица.
Великий канон никогда не станет «памятником византийской литературы», а остаётся самой современной книгой, необходимой каждому человеку, каждому прихожанину. Он может читаться келейно не только во время Великого поста, но и в любое время, чтобы как можно больше и полнее воспринять и усвоить спасительное покаяние, о котором так прекрасно поведал великий учитель древней Церкви святитель Андрей Критский.
Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную перемену ума. От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.
В житии святителя сообщается, что в своё последнее посещение Константинополя святой Андрей, почувствовав приближение кончины, простился со всеми близкими ему людьми. Возвращаясь на Крит, он сильно заболел и вынужден был остановиться на острове Митилена, в городке Ерессо (Иерис), и там скончался 4 июля 712 года. В этот день совершается его память во всех Православных Церквах. О времени кончины святителя среди церковных историков нет единого мнения. Одни называют 712-й, другие — 726-й или даже 740 год.
Мощи святителя были перенесены в Константинополь. В 1350 году благочестивый русский паломник Стефан Новгородец видел их в Константинопольском монастыре во имя святого Андрея Критского.
Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас.
Публикацию подготовил
Владимир Борисович ПАНКОВ