Протоиерей Артемий Владимиров - Учение о Святой Троице

Архив: 

 

  12 июня — день Святой Троицы. Пятидесятница

 

 

В этом году исполняется 1630 лет со дня созыва II Вселенского Собора в царствовавшем граде Константинополе при императоре Феодосии I Великом. Ведущими деятелями Собора были святители Григорий Богослов и затем святой Григорий Нисский. Главный плод их трудов — нерушимое утверждение Никео-Цареградского Символа веры, дополненного последними пятью членами. Собор, опровергнув и разбив духоборческую ересь, засвидетельствовал единосущие Отца и Сына и Святаго Духа, повелел воздавать третьей Ипостаси подобающую честь, как Богу. Дух Святый, по богооткровенному и непогрешимому учению Церкви, равночестен Отцу и Сыну и имеет с Ними едино Божество.
На Соборе просиял благодатью премудрости святитель Григорий Нисский, муж, соединявший «…обширную учёность и высокий ум с непревзойдённой святостью жизни…».

С благодарной памятью склоняя главы пред этими великими светочами веры, мы, чада Святой, Соборной и Апостольской Церкви, едиными устами и сердцем исповедуем, как в первом, четвёртом, так и в двадцать первом столетии, «Троицу Единосущную и нераздельную»! А на самый праздник Новозаветной Пятидесятницы дружно призываем «Царя Небесного, Утешителя, Духа истины» прийти и вселиться в нас и, очистив от всякия скверны, спасти души наши…

Будучи наперсниками святой веры, мы ощущаем дыхание Духа «в ноздрях наших». Имея в сердце драгоценный «залог Духа», мы вопием Богу с дерзновением: «Авва Отче», ибо восприняли в крещении не духа боязни, но Духа любви и истины.

Господь Бог Дух Святый, по верному слову Спасителя, «наставляет нас на всякую истину и возвещает нам грядущее». Помазание Духа «учит нас всему» потребному для спасения, ибо Им «испытуются и глубины Божии». Благодать Святаго Духа, в день Святой Троицы обильно изливающаяся на Церковь, есть главное и неотъемлемое сокровище православных христиан, имея которое мы возводимся в достоинство «сынов Света и сынов Царствия»… Тот, кто «не имеет в себе Духа», то есть не живёт Им, не сообразует с Его святыней собственные помышления и чувствования, тот вовсе не признаётся апостолом Павлом Христовым учеником, но носит в себе, по необходимости «дух лукавый».

Итак, друзья, почтим по достоинству деяния Второго Вселенского Собора, обретём в «стяжании Духа Святаго Божия» главную и подлинную цель земного бытия! Благодать, она одна-единственная, способна свершить (при нашем непрестанном содействии) дело очищения падшего естества и претворить каждого из нас в обитель Пресвятой Троицы! В награду за правое исповедание веры и соответствующую вере благочестивую жизнь Дух Святый, как Бог благий и всемогущий, царственно действует в нас, научая «персты наши на брань», раскрывая пред нашим мысленным взором все явные и тайные козни безплотного врага, осеняя нас необходимой силой к противоборству лукавому и низложению его коварных замыслов.

Преподобный Антоний Великий, знаменосный наставник всемирного монашества, говорит, что истинного ученика Христова всегда покрывает невидимая Божественная сила, которая вспомоществует христианину во всех предпринимаемых им делах богоугождения. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»! Дух Святый дарует нам, чадам Отца Небесного, с покаянием возвращающимся в истинное Отечество, «лучшую одежду» — «росоносное, огнезрачное, легчайшее воздуха, снеговидное одеяние» благодати… Такими высокопоэтичными, чудными словами Святые Отцы именовали силу Духа, облекающую душу и тело христианина, наподобие льняной одежды ветхозаветных священников, служившей символом чистоты и непорочности помышлений…

Святитель Игнатий Кавказский уподоблял действия благодати в сердце кающегося и внимательно молящегося подвижника небесному огню, который не опаляет, не сожигает душу, но таинственно просветляет и прохлаждает её, даруя ей не сравнимую ни с какими земными прелестями радость…

Поистине «благо иго» непогрешимой веры во Святую Троицу и «легко бремя» нелицемерного благочестия, то есть жизни по вере! А значит, не должно нам жалеть ни сил, ни времени на подвижнические труды по стяжанию чистоты, смирения и милосердия, которые приоткрывают дверь сердец наших для «веяния хлада тонка» — благодати Духа Святаго…

Входя ныне «во дворы Господни» православных храмов, украшенных на Троицу зеленью и цветами, «оправим», друзья, «светильники наши», чтобы они не оказались «праздными», пустыми, обнажёнными от действия благодати Христовой. Покуда не поздно, обратимся «к торгующим» — бедствующей братии нашей — и приобретём у них делами благотворительности и милосердия живительный елей Духа… Ведь всякое, по удостоверению Саровского светильника, добро, «Христа ради совершаемое», приносит в сердце благодать Господню.

А особенно порадеем о покаянии, искреннем исповедании согрешений наших с решительным отвержением их… «Аще будут грехи твои, яко багряное, — яко снег убелю; яко червленое, — яко волну убелю», — говорит Господь. С детской верой Царя и пророка Давида воззовём к Спасителю: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей…». «Если мы, будучи злы, умеем делать благие даяния детям нашим, не тем ли паче Отец наш Небесный даст Духа Святаго просящим у Него?»

Наслаждаясь обилием благодати, которая ищет простые и незлобивые сердца, обретя за спиной крылья благодарственной сыновней молитвы, будем чисто славить Пречистую Троицу, Отца, Сына и Святаго Духа, свидетельствуя миру о неизреченном богатстве Божией благости, наполняющей наши храмы и, дай Бог, души наши. Аминь.

Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ