Георгий Савов - Чёрная быль

 

26 апреля 1986 года, 25 лет назад произошла катастрофа на Чернобыльской атомной станции

 

Мы всё ещё помним (и будем помнить всегда) то страшное горячее лето 2010 года. Поистине это было дуновение гнева Божия. И если мы не извлечём наконец серьёзных уроков из нынешних бед, следующие испытания будут ещё более суровыми. Таковы непреложные духовные законы бытия.

Многовековой духовный опыт Православной Церкви свидетельствует, что такие бедствия рода человеческого, как войны и революции, стихийные катастрофы и эпидемии, алкоголизм и наркомания, синдром приобретённого иммунодефицита, — являются страшными показателями и одновременно следствием той степени грехопадения, которой достигло неправедное человеческое сообщество…

Сейчас во всём мире нет, наверное, человека, который не знал бы этого слова — Чернобыль. Название небольшого живописного городка на Украине стало символом одной из самых страшных катастроф, когда-либо случавшихся в истории человечества. Последствия этой катастрофы растянутся на столетия, но уже и первые её результаты ужасают.

В результате катастрофы загрязнёнными оказались территории 17 стран Европы и, прежде всего, Украина, Россия и Белоруссия. Из 600 тысяч ликвидаторов более 80 тысяч (!) ушло от нас из-за последствий излучения. Львиная доля оставшихся — безпомощные инвалиды, жизнь которых разделилась на «до» и «после» катастрофы на ЧАЭС.

Кто виноват? Только ли технические недостатки конструкции, только ли преступная халатность персонала и не менее преступные попытки замолчать аварию или преуменьшить её размеры?!

Но соблазн всё объяснить поверхностно, легко и просто, проигнорировав духовные причины, таит в себе потенциальную опасность новой катастрофы: ведь если дело лишь в одном человеческом факторе, то достаточно усовершенствовать конструкцию, навести порядок и дисциплину — и ничего подобного больше не повторится, ни здесь в Чернобыле, ни на любой другой атомной станции.

Но ни разум, ни сердце такой логики не приемлют. Чернобыльская беда отбрасывает столь зловещую и поистине апокалипсическую тень, что мысль невольно обращается к метафизическому, духовному видению её причин. Правильно понять их помогает православное учение о человеке и космосе.

Здесь уместно рассказать о документальном фильме русского режиссера Валентина Гуркаленко «Звезда Полынь», представленном на VIII международном форуме «Золотой витязь». В фильме, повествующем о Чернобыльской трагедии, есть такой эпизод.

Ведущие учёные-атомщики во главе с главным атомным гомункулом страны — академиком Александровым буквально накануне Чернобыльской трагедии справляют свой корпоративный шабаш. Иначе это действо назвать просто невозможно. Мы видим на экране парад-алле, шествие по стадиону учёных-атомщиков, разряжённых в чертей, ведьм на помеле и прочую нечистую силу. В огромном котле восседает крупный атомный «специалист» с хвостом и рогами.

Этот котёл везут, на ходу поджаривая атомного беса на огне, бесенята помельче, по-видимому, кандидаты наук и младшие научные сотрудники. А над ними возвышается красноречивый транспарант: «Чёрт с нами».

Шествию нечистой силы аплодирует академик Александров, олицетворявший в то время всю полноту ответственности за «мирный атом» страны. Через несколько дней после этого безумного корпоративного веселья взорвался Чернобыльский реактор, накрыв радиоактивным покрывалом Украину, Белоруссию, Россию и почти всю Европу.

Весь этот планетарный, экологический Армагеддон — прямое следствие не только экологической безграмотности, но и духовный деградации обезверившегося человека.

Памятное событие и даты — это не только вехи в историческом процессе. Они имеют ещё огромное педагогическое и дидактическое значение, ибо дают современникам возможность как бы вновь сопережить их пафос и драматизм, проанализировать их причины и следствия и определить схему действия на будущее. В этом ряду памятных дней Чернобыль занимает совершенно особое место в истории человечества.

Одной из наших важнейших задач должно стать пробуждение совести. Послужить этому может ужасающий фактический материал, иллюстрирующий страшные последствия катастрофы в человеческих судьбах, особенно детских (сколько детей родились инвалидами в семьях ликвидаторов последствий Чернобыльской катастрофы), в самом социуме, флоре и фауне. Пусть это будет тревожным набатом, обжигающим людские сердца.

Одно напоминание о Чернобыльской беде — и сердце наше замирает!
Нередко Господь по милости попускает стихийное бедствие, чтобы люди пришли в чувство. И здесь экологическая катастрофа стала следствием мучительного расстройства экологии человеческого духа. Примеры этого у всех у нас перед глазами.

Но как же мало среди нас, жестоких и равнодушных, тех, кто внутренне встрепенулся, отряс от себя прах прежней жизни, обратился от греха на путь непорочности (Пс.100,2), ведущей к Богу, совершая дела, достойные покаяния!

Произошло, наверное, то, что страшнее самой аварии. Люди привыкли к ней, сжились с ней. Время притупило чувство страха смерти и ужаса, предчувствия личной и вселенской катастрофы.

Будничными стали и жертвы, которые она продолжает собирать с нарастающей силой.

Люди очнулись от первого оцепенения, осмотрелись, убедились, что жить по-прежнему как будто бы можно, и вновь совратились на пути кривые. Божественная педагогика не была вознаграждена массовым обращением к Богу и покаянием. Пафос Чернобыля так и остался уделом собраний и митингов, все мы не приняли эту беду в своё сердце, не осознали её как глас Божий.Откуда это упрямое неприятие Божиего зова, эта безсильная обида на Бога за Его желание извлечь человека из тьмы к свету? Аскетика называет такое состояние отчаянием, самым пагубным состоянием человеческой души.

По свидетельству Священного Писания, есть мера терпения Божия, когда беззакония человека или человеческого сообщества «превосходят главу его». И сегодня каждый из нас должен жить так, как если бы он был одним из последних, который может спасти свой город, свой народ подвигом веры и личного благочестия.

Не исчисление времён и сроков исполнения апокалипсических пророчеств, не гадание о грядущем, а твёрдое стояние пред Богом горящей свечой веры, когда «свет во тьме светит и тьма не объемлет его», — в этом спасение человека, народа, человечества! Вот она — экология души!

И не о нашей ли кровоточивой Родине промыслительно сказал Спаситель: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9, 22).

Есть такое страшное понятие — Чернобыльская Зона! И вот, в этой страшной зоне, всего в трёх километрах от взорванного реактора, в деревне Красно стоит деревянная церковь Архистратига Михаила. Около церкви уровень радиации многократно превышает предельно допустимый. В обычных, стоящих рядом зданиях радиация несколько меньше, поскольку туда не попадает с улицы радиоактивная пыль, но всё-таки показания дозиметра внушают ужас. Внутри же храма, разграбленного мародерами, дозиметр показывает «нормально»! Вот он — Храм Божий! Поистине в Церкви для смерти просто нет места!

Храм пророка Илии в Чернобыле — это единственное место, где можно на минуту забыть о страшной катастрофе. В ночь на 26 апреля, ровно в 1 час 23 минуты, в момент годовщины Катастрофы, звонит на церковном дворе у Поклонного креста колокол. Звонит столько раз, сколько лет прошло после катастрофы. И этот звон заявляет на всю зону, что жива ещё в Чернобыле православная вера, есть Церковь, которую не одолеют врата ада.

И вот что необходимо отметить. Миряне, клирики и архиереи, чей жизненный подвиг проходит на заражённых радиацией территориях, со всей ответственностью свидетельствуют, что в тех домах, храмах и местах, где присутствуют иконы, постоянно творится молитва и совершаются богослужения, уровень радиационного заражения во много раз ниже окружающего, а зачастую и вовсе нормален. Вот оно — Божие чудо, дарованное верующим по их молитвам.

Миссия Церкви — это свидетельство во все времена и для всех народов о том, что «кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

… «Чего ты хочешь от меня?» — спросил Иисус Христос иерихонского слепого, как свидетельствует евангелист Марк. «Чтобы мне прозреть», — ответил тот. «Иди, — сказал Спаситель, — вера твоя спасла тебя» (Мк. 10, 46—52).

Мы убеждены, что только вера и жизнь по Евангелию, только желание духовного прозрения и постоянный упорный труд ради спасения души смогут исцелить наш страдающий народ. И мы молимся, живём и работаем для достижения этой цели.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в сентябре 2009 года возглавлявший церемонию открытие памятника «Скорбящий ангел» в Нижнем Новгороде, посвящённого нижегородцам, погибшим при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, говорил о подвиге чернобыльцев: «Способность жертвовать собой есть высшее проявление любви. Те, кто получил указание ехать в Чернобыль в полной мере даже и не понимали, куда они едут, и уже никак не могли связать в своём сознании эту командировку со своей скорой смертью, — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, — ликвидаторы действовали в очаге колоссального радиоактивного излучения».

Говоря о подвиге ликвидаторов чернобыльской катастрофы, патриарх рассказал, как один иностранец, увидев фотографии со спасательных работ, спросил его: «Эти люди понимают, что они делают? Или от них скрывают?» «Для иностранца из благополучной страны было непостижимым сознание, что люди добровольно идут на смерть», — сказал патриарх.

Способность жертвовать собой есть высшее проявление любви. Это можно сравнить с предсмертным крещением, потому что жертва смывает с человека грехи. Православная Церковь всегда старалась воспитать человека, сознающего необходимость жертвовать собой ради других. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил иностранцу: «Скрыть то, что произошло, невозможно, они все сознают то, что они делают. Да, они сознательно идут на смерть. Идут, потому что не могут не идти. Человечество будет развиваться до тех пор, пока любовь и способность к жертве будет сохраняться в общественных отношениях. Когда это исчезнет, мы станем просто стаей зверей». Что к этому добавить?

Единственный священник Чернобыля протоиерей Николай Якушин, размышляя о чернобыльской катастрофе, часто повторяет: «Эта беда ещё не осмыслена с духовной позиции!»

И мы читаем в Откровении Иона Богослова: «Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8, 11).

Полынь — по-украински «чернобыль».

Кто-то, наверное, помнит, что тот ужасный взрыв атомного реактора произошёл накануне тысячелетия Крещения Руси. И Патриарх Пимен сказал: «Вот, дьявол поставил свою свечку».

Русь крестилась в Киеве, и совсем недалеко от него, в Чернобыле, эта бесовская свечка воспламенилась. Стоит задуматься и над тем, что происходит сегодня на Украине…

Возможен и такой сценарий: люди погибнут не в результате вселенской катастрофы, а вселенская катастрофа наступит в результате человеческих беззаконий. Задумаемся над этим.

Георгий Спартакович САВОВ