Сейчас повсеместно появились молодёжные «организации» явно сатанинской направленности. Молодые люди взрослыми людьми приобщаются к тёмным культам, ведущим к быстрому разрушению их неокрепшие души, часто это заканчивается суицидом. Интервью настоятеля храма-часовни при Абрамцевской областной психиатрической больнице №5 протоиерея Вячеслава Брегеды.
О.Вячеслав: В начале нынешнего года мне позвонила матушка одного священника из нашего благочиния с просьбой посодействовать в том, чтобы её дочь положили в психиатрическую больницу. Девушка 19-ти лет пыталась «наложить на себя руки» уже второй раз. Мы её госпитализировали. И вот что выяснилось. Сейчас, помимо известных сект — иеговистов, сайентологов, адвентистов 7-го дня, пятидесятников, появились новые, которые приобретают популярность среди некоторой части молодёжи — «готы» и «эмо». Именно в их среде чаще всего отмечаются случаи самоубийств. Моя подопечная причисляла себя к «готам».
Невольно напрашивался вопрос: «Как вполне благополучная девочка из многодетной священнической семьи, закончившая к тому же православную гимназию, оказалась в подобной секте?»
Я попытался «заглянуть» в её внутренний мир, понять, чем она живёт и «дышит», чтобы выяснить, как сформировались её взгляды. И вот какое у меня сложилось мнение: для неё виртуальный мир компьютеров стал более реальным, чем настоящий.
Корр.: Существует ли «духовная база» у таких движений?
О.Вячеслав: «Готы» сами о себе так сообщают в интернете: «…наша субкультура появилась в конце семидесятых годов прошлого века на волне пост-панка. Стиль «готов» включает в себя интерес ко всему мрачному, к мистике, к чёрным или кроваво-красным цветам в одежде».
Посвящают в «готы» на кладбищах или в домах готической архитектуры. При этом читают заклинания. В подражание вампирам пьют красное вино.
Культ «эмо» развился из панк-рока. Представители его предпочитают красные одежды, красят волосы красной краской, часто впадают в истерию… Последний их культ возник совсем недавно и распространён в основном среди подростков.
Считается, что «готы» ненавидят весь мир, всех и вся, а «эмо» культивируют ненависть к самим себе, что значительно повышает опасность суицида.
Родиной всех новых культов называют Америку и Англию. В Священном Писании говорится, что худо тому, кто тьму называет светом, а добро — злом. Вот какие пишут они стихи: «А в лес, поодиночке, врассыпную, идём мы смерть искать, и кто какую…»
Одно из их стихотворений называется «Чёрный снег». Название уже говорит о многом. У них происходит деформация личности, коллапс. Невольно вспоминается трагическая судьба поэта Сергея Есенина, который незадолго до своей кончины написал поэму «Чёрный человек».
В конце XIX века была издана книга ирландского писателя Брема Стокера «Дракула». На первый взгляд, это — отвратительнейший ужастик, фэнтэзи, который нормальный человек не будет читать. Однако позднее по этому роману были написаны сценарии, поставлено несколько фильмов. Сейчас вышел очередной.
Сюжет «произведения» закручен таким образом, что вначале читатель или зритель испытывает отвращение к людям, которые становятся бесноватыми, вампирами. Их пытаются исцелять церковными средствами: окропляют святой водой, дают облатки (хлеб для причастия в католической церкви). Некоторые вроде бы начинают приходить в себя, но потом снова начинают бесноваться. Их опять пытаются «лечить». Священнослужители совершают вроде бы некое насилие. Но в конце концов симпатии читателя или зрителя оказываются на стороне «пострадавших», т. е. бесноватых, вампиров.
Последняя экранизация усиленно рекламируется. Подобные «произведения» воздействуют на личность человека, некоторые люди с ослабленной психикой невольно начинают входить в роль монстров, ведьм, вампиров…
Кинематографисты создали документальный фильм о последствиях романа «Дракула» и его последующих экранизаций, о том, как молодые люди впадают в беснование. Артист Вячеслав Тихонов рассказывал, как он играл роль контуженого человека в фильме «Они сражались за Родину». Бондарчук посоветовал ему, чтобы он как можно натуральнее вжился в образ. Тихонов вспоминал, что он чуть ли не полгода усиленно учился заикаться, чтобы всё выглядело естественно. Когда он сыграл этот небольшой эпизод, его домашние обратили внимание на то, что он начал и вправду заикаться. Тихонову потребовалось немало времени, чтобы «выйти» из этого образа.
Нечто подобное происходит и с молодыми людьми из так называемых «субкультур» с той лишь разницей, что те, кому всё-таки удаётся выйти из «роли» и остаться в живых, становятся постоянными клиентами психиатрических больниц. У них происходят такие разрушения психики, которые полному восстановлению не поддаются.
Есть ещё одна составляющая этой проблемы. На фоне реального рыночного мира, который всецело устремился в погоню за материальными благами, возникает протест молодых людей, ищущих другие жизненные ценности, как это было в шестидесятые годы прошлого века, когда возникло движение «хиппи». Сейчас происходит нечто подобное, однако в гораздо более опасных формах. На первый взгляд всё выглядит вполне безобидно: молодые люди хотят жить сами по себе, стремятся быть ближе к природе, создают общины, философствуют, затем ради прикола изображают из себя леших, вампиров, колдунов и так входят в «новый образ», что выйти из него уже не могут. Вроде бы — шутка, прикол, а на деле — самоубийство.
Корр.: Видимо, такие движения возникают не совсем стихийно, возможно, кто-то их координирует?
О.Вячеслав: Все неформальные движения в той или иной мере кем-то ведо́мы. Я разговаривал с компетентными людьми и пришёл к выводу, что за этим стоят весьма серьёзные люди. Кому-то выгодно, чтобы наша молодёжь отошла от православных традиций. Обрела комплекс постоянного саморазрушения, революционности. «Бунтую — значит существую».
Корр.: Что же делать? Как предупредить подобные явления?
О.Вячеслав: Сейчас превалирует такая жизненная схема: родители — на работе, а у детей, начиная со школьного возраста, появляется много свободного времени, и они не знают, как им распорядиться. И начинаются «тусовки», скитания по подвалам…
Святые отцы говорили: «Праздность — мать всех пороков». Дети, которые ходят в музыкальные школы, посещают спортивные секции, технические кружки, не пойдут в секты.
К счастью, у нас имеются и хорошие примеры. Около двадцати лет тому назад при Троице-Сергиевой Лавре был создан детский военно-патриотический клуб «Пересвет». Там — занятия по основам православной веры, отрабатываются различные практические навыки, военная подготовка, преподают основы рукопашного боя, организуют походы, соревнования… Были случаи, когда люди, исповедующие ислам, приводили в «Пересвет» своих детей, потому что им эта школа очень нравилась.
Приведу ещё один не совсем типичный пример. В Иерусалиме, в Вифании, имеется христианская школа, куда отдают на обучение мусульманских девочек. Школа даёт очень хорошие знания и пользуется большой популярностью. Причём родителей предупреждают, что там изучают Закон Божий, повсюду — иконы и другая христианская символика. И вместе с тем там учится дочь главного муфтия одного из районов Палестины.
Но как это ни парадоксально, Ирина К. познакомилась с «готами» в православной гимназии. Если в обычных школах у нас всё достаточно открыто и явно, весь негатив, как правило, выходит наружу, то в православной гимназии существуют строгие дисциплинарные меры, и «болезнь» проявляется уже после того, как учащийся покинет учебное заведение. Благовоспитанные, на первый взгляд, девочки, выйдя за порог гимназии, снимают платочки, надевают брюки, а дальше…
Хочу подчеркнуть, что родители должны внимательно наблюдать за своими детьми, всегда выслушивать их мнение, пусть даже противоречивое, несуразное. Тогда можно будет на ранней стадии выявить духовное неблагополучие дочери или сына и принять меры, пока ещё болезнь не развилась.
Корр.: Замечаете ли вы какие-либо позитивные сдвиги у Вашей подопечной?
О.Вячеслав: Несмотря на кажущуюся стихийность сект, существует определённая система их повседневного бытия. Проводятся запланированные собрания, инициации, организованные поездки. Поэтому вырваться из «крепких» объятий такой организации — непросто. Когда моя подопечная вроде бы осознала гибельность следования принципам «субкультуры», у неё вдруг возникли сомнения: «Мне придётся с ними встречаться, — сказала она, — они мне будут говорить: «Ты иди до конца, будь верной своему призванию».
Есть такое выражение: «Где тонко, там и рвётся». В «готы» и другие «субкультуры» попадают порой очень восприимчивые, тонкие, впечатлительные души. И вот они говорят о смерти, о ничтожности человеческой жизни, о том, что весь этот материальный мир — тлен и сплошная безсмыслица и что для настоящего «гота» лучшее состояние — смерть. Всё это — на фоне музыки в стиле «рок» и оккультных ритуалов. И так проходят недели, месяцы, годы… И конечно, такой нагрузки, всей этой черноты, души не выдерживают…
«Любовь» к тьме, игра с тёмными силами в «кошки-мышки», «перевоплощение» в вампиров, ведьм, чертей — страшное занятие и заканчивается всегда плачевно.
Есть такое понятие — «гипноз секты». Вот под таким гипнозом оказываются молодые люди, пришедшие впервые на собрание подобной «субкультуры». Всё это засасывает, как гнилое болото. И уже не хватает ни сил, ни разумения, чтобы вырваться из него. Человеком начинает управлять демонический мир. Нужно немало времени и усилий, прежде всего родных и близких, чтобы вся эта чернота вышла из человека. Важно также, чтобы человек осознал необходимость Божией помощи, посещал Церковь, прибегал к её Таинствам.
Корр.: Какова, на Ваш взгляд, роль Церкви в предупреждении таких явлений?
О.Вячеслав: Церковь должна быть более понятной и открытой для молодежи. Многие храмы сейчас уже восстановлены, и мне кажется, пришло время вплотную заняться на приходах молодёжными проблемами. Слава Богу, имеются уже обители и православные организации, у которых можно перенимать опыт.
Беседовал
Владимир Борисович ПАНКОВ