Пасхальный натюрморт русского художника Аркадия Пластова был написан в конце двадцатых годов и назывался «Праздничный». Это было очень привычно в пасхальные весенние дни готовиться к светлому празднику Пасхи, о котором в двадцатые годы вслух никто не говорил.
Художник родился на Симбирской земле в деревне Прислониха в 1893 году и был шестым ребенком в семье. Жили очень трудно, несмотря на то, что это был большой и знатный род, в котором все были грамотными образованными людьми — священники, архитекторы и иконописцы. В бумагах, оставшихся у отца, Аркадий Александрович Пластов находил чертежи своего деда: «Церковь в селе таком-то. Сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в селе Прислониха была построена по его чертежам и расписана дедом художника Аркадия Пластова вместе с отцом — Александром Пластовым, который кроме того служил в ней псаломщиком.
Мать художника, Ольга Ивановна, была дочерью сельского лекаря, из обрусевших немцев. В детстве художника, кроме родителей, была маленькая, сухонькая бабушка, старушка Степановна, которая домовничала в их доме, читала им сказки и былины про Егория Храброго и бел-горюч камень, Илью Муромца, Алёнушку и которая воспитала у детей Пластовых любовь к православной вере. Эти годы, проведённые в родном доме, позже Аркадий Пластов назовёт блаженством, которое никогда не повторится.
Впоследствии, в советское время, церковь, стоявшую в деревне с 1878 года и расписанную прадедом Гаврилой Пластовым, сначала превратят в амбар, а после и вовсе разрушат на глазах у художника в пятидесятые годы…
Самыми сильным впечатлениям пятнадцатилетнего Акадия Пластова, повлиявшим на его жизненный выбор, навсегда останется его работа в родном Прислонинском храме в честь Богоявления Господня вместе со своим отцом. Это произошло летом 1908 года, в деревню приехали «богомазы подновлять храм». Работами руководил отец, работавший во главе художественной артели. И когда юный Аркадий забрался вверх на леса и «саженые пророки и архангелы с крыльями» обступили его кругом, Аркадий увидел знакомого Бога Саваофа и его глаза, величиной с амбарные ворота, уже ничего с собою поделать не мог. Он хотел стать только художником и никем больше. Родители же видели в нём будущего архиерея, и мальчик после сельской школы и духовного училища обучался в Симбирской семинарии.
Осенью 1908 года внезапно умирает отец и огромная семья Пластовых осталась без кормильца. Талантливому ученику Аркадию Пластову удалось закончить третий курс семинарии, где живописному мастерству его обучал художник Д.И.Архангельский, рассказавший о Третьякове, о русском искусстве и передвижниках. Вскоре Губернская управа Симбирска постановила выдать талантливому юноше Аркадию Пластову стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно для дальнейшего обучения художественному ремеслу в Москве. Обучение проходило в училище ваяния и зодчества на скульптурном, затем живописном факультетах. Своими лучшими образцами для подражания Аркадий Пластов навсегда считал живопись художников Поленова, Васнецова, Репина, Сурикова и Нестерова.
Февральский дни переворота застали Аркадия Пластова на третьем курсе. Пришлось возвращаться в родную Прислониху, где он будет одним из самых образованных людей. Десятки односельчан приходили к нему с жизненными вопросами, которые ему приходилось решать. Впоследствии художник вспоминал в своей автобиографии, что, к стыду своему, ему тогда казалось, что стоит «ликвидировать глупого и вредного царя, и основное дело своё революция выполнит». Но жизнь оставалась очень тяжёлой, в братоубийственной гражданской войне погибли и пропали без вести очень многие односельчане и родные художника.
В 1925 году Аркадий Пластов обвенчался с Натальей Алексеевной Пластовой, урождённой фон Вик, которой делал предложение шесть раз. Летом, как все крестьяне, он работал на сельхозработах, на зиму уезжая на заработки в Москву, которую по-прежнему любил.
Летом 1931 года в деревне случился большой пожар, выгорели 59 усадеб, у Пластовых остался один огород и корова… Сгорел и сундук со всеми творческими работами и эскизами художника.
Одной из самых известных работ Аркадия Пластова, знакомой многим по картинке из букваря, является знаменитая «Фашист пролетел», находящаяся в Третьяковской галерее. Она была написана осенью 1942 года под названием «Немец пролетел» быстро, всего за пять дней. Картина «Фашист пролетел» висела в 1943 году в Тегеране во время проведения совещания глав трёх великих держав, решавших вопрос об открытии второго фронта.
В 1946 году Аркадий Пластов за картины о мирном труде «Жатва» и «Сенокос» получил Сталинскую премию первой степени. Им по праву стали гордится его родные односельчане. Любимой сенокосной работой Лександрыч, как его звали односельчане, занимался вместе с ними с семнадцати лет, а его односельчане с удовольствием останавливались, во время косьбы, когда устали руки, чтобы попозировать художнику… Жизнью разрушить смерть — вот главные сюжеты его послевоенных картин.
Художник стал известным, был избран академиком живописи в Академии художеств, стал народным художником России и СССР. Ему была присуждена Государственная премия. «Кружка молока», «Мама», «Солнышко», «Весна», «Дворик художника», «Первый снег», «Мартовское солнце» и невероятное количество портретов любимых пастушков, подпасков, деревенских мальчишек и девчонок своих односельчан. Многие из них остались лишь на портретах: как рассказывал сам художник, почти все, кого он написал в тридцатые годы, не вернулись с войны.
В творчестве Аркадия Пластова всегда оставались картины, проникнутые чувством гармонии человека с миром, неистребимой божественной силы жизни. В 1952 году написана знаменитая картина «Родник». На протяжении жизни Пластов постоянно возвращался к православной теме. Важная для художника церковная живопись долгое время была сокрыта от посторонних глаз.. Теперь его картины обрели своё место в прославленных музеях и собраниях нашей страны и музеях Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии.
Дед и прадед художника были иконописцами, прадед — архитектором, отец, Александр Григорьевич, сам учил Аркадия Пластова живописному и иконописному мастерству. И хотя долгое время гуаши и акварели с православными сюжетами: «Служба на страстной», «Протодьякон», «Куличи», «У древней иконы», «Зимний праздник. Никола» и другие — были не востребованы, в тридцатые годы закрытый, а в середине пятидесятых варварски разрушенный на глазах у художника храм в Прислонихе, построенный и расписанный его дедами и прадедами, продолжал жить в его картинах всегда. Сам Аркадий Пластов запечатлел его в своей картине «Праздник Флора и Лавра», написанной им после 1915 года и в картине «Летний праздник в Прислонихе» 1920-х годов.
Сегодня Богоявленский храм с приделом во имя Казанской иконы Божией матери в родной деревне художника Прислониха возрождён. «Господи Боже, какою ты славой и сиянием венчаешь сей избранный народ», писал в письме своей жене Аркадий Пластов 22 апреля 1945 года, когда узнал, что русские дерутся на улицах Берлина… В пятидесятые годы в творчестве Аркадия Пластова появились новые картины на православные сюжеты: «Сергиев Посад. В трапезной», изображающей торжественное освящение пасхальных куличей в Троице-Сергиевом монастыре, «В Успенском соборе», изображающая пасхальную службу в Успенском соборе Московского кремля.
В 1968 году появилась акварель «Свадьба в старой Прислонихе», о тайном венчании в родной деревне. Сам лауреат Сталинской и Государственных премий, народный художник СССР, прославленный живописец об этом не рассказывал. В большинстве своём, эти картины на православные сюжеты, как самое важное и дорогое, хранились в семье Пластовых, знаменитом роде русских иконописцев и художников.
Марина Викторовна УДАЛЬЦОВА,
искусствовед