Андрей Воронцов - Птенец гнезда Петрова

 

29 апреля 1686 года, 325 лет назад родился выдающийся русский историк Василий Никитич Татищев

 

Василий Никитич Татищев был младшим современником Петра I и реальным воплощением мечтаний царя-преобразователя. Всесторонне образованный человек, Татищев стал одним из выдающихся деятелей того времени и оставил след во многих областях знаний: географии, экономике, археологии, законодательстве, этнографии, филологии… Но главной его заслугой считается создание многотомной «Истории Российской», первого в России труда подобного рода.

Родился Татищев 29 апреля 1686 года в Псковском уезде и происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода, ведущего происхождение от Рюриковичей. Семилетним мальчиком он был принят в число стольников при царском дворе. После окончания Московской артиллерийской и инженерной школы, которой тогда руководил сподвижник Петра I Яков Брюс, Василий Татищев в 1704 г. поступил на военную службу. Участвовал в Северной войне, в знаменитой Полтавской битве был ранен.

В 1720 г. он был послан на Урал, где занимался организацией горнозаводской промышленности. С именами Татищева и крупного инженера-металлурга Вильгельма де Генина связано основание Екатеринбурга и Ягошихинского завода, положившего начало города Перми, геологическое и географическое изучение Урала. В 1724—1726 гг. он находился в Швеции, где надзирал за обучением русских юношей горному делу и изучал экономику и финансы. По возвращении Татищева назначили членом, затем главой Монетной конторы (1727—1733), занимавшейся чеканкой золотых, серебряных и медных денег (бумажные деньги — ассигнации — появились в России только в 1769 г.).

В своих записках и представлениях на имя императрицы Екатерины I Татищев выступал за введение в России десятичной системы мер и весов, за упорядочение денежного обращения, увеличение доходов казны путём развития промышленности, внешней торговли, роста экспорта, а не чрезмерной эксплуатации «монетной регалии». Тогда же написал общественно-политическое и философское произведение «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733). Основной идеей «Разговора» была модная в то время идея «естественного права, естественной морали и естественной религии», заимствованная у Пуфендорфа и Вальха. Высшая цель или «истинное благополучие», по этому воззрению, заключается в полном равновесии душевных сил, в «спокойствии души и совести», достигаемом путём развития ума «полезной» наукой. К последней Татищев относил медицину, экономию, законоучение и философию.

В 1734—1737 гг. он вторично был направлен руководить металлургической промышленностью Урала, затеял строительство новых железоделательных и медеплавильных заводов, поставив цель увеличить валовое производство железа на одну треть. В Екатеринбурге начал работу над «Общим географическим описанием всея Сибири», которое из-за отсутствия материалов оставил незавершённым, написав только 13 глав и план книги. В царствование Анны Иоанновны за конфликт со ставленниками временщика Бирона и местными влиятельными лицами, использовавшими отдельные злоупотребления властью со стороны Татищева, он лишился своей должности и даже был отдан под суд. Однако приговор — лишение всех чинов — не был исполнен.

После восшествия на престол в 1740 г. Елизаветы Петровны Татищев служил начальником Калмыцкой комиссии и астраханским губернатором. В 1745 г. из-за выявленных ревизией финансовых нарушений на прежних должностях он был отстранён от должности губернатора и сослан в своё имение — сельцо Болдино Дмитровского уезда (ныне — Солнечногорского района) Московской губернии, где находился под домашним арестом до самой смерти.

«Болдинский период» жизни Татищева — самый плодотворный в научном отношении. Здесь ему удалось закончить первый русский энциклопедический словарь «Российский исторический, географический и политический лексикон», в значительной степени завершить «Историю Российскую», трудиться над которой он начал ещё в бытность главой Монетной конторы. К главному труду своей жизни Татищев пришёл вследствие стечения целого ряда обстоятельств.

Сожалея об отсутствии обстоятельной географии России и видя непосредственную связь географии с историей, он считал необходимым собрать и рассмотреть сначала все исторические сведения о России. Так как иностранные руководства оказались полны ошибок, Татищев обратился к первоисточникам, стал изучать древнерусские летописи и другие материалы.

Работая над «Историей Российской», Татищев открыл для науки такие исторические памятники, как «Русская Правда», «Судебник» Ивана Грозного, «Книга Большого Чертежа», собрал богатейшие летописные материалы. Сам труд Татищева по форме напоминал летопись, в которой в хронологической последовательности излагались события истории России с древнейших времен до 1577 г. Центральная роль отводилась самодержавию. Периоды экономического процветания и могущества России, утверждал автор, всегда совпадали с «единовластительством». Зарождение княжеско-боярской аристократии, феодальные усобицы в удельный период привели к подчинению Руси монголам, а ограничение царской власти в начале XVII века — к разорению государства и отторжению значительных территорий шведами и поляками. Основной вывод Татищева: «…всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гинет».

И, конечно же, созданная Татищевым первая история России — это история русского народа, а не некая «многонациональная и многоконфессиональная история», о которой твердят с постоянством, достойном лучшего применения. Кстати, после нескольких моих критических высказываний в «РД» на эту тему, разошедшихся по Интернету, председатель Госдумы и руководитель «Единой России» Б.Грызлов неожиданно заявил в разрез с мнением президента и премьера, что «Российскую империю создали русские». Значит, не все «единороссы» так уж безнадёжны, особенно накануне выборов! Просто надо чаще ставить их перед неопровержимыми фактами. Непонятно только, почему академические историки, эти «хорошо замаскировавшиеся патриоты», трусливо помалкивают в связи с антинаучными и антирусскими заявлениями. Ну а если завтра начальство скажет вам, что и русского народа никогда не было? Вы тоже будете молчать?

Что же касается пресловутой «многоконфессиональности Российского государства», то в законодательных актах императора Павла I, знакомого, кстати, с историческими сочинениями Татищева, Ломоносова, Болтина, Щербатова, сказано: «Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания», «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной». Примерно то же самое мы прочтём и в Духовном регламенте Петра I. Правила эти неукоснительно соблюдались вплоть до 1917г. Когда же, спрашивается, Россия успела стать «многоконфессиональной»? В атеистический период 1917—1991? Или после 1991-го, когда «отвалились» от страны католическо-протестантская Прибалтика и мусульманские республики Средней Азии?

Не имея специальной подготовки, Татищев не мог создать исторически безукоризненный научный труд, но в его работах присутствует живое отношение к вопросам науки и соединённая с ним широта кругозора. Он постоянно связывал настоящее с прошлым: объяснял смысл московского законодательства обычаями судейской практики и воспоминаниями о нравах XVII века; на основании личного знакомства с инородцами разбирался в древней русской этнографии; из лексиконов живых языков объяснял древние названия. Уникальность «Истории Российской» была в том, что Татищев пользовался древними летописными источниками, неизвестными уже Карамзину и, видимо, погибшими в пожарах войны 1812 года. Добросовестность Татищева, раньше подвергавшаяся сомнениям из-за «раскавыченного» цитирования им, так называемой Иоакимовской летописи, в настоящее время уже «вне подозрений».

Татищев никаких «известий» или источников не выдумывал, но иногда неудачно исправлял собственные имена, переводил их на современный ему язык, подставлял свои толкования или приводил известия на манер летописных, пользуясь данными, которые ему казались достоверными.

В 1732 г. Татищев отвёз в Петербург свой труд и передал его в Академию Наук на хранение, продолжая работать над ним и впоследствии, улучшая язык и прибавляя новые источники. Но при жизни Татищева его «История» так и не увидела свет. Первые две части I тома труда были изданы впервые Г.Ф.Миллером в 1768—1769 гг. в Москве под названием «История Российская с самых древнейших времён неусыпными трудами через 30 лет собранная и описанная покойным тайным советником и астраханским губернатором В.Н.Т.». II том издан в 1773 г., III-й — в 1774-м, IV-й — в 1784-м, а V том был найден М.П.Погодиным лишь в 1843 г. и издан «Обществом истории и древностей российских» в 1848 г.

«Историей» Татищева пользовались в рукописи М.В.Ломоносов, Г.Ф.Миллер, И.Н.Болтин, высоко ценила труд Татищева императрица Екатерина II, но достоянием широкого читателя «История» не стала. Она была слишком громоздка, сыра, написана достаточно тяжёлым языком. Однако значение этого произведения для русской исторической науки огромно: впервые было составлено систематическое научное описание русской истории, предложена её периодизация, сделана попытка философского рационального осмысления событий прошлого Руси. Своим трудом Татищев заложил традицию русской исторической науки: начинать исследовательскую работу с собирания и изучения исторических источников. На страницах «Истории» он представил тот корпус источников, без которых научный труд по истории России стал невозможен. Не случайно работа по выявлению, изучению и публикации памятников письменности занимала столь значительное место в исследовательской работе Татищева.

Василий Никитич Татищев — типичный «птенец гнезда Петрова», с обширным умом, способностью «сопрягать далековатые понятия», как говорил Ломоносов, искренно стремившийся к благу Отечества, имевший своё определённое мировоззрение и твёрдо и неуклонно осуществлявший его и в жизни, и особенно в научных трудах.

Татищев предугадал день и даже час своей смерти. Накануне, 25 июля 1750 года, он поехал в церковь и велел туда же явиться мастеровым с лопатами. После литургии Татищев пошёл со священником на кладбище и приказал рыть себе могилу рядом с могилами своих предков. Уезжая, он просил священника на другой день приехать приобщить его Святых Тайн. Дома Татищева ждал правительственный курьер, который привёз указ, прощавший его, и орден Александра Невского. Он вернул орден, сказав, что умирает. На другой день, 26 июля, Татищев исповедался, причастился, простился со всеми и отошёл к Господу.

У Василия Никитича Татищева осталось двое детей; благодаря дочери он стал прапрадедом великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева.

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ