†21 апреля 1156 года, 855 лет назад отошёл ко Господу преп. Нифонт, епископ Новгородский
В отрочестве ушёл он в Свято-Печерский монастырь, и православная вера написала в его душе, как на белом листе бумаги, все монашеские добродетели. Непоколебимо был он верен законам Православной Церкви. Досконально следовал церковным канонам, и ничто не могло заставить его свернуть с этого пути.
Его жизнь в монастыре напоминала жизнь великих подвижников первых веков православия. С юности это снискало Нифонту уважение простых черноризцев и всесильных иерархов.
Будучи блестящим знатоком церковных правил и их ревностным блюстителем, преп. Нифонт помогал священству в разрешении самых трудных вопросов церковной жизни. Среди прибегающих к его знаниям были и епископы. Книга «Вопрошение Кириково» содержит многие мудрые ответы преп. Нифонта для устранения церковных споров. Составленная с 1165 по 1185 годы иеромонахом новгородского Антониева монастыря Кириком, она издана в «Русской исторической библиотеке» и «Памятниках российской словесности ХIII века» и по сей день не утратила своего значения.
У церковных и светских властей не было сомнения, что именно блаженный Нифонт должен стать епископом Новгородским, когда многоопытный еп. Иоанн по старости удалился в монастырь. Рукоположен преп. Нифонт был в 1130 году в Киеве митрополитом Михаилом Вторым.
Главной целью жизни нового епископа было благоустроение Православной Церкви. Это касалось её канонов и внешнего вида храмов. Его стараниями в Новгороде была воздвигнута прекрасная каменная церковь Пресвятой Богородицы. Огромные силы вложил блаж. Нифонт в благоустройство кафедральной Святой Софии. Крышу её покрыли оловом. Были расписаны притворы, устроен новый иконостас, снаружи церковь обмазали известью и облили свинцом. В Пскове был построен каменный храм Святого Спаса, а в Ладоге — церковь свт. Климента.
Преп. Нифонт был бесстрашным миротворцем. Когда в 1135 году киевские и черниговские дружины подошли к свободолюбивому Новгороду, безоружный Нифонт с несколькими новгородскими вельможами вышел к разгорячённым воинам и Именем Божьим заставил их сложить оружие.
Рьяно заботился Преподобный о благополучии своих духовных чад-новгородцев. Это была очень непокорная паства. Учил православных людей ни на шаг не отходить от Закона Божьего и церковного предания. Не быть трусливыми человекоугодниками, не прельщаться мирскими благами, а больше думать о жизни вечной. И сам постоянно являл новгородцам примеры духовной твёрдости.
Непокорные новгородцы изгнали неугодного им князя Всеволода и призвали к себе Святослава Ольговича, который сразу же внёс смуту в церковную среду, приказав епископу Новгородскому обвенчать его против церковных правил. Князья были гордыми, непокорными, ставили свою волю выше Законов Божиих. Священники трепетали перед ними, но только не блж. Нифонт. Ревностный блюститель церковных правил, он не только отказался венчать князя, но и запретил это своему клиру. Он открыто обличал князя, повторяя слова псалмопевца Давида: «Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжуся» (Пс. 118, 46). И всё же нашлись недостойные священники, которые обвенчали князя.
Если св. Нифонт так боролся против грехов человеческих, какие же силы вкладывал он, чтобы оградить родную Русскую Церковь от ошибок! Когда скончался митр. Киевский Михаил Второй, великий князь Изяслав, правивший с 1146 по 1154 годы, избрал на его место схимника Климента, именуемого «философом». Гордый князь решил пренебречь церковной традицией и не посылать Климента для рукоположения в Константинополь, а утвердить его Собором русских епископов.
На первом же собрании преп. Нифонт заявил, что русские епископы не могут избирать митрополита без благословения Константинопольского Патриарха, поскольку это противно преданию Русской Православной Церкви, которая была «просвещена святым крещением от престола Константинопольского». Блаж. Нифонт убеждал епископов не впадать в беззаконие, ведь «грядет гнев Божий на сыны непокорные».
Мнение его разделили ещё пять епископов. Но бездумной волею князя Климент был посвящён в епископы у нетленных мощей св. Климента, главу которого принес из Херсонеса равноап. князь Владимир, Креститель Руси. Митр. Климент хотел, чтобы свт. Нифонт служил вместе с ним. Но тот категорически отказался, не считая его законно избранным митрополитом. Ничто не могло поколебать его волю.
Обиженный Климент решил не допускать свт. Нифонта в Новгород, а сослать в Печерский монастырь. Но какой радостью была для святого эта ссылка!
Когда в 1150 году Юрий Долгорукий стал великим князем в Киеве, он с большими почестями возвратил блж. Нифонта на новгородский престол. Радости православного народа не было предела! Через год посланный из Константинополя патриархом митрополит Константин низложил самовольно поставленного митр. Климента и занял его место. Митр. Константин также хотел выразить уважение верному церковным законам еп. Нифонту. Тот с большой радостью направился на встречу в Киев, чтобы получить благословение и в любимой Печерской обители поклониться Царице Небесной. Там преп. Нифонт тяжело заболел и удостоился видения преп. Феодосия Печерского, основателя обители, пообещавшего, что скоро свт. Нифонт будет пребывать с ним в Царствии Божием. Когда чудесное видение закончилось, преп. Нифонт понял, что его мучительная болезнь дана Господом, и с радостью принял её.
После 13 дней болезни свт. Нифонт отошёл ко Господу в субботу Светлой седмицы. Тело его было погребено в пещере преп. Феодосия, которого он почитал более всех святых.
Игорь Святославович КЕРСНОВ