...То, что сейчас переживает наша Родина, не имеет прецедента и потрясает воображение. Бок о бок с духовным, социальным и экономическим кризисом шествует ниспровержение всех наших основ. Речь идёт о попытках искоренения и уничтожения нашей традиции. Того, что всегда считалось основой жизни нашего Отечества.
Накануне Рождества Христова Архиерейский синод Элладской Православной Церкви принял обращение к греческому народу, которое было прочитано во всех храмах страны. В своём послании Священноначалие ЭПЦ резко критикует государственных деятелей Греции за то, что они отдали страну во власть кредиторов.
Рождественское послание Священного синода буквально взорвало Грецию, однако осталось «незамеченным» в международном информационном пространстве. В самой Греции официальные СМИ выступили с нападками на Церковь, обвиняя её во всех смертных грехах и, прежде всего, во вмешательстве в государственную политику, общественную жизнь, образование. Однако большая часть общественности поддержала воззвание Священного синода. Публикуем этот документ.
«Священноначалие Элладской Православной Церкви, собравшееся 5—8 октября 2010 г. на своё очередное заседание, считает своим долгом обратиться к своей пастве, народу Божиему, а также ко всем неравнодушным людям на языке правды и любви.
Мы с вами живём в тяжёлое и драматичное время. Наше государство столкнулось с тяжелейшим экономическим кризисом, который вызывает у большинства людей чувство неуверенности и страха. Мы не знаем, что принесёт нам грядущий день. Очевидно, что наша Родина уже несвободна, что фактически ею управляют кредиторы. Мы знаем, что многие из вас ждут, что Церковь скажет своё слово и займёт свою позицию относительно событий, которые мы все с вами наблюдаем.
То, что сейчас переживает наша Родина, не имеет прецедента и потрясает воображение. Бок о бок с духовным, социальным и экономическим кризисом шествует ниспровержение всех наших основ. Речь идёт о попытках искоренения и уничтожения нашей традиции. Того, что всегда считалось основой жизни нашего Отечества. В социальной сфере предпринимается упразднение наших устоев и прав, причём правительство утверждает: «К этим мерам нас принуждают наши кредиторы».
Таким образом, мы, как государство, фактически признаём, что находимся под оккупацией и исполняем волю наших новых зарубежных повелителей. В связи с этим возникает следующий вопрос: их претензии касаются только финансовой и социальной сферы или распространяются на духовную и культурную самостоятельность нашей Родины?
Перед лицом сложившегося положения у всякого разумного человека возникает вопрос: почему мы прежде не предпринимали тех жёстких мер, которые сегодня называем «давно назревшими»? Вся эта патология нашей общественной жизни, которую мы теперь с таким трудом пытаемся преодолеть, почему не была уврачёвана вовремя? Зачем нужно было ждать, пока мы не достигнем сегодняшнего критического состояния? Вот уже несколько десятилетий нашим государством управляют одни и те же люди. Из какой политической целесообразности они исходили, зная, что ведут страну к катастрофе, а сегодня чувствуют себя в безопасности, осознавая себя лишь исполнителями чужой воли? Сейчас в Греции происходят такие радикальные сдвиги, которые в прежние времена привели бы в волнение всю страну, но сегодня они почти не встречают противодействия.
Наш экономический кризис вызван дисбалансом между производством и потреблением. Между медленными темпами развития производства и высоким жизненным стандартом, к которому мы привыкли. Когда потребление значительно превышает производство, экономический баланс неизбежно смещается в сторону расходов. Чтобы справиться с этим, наша страна вынуждена прибегать к внешним займам. Когда кредиторы начинают требовать возвращения долгов, наступает кризис, а затем и банкротство. Но экономический кризис, который тяготит и угнетает наше отечество, — это только вершина айсберга. Это последствие и плод духовного кризиса.
Диспропорция между потреблением и производством является не только экономической категорией, но, прежде всего, показателем духовного надлома. Признаком нравственного кризиса, который поразил как власть, так и народ. Власть не смогла вести себя ответственно перед народом, не могла или не хотела говорить языком правды, пропагандировала ложные идеалы, способствовала коррупции, причём с единственной целью — сохранить свою власть. Фактически она действует против истинных интересов нашего народа и государства.
С другой стороны, мы народ, который ведёт себя безответственно. Мы обожествили богатство, ищем сытой и спокойной жизни, не брезгуем ложью и лёгкими заработками. Нас уже не волнует, что происходит в мире и с нашей страной. Самочинное требование профсоюзов и различных социальных групп соблюдения своих прав, при полном безразличии к последствиям их реализации для всего общества в целом, в огромной степени способствовали тому, что мы оказались в сегодняшнем положении.
Сущность духовного кризиса заключается в отсутствии смысла жизни, замкнутости человека в одномерном настоящем, в его эгоцентрическом и самолюбивом инстинкте. Это настоящее без будущего, без идеалов, без мечты. Настоящее, обречённое на скуку и монотонность. Это превращение жизни во временный промежуток между рождением и смертью, неизвестно лишь, сколько времени пройдет между ними. При такой перспективе безцельность всегда соперничает с безсмысленностью, а результатом всегда является трагедия. И тогда на вопрос: «Сынок, зачем ты употребляешь наркотики?», в ответ слышишь: «А почему, скажи, я не должен их употреблять? Я ни на что не надеюсь и ничего не жду. Единственная моя радость — это наркотики». А мы вместо того, чтобы найти смысл своей жизни, стремимся к богатству, комфорту и благополучию. Но когда кроме потребления не существует другой жизненной цели, когда материальная состоятельность и её демонстрация окружающим становится единственным способом добиться общественного признания, тогда разврат является единственно возможным образом жизни. В противном случае, если ты не растлился — значит, ты глупец.
Так думали и поступали многие, и мы дошли до растления не только нашей власти, но и большой части нашего народа. Вечный вопрос-дилемму Достоевского «Свобода или счастье» мы переживаем во всём его трагическом размахе. Мы избрали мнимое благополучие, но потеряли свободу, причём не только нашу личную, но и свободу нашей Родины. Сегодня человек (возможно, и оправданно) дрожит лишь от одной мысли — о снижении своих доходов, но его не заботит дефицит денег, выделенных государством на образование. Он не волнуется о своих детях, которые угасают в своих многочисленных зависимостях, не переживает из-за обесценивания человеческой личности и жизни. Вот подлинный смысл сегодняшнего кризиса и источник экономических трудностей, которыми так жестоко пользуются «мировые правители».
На заседании Священного синода мы, ваши духовные отцы, критически оценили свои действия и пожелали взять на себя ответственность и часть вины за переживаемый кризис. Мы знаем, что огорчали вас, возможно, и вводили в искушение. Мы не реагировали незамедлительно и действенно на поведение клира, что ранило вас. Желающие разорвать связь народа с Матерью-Церковью воспользовались настоящими и выдуманными скандалами и постарались ниспровергнуть ваше доверие к Церкви.
Мы хотим сказать вам, что Церковь располагает противоядием к культу потребления — это аскеза. В то время как потребление — это тупик, ведь жизнь тогда не имеет смысла, аскеза — это спасение, т.к. она ведёт к настоящей жизни. Цель аскезы не в отказе от удовольствий, а наполнение жизни глубиной и содержательностью. Она подобна тренировке спортсмена, которая приводит его к заветной медали, а медаль эта не что иное, как жизнь, победившая смерть, жизнь, обогащённая любовью. Аскеза — это путь к свободе от рабства излишества. Именно это рабство и превратило нас в посмешище.
Нас тревожит состояние нашего образования, так как современная система образования рассматривает ученика не как личность, а как компьютер. Единственная его функция — это «загрузка» информацией. Индивидуальность ученика при этом в расчёт не принимается. Наши дети справедливо отторгают такое образование. Поэтому нас безпокоит очередная реформа среднего образования. Мы признаём, что составление учебников — часть сферы ответственности государства, но их содержание касается каждого гражданина, и большинство ждут от Церкви, чтобы она возвысила свой смиренный голос по этому вопросу.
Мы хотим, чтобы все наши храмы открыли свои двери для нашей молодежи. В те приходы, которые уже так поступили, притекает много наших детей, ищущих смысла и надежды.
Мы знаем, что вы хотите от нас, своих пастырей, чтобы Церковь была героической, живой, с пророческим словом, с актуальной молодёжной проповедью, и в то же время не обмирщённая, а безкомпромиссная, свободная и сильная. Церковь, которая не боится противостоять лукавой системе мира сего, даже если это приведёт к гонениям и мученичеству.
Церковь — это единственная институция, которая может стать рядом с человеком и его поддержать. Но Церковь — это все мы, и в этом Её и наша сила. Единство между пастырями и паствой больше всего хотят разрушить наши «мировые правители». Они знают, что если поразят пастыря, то легко рассеют стадо и поработят его. Вспомните историю: везде, где боролись с Богом, конечная цель удара был человек и его полное низвержение до самого животного состояния. И напротив, вочеловечивание Бога — величественное возвышение человека. Церковь выступает не против государства, а против тех, кто стоит за ним, кто пытается лишить вас надежды и идеалов.
Помните, по оценкам многих экономистов, этот кризис создан искусственно, чтобы послужить инструментом для достижения мирового господства сил, которые трудно заподозрить в любви к человеку.
Церковь Христа имеет свою позицию в отношении сегодняшнего критического положения, потому что не переставала быть частью истории и человечества. Церковь не только не может закрыть глаза на любую несправедливость, но и должна быть готова свидетельствовать и претерпеть мученичество.
Мы знаем, что люди вокруг нас голодают и терпят нужду, а души их часто переполнены отчаянием. Знаем об этом потому, что в первую очередь, они приходят в свой приходской храм. Наша цель и задача — превратить каждый приход в центр, через который осуществляется пастырская забота.
Мы решили создать центр анализа социальных проблем, чтобы можно было не только наблюдать, но и успешно бороться с трудностями, которые принёс сегодняшний кризис. Наша задача — развивать благотворительную деятельность каждого церковного прихода так, чтобы ни один человек не был лишён возможности получить кусок хлеба. Вы знаете, что в этом отношении Церковь проводит колоссальную работу. Знаете это, так как многие из вас поддерживают усилия своих церковных общин собственным трудом или экономической помощью. Мы призываем вас быть со своим приходом, чтобы сообща поддерживать друг друга в эти тяжёлые дни.
Наш народ и раньше сталкивался с бедностью и голодом, но выстоял и победил, потому что имел идеалы и ценности. Все вместе мы можем помочь одному, а один поддержит всех.
Бог не сделал нас трусливыми, а даровал силу духа и любовь. С этим духом, сплочённые вокруг нашей большой семьи, нашей Церкви, осознавая ошибки, стремясь найти смысл жизни и любовь, мы выйдем их этих сложных испытаний.
Священноначалие Элладской Церкви
Четверг, 16 декабря 2010 г.»
Вам, читатель, не напоминает ли многое из сказанного о жизни в сегодняшней России?
Материал подготовила
Ольга Николаевна РЕШЕТНИКОВА