†2 июня 2006 года, 5 лет назад отошёл ко Господу великий русский скульптор и общественный деятель Вячеслав Михайлович Клыков
Творчество, профессиональная и общественная деятельность, понимание смысла жизни и справедливости, православная вера русского скульптора рубежа ХХ–ХХI веков Вячеслава Михайловича Клыкова всегда направляли и ориентируют нас на органичное сочетание традиций и новаций, служение ценностям русской православной культуры. За это его уважают все, кто любит Россию, и ненавидят, боятся наши враги.
«У русского человека большое, пространственное мышление, космический, вселенский взгляд на вещи, — писал Клыков. — И образ только тогда становится вечным, когда в нём как бы начинает биться сердце вечности. И когда в художнике зародился образ и исполнился силой, то его очень важно удержать, запечатлеть твёрдой, волевой, холодной формой безупречности. Ибо только внешне безпристрастный, но внутренне живой образ становится символом, знаком вечности».
С годами формировалась не только художественная, но и гражданская позиция творца. Невозможно отделить Клыкова-скульптора от Клыкова-гражданина. Всем своим творчеством он утверждал историческую основу, на которой должна стоять Россия: Православие, самодержавие, народность. «Для каждой творческой работы — я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей музыкантов, скульпторов и т. д. — необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив — моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота — по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков, чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».
Вячеслав Михайлович — автор 200 памятников, в частности: святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, вмч. Георгию Победоносцу, игумену земли Русской прп. Сергию Радонежскому, свв. равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, преподобному Серафиму Саровскому, Царю-мученику Николаю II, воинам-инокам Пересвету и Ослябе, преподобномученице великой княгине Елизавете Феодоровне, святителю Савве Сербскому, равноапостольным княгине Ольге и князю Владимиру, св. блгв. князю Димитрию Донскому, святому Илии Муромцу, митрополиту Иоанну (Снычёву).
Он считал, что это — ключевые фигуры христианской истории, что своими духовными подвигами они предначертали судьбу России. Памятник преподобному Сергию Радонежскому — особая веха в жизненном и творческом пути скульптора. И ещё он говорил:
«Я страстно хочу увидеть законного российского самодержца, порадоваться за народ наш, который через все испытания, страдания, лишения и тяготы вернётся к Богу и будет жить по законам Его. Вот тогда русский народ может обрести и мир, и достойную жизнь, и согласие. Исполнению этой мечты я хотел бы посвятить жизнь». Так говорил Клыков и так он жил. Два памятника Императору Николаю II поставил скульптор, и оба были взорваны и вновь восстановлены им. А сколько сил было положено Клыковым на объединение монархических сил в России, на проведение Земских соборов, на воссоздание Союза русского народа. Остаётся только удивляться, когда Вячеслав Михайлович успевал творить? Он горел, как свеча. Невозможно перечислить все памятники, которые создал великий скульптор и которые посвящены великим поэтам и писателям России: Пушкину, Бунину, Достоевскому, Хлебникову, Батюшкову, Рубцову, Белову, Крупину и, конечно, Шукшину. Нельзя не вспомнить о его памятниках великому реформатору Петру Аркадьевичу Столыпину, полководцам Александру Васильевичу Колчаку и маршалу Георгию Константиновичу Жукову.
Тема грандиозности победы в Великой Отечественной войне пронизывает всё творчество скульптора. Самым значительным по масштабу стал памятник на Прохоровском поле под Курском, созданию которого предшествовало десять лет напряжённой работы.
На пятидесятиметровую высоту взметнулась белоснежная свеча звонницы, увенчанная золотою державою, с вычеканенными на ней словами Христа: «Больше сия любве никто же не имать, да кто душу положит за други своя». А на державе — фигура Богоматери, простёршей Свой Покров над всей Россией, Домом Пресвятой Богородицы. На створках звонницы — каменная летопись Великой победы: двадцать четыре огромных, многофигурных рельефа, где 130 образов. И встало здесь вместе с воинами земными воинство небесное. В памятнике Клыкова воплотился великий собирательный символ Великой победы.
В последний год жизни у него была своя «болдинская осень»: он поставил более 20 памятников. И самым значительным из них стал памятник киевскому князю Святославу, сыну князя Игоря и святой равноапостольной княгини Ольги. Князь Святослав сверг хазарское иго, победив Хазарский каганат.
«Дорогие братья и сёстры, вы начинаете великое дело осмысления событий, связанных с разгромом князем Святославом Хазарского каганата в 965 году, — говорил Клыков. — Русскому народу в наше время важно знать, а главное правильно понимать суть этой судьбоносной победы. Верю, что, возжигая пламя знаний о подвигах Святослава, вы согреете миллионы русских сердец надеждою и верою в освобождение от гнёта нынешней сионистской олигархии».
Вячеслав Михайлович сказал всем нам, кто остался жить: «Ничего не бойтесь, идите и побеждайте зло в себе и в мире. Народ наш русский — народ-государственник. Он — основа русской и российской государственности. Наша беда в том, что сегодня мы разъединены и разобщены. Мы должны осознать свою силу. Наша сила в правде и единстве. Вместе мы богаче и сильнее любого олигарха. Это должен осознать каждый русский человек. И тогда мы победим. Правда за нами, за Россией правда! Она победит, и мы победим вместе с ней!»
Клыков часто сравнивал Россию с русским лесом. Русский лес — это символ России. Распродажа леса — это распродажа России. Спасём лес — спасём Россию.
Не случайно тема Первых Всероссийских Клыковских чтений, проведённых Международным фондом славянской письменности и культуры в марте 2011 года, именовалась: «Идеология "русского леса" — основа интеграции консерватизма и модернизации развития современной России».
Русский лес нужен нам для сохранения жизненного потенциала коренного населения современной и будущей России. Это не только уроки истории XX века, отрицательными результатами радикальных модернизационных трансформаций, разрушающих корневую систему культур русского и других народов, практик, традиций их социально-исторического развития, эволюционного обновления, но и современным системно-историческим видением сочетания традиционного и нового.
Вселенские масштабы и сложность данной проблематики, включённость в неё современной России, истории её философии, смысла жизни коренных народов были глубоко и точно отражены судьбой, профессиональной и общественной деятельностью В.М.Клыкова.
Обо всём этом говорили практически все участники Первых Всероссийских Клыковских чтений. Об этом же было сказано и в приветствии губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко.
Это прекрасно понимали наши великие писатели и художники. Один из главных героев чеховской пьесы «Дядя Ваня», доктор Астров, говорил: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Человек одарён разумом и творческой силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее…»
Как это похоже на нашу сегодняшнюю Россию. Судьба её — символ вишнёвого сада в пьесе Чехова: «Вся Россия — наш сад!» Тревожный звук топора, занесённый над садом, олицетворяющим красоту, поэзию и, что говорить, достаток жизни — это знак будущего России, сигнал авторской тревоги за наступающий ХХ век. «Глухой звук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно», — лейтмотив пьесы. Он нарастает по мере приближения её действия к финалу, чтобы, в конце концов, заглушить все остальные звуки жизни и победительно предстать в заключительной ремарке: «Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду стучат по дереву. Занавес».
Леонид Леонов в романе «Русский лес» (1950—1953) сумел увидеть не только нерасторжимое взаимопроникновение судеб леса и народа, создав концептуально ёмкий образ русского леса, но и выразил глобальный смысл проблемы творческого, созидательного лесоустройства России. В этом романе показана борьба идеологий патриота и временщика. И то, как важна сила национального единения.
«Одетая в зарево лесных пожаров Россия вступала в двадцатый век», — писал Леонов. Достойно глубочайшего удивления то, что апокалиптические картины лесных пожаров начала ХХ века — это огнедышаший революцией старт ХХ века. Он повторится в XXI.
Огнедышащее лето 2010 года запомнится России надолго. Пламенная стихия лесных пожаров пронеслась через всю страну — от востока до запада, самые разрушительные свои следы оставила в центральной части, в пограничных со столицей регионах. Апокалиптический по силе накала костёр безжалостно слизнул с лица земли огромные лесные массивы, жаркий язык его пламени достал десятки селений, горели дома и гибли люди. Горела Россия…
На таком фоне создать и реализовать какую-то долгосрочную стратегию, например, ожидаемую программу системной модернизации, задача неисполнимая. Настали времена, когда Господь таким вот жёстким образом напомнил человеку о необходимости блюсти вечные законы Бытия, о неизбежности расплаты за бездумно-кичливое расточительство земных богатств, за предательство памяти предков, за духовное разложение.
Жуткое зрелище мёртвых массивов обугленного леса и пепелища человеческого жилья не могли не всколыхнуть памяти о том, какой глубиной понимания роли русского леса в формировании национального характера россиянина, его нравственности полнилось творчество русских писателей, художников, скульпторов и среди них В.М.Клыкова.
Особое внимание в ходе чтений было уделено обсуждению проблем социальной неэффективности, разрушительному характеру радикальных либерально-рыночных реформ последнего 20-летия, а также рассмотрению проблем обеспечения достойного социального положения и роли русских в жизни России, других коренных народов нашей страны.
Важным событием в программе чтений стало подведение итогов и награждение победителей и призёров Международного конкурса молодых учёных и студентов «Культура — основа качества национального социального образования, жизненных сил человека и общества», который с 2002 года проводится у нас в стране под эгидой РАО и Международного фонда славянской письменности и культуры. Среди победителей и призёров конкурса были аспиранты и студенты не только вузов России и стран СНГ, но и Болгарии, Испании, Египта, Хорватии. Их работы были оценены жюри в номинациях: «фундаментальные основы социального образования», «социогуманитарные науки и качество образования», «социальное воспитание в национальной системе образования», «национальные модели образования и современные социальные технологии», «ноосфера и жизненные силы человека и общества», «новации и традиции, инерционность и ускорение развития современного образования», «духовно-нравственные основы социального служения» и др.
Участники чтений приняли обращение к гражданам России, где предлагается органическое единение консерватизма и модернизации для развития современного российского общества, его народов на основе идеологии «русского леса».
Святослав Иванович ГРИГОРЬЕВ, д.с.н., профессор,
Александр Михайлович ЕГОРЫЧЕВ, д.ф.н., профессор