Протоиерей Владимир Волгин - Троица

Архив: 

 

С отцом Владимиром Волгиным, настоятелем храма Софии Премудрости Божией, мы встретились в преддверии праздника Святой Троицы.

 

Корр.: Отец Владимир, расскажите, что означает праздник Троицы в Вашей жизни, какой из них Вам больше других запомнился?

О.Владимир: Вы задаёте вопрос прямо в сердцевину моего сердца. Может быть, это дерзновенно будет сказано, но со Святой Троицей в моей жизни связано многое. Я родился и жил в Москве, в Лаврских переулках. На том месте, где были наши деревянные дома дореволюционной постройки, располагалось подворье Троице-Сергиевой лавры. В те времена, когда я был ещё неверующим человеком и не был крещён, я познакомился там с очень известным иеромонахом из Троице-Сергиевой лавры — о. Матфеем. Он был регентом Лаврского хора, а умер архимандритом. Я приезжал к нему для разъяснения внутренних вопросов, очень ценил его мнение, хотя тогда я рассуждал так: «Ну что монах может знать о мирской жизни?» Он был очень проницательным человеком. А главное, он молился за меня и, я думаю, что по его молитвам в скором будущем (когда мне исполнилось 20 лет) я принял Крещение. Помню один чудесный сон, который мне приснился, когда мне было лет шестнадцать и я был комсомольцем. Хотя преподобные старцы и святые советуют не верить снам, но некоторые из них бывают вещими. И вот в том сне я как будто блуждаю на лыжах в заснеженном лесу, вышел на полянку, на которой стояла церковь с покосившимся не только куполом, но и барабаном. Я начал разглядывать её и вдруг из дверей явились три седобородых старца в подрясниках, препоясанные веревками. И какая-то непреодолимая сила меня повергла перед этими старцами на колени. Они меня перекрестили широким размашистым крестом. И пошли дальше. А я попытался побежать за ними, но догнать их не смог. И ещё: когда я работал экскурсоводом в Останкинском музее изобразительных искусств, наши помещения располагались в храме Пресвятой Троицы. И последний приход, куда в 1995 году меня направил правящий архиерей в Курской епархии, — храм Живоначальной Троицы в Щиграх, но в нём мне не довелось служить.

Корр.: Сегодня, слава Богу, власть предержащие вспомнили о русском народе, о сохранении русской культуры. Но почему только сейчас? Ведь факт создания русским народом Российского государства не требует доказательств, об этом свидетельствует вся история России. Что произошло?

О.Владимир: Я считаю, что в 1991 году, когда в нашей стране был издан закон о совести и свободе вероисповедания, свершилось великое чудо. С тех пор Церковь перестала быть гонимой. Я благодарю Бога — мы сейчас живём без коммунистического режима. В советское время дерзновенных священников отправляли в психиатрическую лечебницу. И когда они выписывались с диагнозом «шизофрения», никто из архиереев не осмеливался давать им возможность служить на приходах. Вот такое было сложное время. А сейчас свободное. Как-то я держал слово перед академиками. После меня выступил академик Бургасов Николай Петрович. В свое время он был первым заместителем министра здравоохранения и главным санитарным врачом Советского Союза. Он говорил: «Я коммунист, но в то же время я православный верующий. Разве может объяснить эволюционная теория Дарвина такое многообразие флоры и фауны на Земле. Это — деяния Бога-Творца». Прощаясь со мной, он сказал, что только недавно уверовал в Бога и что времени у него нет. Но я ему сказал: «Время есть, пока мы живём». И первая его исповедь была у меня.

Корр.: Русский народ, русская культура созданы православной верой. Именно православное мировоззрение лежало в основе созидания Российского государства. Не кажется ли Вам, что и сегодня Русская Православная Церковь имеет огромные силы для воспитания нравственности гражданина страны, но государство не пускает Церковь в школы, институты, ограничивает в СМИ?

О.Владимир: Надо учитывать то, что до 1991 года в нашем государстве исповедовалась другая идеология. Ныне многие поклоняются золотому тельцу, ищут утешение и наслаждение в грехах человеческих, страстях. Я ни в коем случае не обвиняю этих людей — они не обрели Бога. Гораздо более строго я отношусь к христианам, которые нарушают заповеди. Но люди приходят в церковь. Я крестился в 1969 году, и, если я видел на Рождество Христово или Пасху Господню 5—6 молодых лиц, это меня радовало. А сейчас я вижу — в храме молодёжи много. Есть притча у Господа Иисуса Христа: первое зерно упало на каменистую почву, зато третье — на плодородную и принесло плоды. Да, сейчас встречаются люди, хотя всё реже, которые ходят в церковь, отдавая дань моде. Но эта мода — на несколько дней. Ведь мы, христиане, постимся в среду и пятницу и во все четыре поста. Мы должны исповедоваться и причащаться Христовых Таин. Воскресенье у нас должно быть посвящено Христу. Это очень тяжело. Поэтому 80 процентов населения страны называют себя православными, но только 3 процента из них — воцерковлённые.

Корр.: Отец Владимир, Вы постоянно выслушиваете людские исповеди. Какие грехи распространены в современном обществе?

О.Владимир: Блуд, прелюбодеяние, контрацепция. Мы живём среди худых обычаев, растлевающих нашу душу. Я помню, что старец архимандрит Иоанн Крестьянкин наказывал таких отлучением от причастия на 40 дней.

Корр.: Вы тоже снисходительны к таким людям?

О.Владимир: Конечно. Есть такие тяжёлые грехи, которые почти невозможно отмолить, и вот со своими слабыми силами ты вступаешь в борьбу с духами злобы поднебесной, которые могут сломить нашу душу.

Корр.: Даже священника?

О.Владимир: Да. Был такой батюшка архимандрит Серафим (Тяпочкин), очень известный старец в Белгородской области. Он рассказывал, что как-то к нему приехал бесноватый священник. Он недоумевал, почему священник стал бесноватым. А оказалось, что он без благословения своего духовника стал отчитывать бесноватых. И однажды бес вошёл в него.

Корр.: Складывается впечатление, что сегодня, несмотря на заполненность храмов, людей мало волнуют вопросы морали и нравственности. Больше заботят проблемы денег, карьеры, успеха, комфорта. Многие ли думают о спасении души?

О.Владимир: О спасении души думают все. Другое дело — как сильно.

Корр.: Как Вы оцениваете современные нравы? Ведь если во времена Достоевского убийство старушки стало поводом для написания романа о человеке и его душе, то сегодня о подобных преступлениях чуть ли не ежедневно весело рассказывают по ТВ.

О.Владимир: Люди неверующие не могут осмыслить некоторых грехов, которые были понятны в дореволюционной России. Раньше русский народ жил, испытывая глубокую веру в Господа Иисуса Христа, следуя заповедям Божиим. Сейчас всё иначе. В западном мире — бойфренды. У нас — гражданский брак. Это отношения, которые не освящены Церковью. Если бы человек задумывался о смысле своей жизни, то, я думаю, он пришёл бы сознательно к вере в Бога и вечную жизнь. Когда человек становится верующим, он начинает понимать, почему нельзя грешить — за пределами этой жизни мы предстанем перед Богом и будем сдавать строжайший экзамен. И нас ждёт либо блаженство Царствия Небесного, либо вечные мучения, о которых Господь Иисус Христос говорил: «Там будет плач и скрежет зубовный». По словам святителя Василия Великого, жизнь христианина — это училище благочестия, в конце которого каждый будет сдавать экзамен на будущую жизнь. Мы должны размышлять над смыслом человеческой жизни. Иисус Христос говорил: «Будьте светом для мира и солью для земли, чтобы люди, видя ваши добрые дела, прославляли Отца Небесного». Можно молча проповедовать Христа — когда Христос живёт в тебе. Но надо понимать, что, когда человек делает попытки приступить к Церкви (а Церковь — это корабль, который ведёт нас сквозь бурные волны житейского моря к берегу спасения, ведь в церкви совершается Божественная литургия, во время которой хлеб и вино прилагаются в Тело и Кровь Господню), он встречает очень тяжёлые препятствия. Если Бог желает спасения для человеческой души, то дьявол желает погибели. Как Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «В мире дьявол борется с Богом, а поле брани — человеческая душа». Николай Александрович Мотовилов как-то спросил преподобного Серафима Саровского, есть ли бесы и демоны? И тот ответил: «Чему же вас учили в университетах? Безусловно, они есть и имеют такую силу, что если бы не Господь, могли бы своим коготком перевернуть земной шар». И мы тоже чувствуем на себе влияние духов злобы. Я часто привожу такой пример. Допустим, человек раздражается (я говорю о себе) на самого близкого человека, и в порыве раздражения я понимаю, что творю зло и причиняю глубочайшую боль любимейшему человеку, но не могу ничего поделать, так как мной овладевает какая-то сила. Вот пример одержимости человека бесами. К тому же на пути человека к Богу могут встретиться и невнимательные священники, и грубые люди, прислуживающие в церкви. И порой эта грубость может так далеко отбросить человека от церкви, что становится грустно и печально. Но если бы человек был подготовлен и знал, что каждое доброе дело будет встречать сопротивление, тогда он нашёл бы среди несовершенства человеческих личностей жемчужины для своего дальнейшего духовного развития и укоренения в церкви.

Корр.: Отец Владимир, в числе Ваших духовных чад есть люди, наделённые большой политической и государственной властью. Испытание властью и богатством — одно из самых трудных. Как они эту проблему решают?

О.Владимир: Власть и богатство, безусловно, серьёзное испытание. Но всё зависит от отношения к ним. Если власть и богатство являются для человека богом, они не пойдут ему на пользу. Я читал где-то у кого-то, что главное — не быть рабом богатства и власти и управлять народом со страхом Божиим, а богатства распределять между бедными и нуждающимися.

Корр.: В последнее время происходят в мире экологические катастрофы: цунами, землетрясения, наводнения, пожары — это невольно наводит на мысль о приближении Апокалипсиса. А что Вы думаете по этому поводу?

О.Владимир: Катаклизмы были всегда. Их не стало больше. Просто сейчас о них чаще говорят в средствах массовой информации. Всё, что мы испытываем в жизни земной, — от Бога. И от человечества. Если люди будут соблюдать заповеди Божии, если будут стремиться к высоте постижения нравственных ценностей, то время Апокалипсиса будет отодвинуто. Достаточно вспомнить Иону-пророка, который прибыл в Ниневию сказать, что его народу пришёл конец. Услышав эту весть, народ пришёл в глубочайшее покаяние, осыпал себя пеплом, много дней постился. Так что от нас зависит конец света. И тогда Господь отодвинул время уничтожения Ниневии. Если будем вести развратный образ жизни, то конец придёт быстро, а если будем жить в Боге — этот несовершенный мир проживёт дольше.

Корр.: Спасибо, Отец Владимир. Христос Воскресе!
О.Владимир: Воистину Воскресе!

Беседовала Ольга Николаевна ВАНДЫШЕВА