Эта история случилась в двадцатые годы двадцатого века. Рассказывают, что в один из уральских городов приехал с антирелигиозными лекциями сам Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман). Он считался главой советских безбожников и вёл активную борьбу с Православием.
В рабочем клубе завода он, совместно с местными безбожниками, организовал антирелигиозный диспут. В качестве оппонентов пригласили и «служителей культа». Пусть, мол, если желают, защищают Бога. Расчёт был простой: во-первых, священнослужители побоятся открыто выступить против Ярославского, представляющего государственную «религию безбожия»; во-вторых, учёные лекторы рассчитывали и на то, что они, вооружённые «данными современной науки», легко разобьют все доводы, утверждающие бытие Божие. Словом, считали, что победа им обеспечена.
Собрался полный зал. Пришли те, кто уже был разложен антирелигиозной пропагандой, они желали посмотреть, как будут издеваться над «попами», пришли и те, кто глубоко верил, что священнослужители сумеют защитить Божие дело, веру от антихристовых посягательств.
Начался диспут с выступления безбожников. Выступил один лектор, второй, третий. Настала очередь Ярославского. Он сначала ловко и остроумно, а потом с ёрничеством и скабрёзностями рассказывал, что религия — это выдумка жрецов, чтобы властвовать над суеверной толпой и порабощать простых людей, что Бога нет, а есть материя, и человек произошёл от обезьяны. Приводил научные данные, результаты исследований и наблюдений учёных.
Два или три священника, не выдержавшие издевательства над верой в Бога, поднялись со своих мест и под гогот разнузданной толпы покинули зал. И, торжествуя победу, Ярославский закончил свою речь словами: «Товарищи, вы видели, что служители культа покинули аудиторию. Почему они это сделали? Только потому, что им нечего возразить ни мне, ни моим содокладчикам. Нет никакого Бога!»
Толпа загоготала: «Правильно, товарищ Ярославский, — сбежали долгогривые!»
И вдруг из задних рядов аудитории к сцене протискался седой священник. Он взошёл на трибуну, перекрестился, спокойно оглянул зал и вдруг громко и радостно сказал: «Братья, Христос Воскресе!»
И произошло чудо: голосом своих матерей, голосом тысячелетней Руси Православной, неистребимо гудящим в крови, — аудитория ответила, как один человек: «Воистину Воскресе!»
А священник повернулся вправо, опять глянул в лица своим ясным взглядом и опять провозгласил: «Христос Воскресе!»
И опять как гул всеобщий, как взлёт пламени и взрыв: «Воистину Воскресе!» Тут растерявшийся было Ярославский закричал: «Гражданин служитель культа, я лишаю Вас слова!»
«А я уже всё сказал, благодарю Вас!» — ответил священник и сошёл в толпу. Толпа встала и расступилась, пропуская его к выходу. Пока он шёл, ни один человек не произнёс ни слова. А за ним выходили и многие рабочие, красные от стыда, сокрушаясь, что участвовали в хулении веры своих отцов.
Как бы богоборцы не коверкали душу русского человека, тысячелетнее воспитание Православной верой сделало её христианкой.
А вот другая история. Один священник находился в заключении в лагере. Наступила Пасха. И лагерное начальство решило по-своему справить праздник — собрать всех заключённых, и чтобы перед ними священник отрёкся от Бога. «Выйдешь и скажешь, что Бога нет. А не то…» — инструктировали батюшку мучители. Деваться некуда. Выходит священник перед своими собратьями-заключёнными и первым делом, поскольку была Пасха, здоровается: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» — хором отвечают ему.
«Христос Воскресе!» — повторяет батюшка на все четыре стороны и сходит с трибуны. «Ты что?!» — подступает к нему лагерное начальство. А тот в ответ: «Да как же я буду говорить, что Христа нет, когда весь народ утверждает, что Он Воскрес?!»
Искренно верующий человек не пожалеет жизни ради верности Христу, который ценой своей жизни искупил наши грехи и даровал вечную жизнь. Велика радость Воскресения. Но достигается она путём крестным: «се бо прииде крестом радость всему миру». И через Крестную Свою Жертву Христос примирил Бога с человечеством, вернул человеку радостную возможность победы над грехом и смертью.
Великое Воскресение, Праздников Праздник, Торжество Торжеств — так называют праздник светлого Христова воскресения, или Пасху. Это самый большой праздник православных христиан, которые в этот день торжествуют избавление (слово «пасха» в переводе так и означает прехождение, избавление) через Христа всего человечества от рабства дьяволу.
Приходится Пасха на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и иудейской пасхи. В этом году эта дата выпадает на 24 апреля. Пасха — это не воспоминание однажды произошедшего события. Это настоящая встреча в счастье и радости с Тем, Кого мы давно знали и встретили в наших сердцах, это жизнь и свет, который освещает всё. Пасхальная ночь подтверждает, что Христос жив и Он с нами, и мы живы и мы с Ним. Всё богослужение — это приглашение посмотреть на мир и жизнь, увидеть рассвет таинственного дня в Царстве света.
То, что совершилось и совершается до сих пор, есть свидетельство тому, что Господь Иисус Христос есть истина, и путь, и жизнь. Ломали, взрывали, закрывали храмы и монастыри, убивали священников, сажали в тюрьмы и лагеря. Теперь всё заново восстанавливается. Сложнее восстановить души человеческие. Но и они, разрушенные, отравленные опиумом безбожия, озаряются пасхальным светом и силою Божией возвращаются к Истине. Господь всех зовёт на Свой праздник: и тех, кто с первого часа трудился, и тех, кто с шестого, и в «единонадесятый час пришедших». Воздержанных и ленивых, постившихся и непостившихся, чтобы никто не мог отговориться. Потому то и готовит нас Церковь ко дню Воскресения Христова молитвой, постом, чтением Слова Божия.
Истина Воскресения Христова засвидетельствована двумя тысячелетиями и будет свидетельствоваться до скончания века, во веки веков. Каждый год благодать Божия, пасхальный Благодатный огонь, во уверение истины Воскресения и веры православной сходит на Гроб Господень.
Тем и радостнее ликование о сошедшей через Благодатный огонь на нас милости Божией! Слава Богу, что мы православные. И веры своей стыдиться не будем.
«Христос Воскресе!» — мы готовы произносить эти слова без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №4, 2011г.