7 июня — третье обретение честной главы святого Иоанна Предтечи
Во времена гонений Церковь бывает вынуждена скрывать многие свои святыни, чтобы не допустить их поругания нечестивыми. Так было трижды с честной главой святого Иоанна Предтечи. Мы знаем праздник её первого и второго обретения (9 марта по н. ст.) и праздник третьего обретения.
Когда в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста начались волнения, глава святого Иоанна Предтечи была перенесена в город Емесу. А оттуда во время набегов сарацин (около 810—820 гг.) — в Команы, и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. При патриархе Игнатии (847—857гг.) иконопочитание было восстановлено. В видении патриарху было указано место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который направил посольство в Команы.
Поразительны подробности, связанные с хранением и открытием этого сокровища. На них — как бы отсвет земной жизни большего из рождённых женами. Его радости и страдания на пути приобщения Господу. Радость спасения мира возвещает Господь. Однако труден путь к этой радости.
Мы видим в каменной темнице того, кто этого никак не заслужил. Святой Иоанн Креститель имел мужество взывать к совести царя Ирода, обличая его за то, что он взял себе в супруги Иродиаду, жену брата своего. Иродиада возненавидела Иоанна и восхотела отомстить ему. Именно по её наущению Ирод повелел заключить Иоанна в темницу. В конце концов она потребует голову Иоанна и получит её. Когда Предтеча находился в темнице, Господь посетил его глубоким испытанием. Больший из рождённых женами должен был приобщиться в исключительной степени той богооставленности, которую примет Спаситель в Гефсиманском саду и на Кресте.
Ужас и сомнение, безнадёжная ночь наполняют душу Предтечи. Не ошибся ли он? Не обманул ли его Бог? То, что он слышит о Христе, не имеет ничего общего с тем, что он ожидал. Он проповедовал, что приближаются абсолютные перемены, Бог положит конец всякой неправде через Своего Мессию и установит мир и правду на земле. Вместо этого зло повсюду возрастает — он может почувствовать это по себе. А Бог молчит. И Христос, на Которого он возложил всё своё упование, как будто не приносит чаемых перемен. Духовное состояние мира не улучшается, напротив, — оно ухудшается. В этом безпросветном отчаянии святой Иоанн Предтеча посылает двоих из своих учеников ко Господу прямо спросить Его: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Ты ли Избавитель мира или я ошибся?» Это вопль человека, который стоит на грани полного отчаяния, когда всё представляется ему абсурдом.
Для нас утешение видеть, что такой великий человек как Предтеча прошёл через этот мрак. Это участь многих наших современников, не желающих примириться, как все, с нарастающим распадом жизни. И Предтече надо молиться всем, кого Господь посещает внезапно смертельной болезнью, калечащей автокатастрофой, утратой любимого человека, оставленностью и одиночеством, когда, кажется, полностью теряется смысл жизни. Во всех этих испытаниях Предтеча может ходатайствовать за нас пред Господом с особенной силой.
Христос не даёт Предтече прямого ответа: «пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали», — говорит Он. Как бы ни умножалось зло, что-то несравненно более существенное происходит непрестанно в мире: слепые вновь обретают зрение, глухие слышат, хромые ходят и благая весть достигает нищих. И сегодня мы являемся свидетелями того же. Люди продолжают получать исцеление чудесным образом — через чудотворные иконы Божией Матери, у раки преподобного Сергия и преподобного Серафима, молитвами святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, святых Царственных мучеников. Доныне совершаются исцеления, которые признаются медициной как необъяснимые. Евангелие воистину проповедано во всех уголках мира.
Однако остаётся вопрос, который мучил святого Иоанна Крестителя в темнице: должны ли мы ждать другого мессию-спасителя, который будет действовать более успешно? В минувшем XX веке многие верили в это, когда кричали в Европе: «Heil Нit-ler!», а в России ждали от своего вождя решения всех своих проблем.
На самом деле обман был и будет гораздо глубже. Христос не обещал спасения, которое упразднит на земле все несчастья: «Блажен, кто не соблазнится о Мне». Этими словами Он говорит: «Да, это Я, Мессия и Спаситель, но не соблазняйтесь, оттого что по видимости Я немощен». Христос не спасает Иоанна Предтечу ни от темницы, ни от смерти. Себя Самого Он не спасает от Креста. И Он не препятствует тому, чтобы в нашей жизни были беды и страдания. Но Он даёт силу веры. Он показывает, как велик святой Иоанн Предтеча, оттого что всю свою надежду он возлагает на Бога, не на благополучие и роскошь.
«Что смотреть ходили вы в пустыню? Человека ли, одетого в мягкие одежды?» Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. И он не тростник, колеблемый каким угодно ветром, но человек пустыни, которому твёрдое стояние в вере стоило тюрьмы. И он голову свою положит за верность Христу и правде Его. И все, кто живет верою во Христа, и предаёт свою жизнь Ему, Он называет великими в Царстве Небесном. Из рождённых женами нет ни одного пророка большего Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Божием больше его. Открывается переход от древнего мира к новому. Время становится качественно иным — Царство Божие входит в него.
Христос начинает служение, когда Предтеча завершает свой путь. Подобно тому как Моисей, великий пророк, увидел землю обетованную, но не вошёл в неё сам, так святой Иоанн Предтеча остаётся на пороге Царства. Приходом Христа нищие, мытари и грешники сподобляются этого Царства. Те, кто ничего собой не представляет, становятся больше Иоанна, большего из всех людей. Но чудо и милость в том, что это происходит заступничеством Предтечи за нас. И мы можем сподобляться благодати новой жизни, прикладываясь к честной главе Предтечи или его иконе.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ