Протоиерей Александр Шаргунов - Бог сходит с небес

 

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Тайна Благовещения — поистине первая, потому что в ней раскрывается Воплощение Сына Божия — самое главное событие всей человеческой истории, вершина, превосходящая самые высокие чаяния всего творения. Но это событие не могло бы никогда произойти, если бы не было на земле Той, Которая явила совершенную любовь и совершенное смирение.

Мы знаем из книги Бытия о строительстве Вавилонской башни и его последствиях, о смешении языков, об этом всегдашнем символе человечества, ищущем совершенства вне зависимости от Бога. «И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 4).

Люди хотят быть великими, устремляются к предельному созиданию. И этот предел, как им кажется, порой достигает небес. В этом величии, ими самими созидаемом, они хотят иметь даже гарантию вечности. Но как далеко идёт их величие? Бог сходит с небес, чтобы посмотреть на это убогое человеческое деяние. Нет, Он не прикасается к башне, чтобы сокрушить её. Не башня разбивается вдребезги, а прежде всего единство её строителей. Самосозидаемое величие не имеет прочности и рассыпается. После строительства Вавилонской башни люди не знают счастья.

Эта же история, если можно так выразиться, повторяется ещё раз, но по-другому.

Бог сходит с небес, но последствия этого иные. В нашем Символе веры мы исповедуем эту тайну Бога: «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Снова Бог сходит с небес, но это Его схождение не производит смешения, а создаёт единство. Бог сходит к нам не потому, что человеческое величие достигает небес, но потому что человеческое величие должно обрестись на земле. И это Его схождение совершается не в пышности царского дворца, но в неприметности и смирении Девы, Рабы Господней.

Бог лично сходит с небес, чтобы быть там, где находится человек. Бог становится человеком, чтобы идти с ним до смерти и дальше смерти — до жизни, до небес, до вечного нашего спасения. Это «нас ради человек» относится теперь к Самому Богу. Ибо Бог есть любовь. А любовь идёт столь далеко, сколько нужно, чтобы пребывать там, где находится любимый.

История Воплощения — история Бога, Который сходит с небес. И это история нашего общения с Богом, Который становится нашим Спутником на всех наших дорогах. Это означает, что наше общение с Богом, сопутствующим нам во Христе Иисусе, не может осуществиться, не может достигнуть других людей, если мы не будем жить в единстве с Ним и друг с другом.

Праздник Благовещения больше чем праздник Божией Матери. Это праздник Воплощения. Всесильный Бог, Тот, Кто превыше всяческих, становится одним из нас, принимая зрак раба (Флп. 2, 6—8). Слово Божие восприемлет нашу плоть. Праздник Благовещения — источник всех тайн нашего спасения, чудесного пребывания Бога с людьми. Все святые вместе с ангелами без конца желают проникнуть в эту тайну вслед за Божией Матерью, Которая «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем». И нас вера в пришествие Христово во плоти делает «чадами Божиими, своими Богу» (Ин. 4, 2—3).

Мы тоже, каждый из нас, должны сойти с наших высот. Прежде всего — с мнимых, свергая всякую нашу гордыню. А затем — с тех небесных, на которые даром благодати возвёл нас Господь. Чтобы идти вместе с другими, не допуская ложного единства со строителями Вавилона, но научаясь любви и смирению у Божией Матери, у Самого Бога.

Жизнь коротка, но у нас есть для этих людей время. Время, отданное во Христе одними для других, — это время для Господа, время для нас, время для других. Это некончающийся праздник Благовещения, времени, на которое можно приобрести вечность.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ