Роман Илющенко - С надеждой на будущее

В храме Михаила Архангела города Грозного — тишина. Это обычное явление для главного православного храма Чеченской Республики. Даже в выходные и церковные праздники здесь всего несколько десятков русских молящихся людей — в основном, это чудом выжившие старики и старушки.

Впрочем, некоторым «старикам» на самом деле едва перевалило за 40. Думаю, не нужно объяснять, почему. Случается, заходят в храм рабочие-грузины, занятые на строительстве города, и ещё, скорее из любопытства, охраняющие его милиционеры из России. Временами появляются тут и цыгане, но долго не задерживаются — подают мало. Больше — в мечетях, которые всё плотнее, со всех сторон, обступают Михайло-Архангельский храм. Особенно грандиозна крупнейшая в Европе мечеть — «звезда Чечни» — предмет особой гордости главы республики Рамзана Кадырова. Окружённая клумбами и фонтанами, подсвеченная вечером прожекторами, она словно символизирует прочно утвердившийся на чеченской земле ислам. По пятницам и в дни мусульманских праздников, цыганам, да и вообще всем просящим, здесь охотно подают милостыню.

А вот православный храм выглядит далеко не так величественно: потрескались стены и колонны, облупилась штукатурка, но денег на ремонт у настоятеля как не было, так и нет. Надежда на всё того же Рамзана Кадырова — благодетеля всех местных жителей: чеченцев и русских. Впрочем, немногочисленные прихожане надеялись, что во время посещения города президентом страны и премьер-министром они заглянут в храм, помогут. Однако надежды не оправдались. Кортежи первых лиц государства Российского с ветерком пронеслись по проспектам мимо церкви, не заметить которую было невозможно, остановившись у главной мечети.

Узнать мнение об этом настоятеля храма иеромонаха Варлаама, расспросить его о других новостях прихода, мне не удалось — благочинный Грозненского округа, Ставропольской и Владикавказской епархии МП РПЦ, выехал по делам в Ингушетию. Он окормляет не только православных жителей Грозного и ряда станиц Наурского, Шелковского и Надтеречного районов Чечни, но и соседней республики.

Познакомился я с иеромонахом Варлаамом на праздник Рождества Христова в 2005 году. Богослужение проходило тогда ещё в деревянном доме-пристройке близ стоявшего в руинах храма. На службу меня пригласил командир Питерского ОМОНа подполковник милиции Юрий Семейкин. Вместе с милиционерами помолиться на Рождество в храме. Тогда же пришли туда и русские жители Грозного, в основном женщины, несколько детей.

Вспоминаю глаза этих ребят: сколько в них было тоски и боли. Где сейчас эти дети, что с ними?

Ответить на это вопрос сложно. Как и на такой вопрос: сколько всего проживает в республике русских в настоящее время? Лет пять назад здесь их было от 20 до 50 тысяч человек. А сейчас? Из разговора с местными жителями станицы Наурской, узнал, что из десяти тысяч жителей, проживающих здесь, русских всего около 600 человек. Среди них немало людей, сохранивших верность Православию. В Наурской есть маленький православный храм, где проводятся богослужения. На месте разрушенной церкви, по инициативе православной общины, летом 2004 года был установлен большой деревянный крест с надписью: «Сей поклонный крест установлен в память о стоявшем на этом месте православном храме, построенном нашими предками в 1803 году и разрушенном коммунистами в 1940 году. Ныне мы начинаем строительство храма во имя Рождества Христова…» После того как поставили поклонный крест, дело восстановления храма, видимо из-за нехватки средств, встало.

Есть в станице и хорошо известный за пределами республики детский казачий ансамбль «Наурские казачата» — лауреат многих общероссийских конкурсов. Его безсменный руководитель — местная жительница Елена Гашина, с которой я познакомился пять лет назад, пережила тот кошмар, который творился в Чечне последние годы: она потеряла мужа, здоровье, имущество. У кого она искала и находила тогда поддержку? У Бога и… российского солдата.

Наша армия, вошедшая в мятежную республику, защитила Елену и её детей, как, впрочем, и многих других жителей Чечни не только от произвола, но и от голодной смерти. Командир размещённого в станице оперативного батальона ВВ полковник Мехман Исламов (уроженец горного Дагестана) принял Елену на службу по контракту, для репетиций «Наурских казачат» предоставил клуб части. Всё это российский офицер объяснял мне тогда так: «Я знаю, что здесь начнётся, если отсюда уйдут русские, поэтому в моих же интересах поддерживать именно их: в первую очередь стараюсь принимать русских на работу. И вообще помогаю им, чем могу…» Прекрасный, по-моему, пример государственного подхода к проблеме стабилизации обстановки в регионе проявил этот офицер, на примере своей малой Родины убедившийся, кого нужно первоочерёдно поддерживать на Кавказе, чтобы здесь наступил мир.

Войска вообще играют важную роль в наведении в республике порядка. Численность развёрнутой здесь вооружённой до зубов 46-й бригады ВВ до недавнего времени составляла более 15 тысяч штыков. (Но, как поговаривают военные, грядущие сокращения вполне могут коснуться и этой крупной воинской группировки.) Здесь, сменяя друг друга, работают несколько отрядов спецназа, тысячи командированных милиционеров, бригада боевой готовности Министерства обороны. И хотя лавры главного миротворца отдают Рамзану Кадырову, именно наличие в безпокойном регионе большого количества федеральных сил позволяет Москве контролировать эту территорию.

Сегодня в Чечне гораздо спокойнее и безопаснее, чем пять лет назад. Русские иногда даже возвращаются в свои дома. Но назвать эти единичные случаи необратимым процессом как-то язык не поворачивается. Взаимная неприязнь чеченцев к русским и наоборот никуда не ушла, и жить даже в новой квартире в таком соседстве, конечно, рискнёт не каждый. Опросы грозненцев, проводимые весной прошлого года, показали, что отрицательно относятся к христианам (читай, к русским) — более половины населения города. В таких условиях очень тяжело оставаться по-настоящему русскими, сохранять самобытность, веру, традиции, язык и культуру. Кто-то не выдержал давления, принял ислам, сменил имя, потерял историческую память.

Но большинство русских всё же остаются русскими и по духу, и по вере. И их тихое и смиренное стояние в Истине, во Христе уже есть подвиг, и не только духовный. Именно наличие в Чечне русских даёт нашей армии моральное право чувствовать себя здесь не незваными гостями, а полноправными хозяевами. И с этим вынуждены считаться не только в Грозном, но и в Вашингтоне.

Русское присутствие в Чечне особенно чувствуется накануне больших православных праздников, например, в дни Пасхи. Местные власти для всех желающих организуют посещения православных кладбищ, предоставляя в случае необходимости транспорт. В прошлом году по просьбе русских жителей станицы Червлёной, где тоже есть свой маленький храм, власти выделили деньги для приведения в порядок местного христианского кладбища, командование отрядило в помощь местным жителям солдат-добровольцев. Это заметно приободрило и подняло дух русских жителей станицы. Местное кладбище славно тем, что даже в период засилья здесь ваххабизма (в Червлённой в начале второй чеченской кампании одно время располагался штаб Хаттаба), воинственные последователи радикального ислама старались обходить его стороной, считали, что оно заговорённое.

Приятно было узнать от помощника командующего объединённой группировкой войск на Северном Кавказе по работе с казачеством, казачьего полковника Виктора Медяника, что казаки в Чечне есть не только на бумаге. Не все они, правда, признают себя русскими, некоторые ошибочно считают себя отдельной нацией — терскими или гребенскими казаками.

Есть и другие примеры русского державного присутствия в Чечне. Два года назад попечением главнокомандующего внутренними войсками МВД России генерал-полковника Н.Е.Рогожкина в пос. Ханкала, где располагается штаб и главная база российской воинской группировки, открыт прекрасный храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Священник проводит огромную работу с военнослужащими и членами их семей. Помимо регулярных богослужений и треб, он ведёт занятия в воскресной школе, проводит беседы и встречи с воинами бригады, организует паломнические поездки для молодёжи по святым местам России — в общем, делает то, что положено православному священнику-миссионеру. И работы на этом поприще у него здесь на многие годы непочатый край. Всё это внушает осторожный оптимизм, что будущее у Православия, а значит и у русских, в Чечне всё-таки есть.

Когда в 1990-х я впервые увидел Михайло-Архангельский храм, он был кирпично-красного цвета, позже, когда его восстановили, — небесно-голубого. Сейчас он белый. Не знаю почему, но мне видятся в этой перемене цвета российского триколора. Не оставит Господь своей милостью этот край Русской земли. Давайте вместе поможем нашим единоверцам в Чечне. Кто — молитвой, а кто и материально.

РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПЛАТЕЖЕЙ:
ООО Коммерческий банк «Сунжа»
Республика Ингушетия, ст. Орджоникидзевская, Ул. Осканова, д. 32. Тел. 8-873-47—2-24-12.
Получатель: Чеченская Республика, г. Грозный, Михайло-Архангельская Церковь.
кор/счет 30101810500000000761
Рас/счет 40603810500000000049
ИНН 2014253460 КПП 2014011001 БИК 042618761
Телефон для связи: 8-928-255-08-31.

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО