Александр Бобров - Права и обязанности

На родине Ельцина состоялся первый выездной Совет при президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. Его председатель г-н Федотов с места в карьер начал бороться с двумя фантомами — плохой ментальностью русского человека и Сталиным.

Совет прошёл не очень-то и заметно для широкой общественности, а зря. Это — символическое событие, свидетельствующие о вырождение демократии ельцинского разлива. Сам Федотов сказал: «В контексте борьбы с последствиями тоталитарного режима в общественном сознании мы просто обязаны говорить людям правду. И глубоко символично, что этот разговор проходит в Екатеринбурге. Именно здесь свершилось одно из первых преступлений тоталитарного режима — убийство Царской семьи. И именно отсюда начал свой крестный путь первый президент России Борис Николаевич Ельцин, вбивший осиновый кол в могилу тоталитарной системы».

Что за крестный путь Ельцина — от первого секретаря обкома до человека, расстрелявшего Дом правительства? И за это его не Голгофа ждала, а тихая обеспеченная старость. И раз уж он «вбил кол», то чего Федотов суетится? Или понимает, что надвинулся новый тоталитаризм: всевластие Золотого тельца? И всё это будет называться демократией?

В эти бредни о правах человека в разворованной и униженной России никто не верит, но остались ещё нерастленные души. Пора браться за них. И Федотов сводит заседание Совета к главному: «Не менее важно, чтобы вся система школьного образования была пронизана идеями уважения прав человека. Пока новые федеральные образовательные стандарты по соответствующим программам находятся в процессе разработки, может быть, самое время дать понять, что стране нужна молодёжь с высоким уровнем гражданственности и правовой культуры? И культура эта должна формироваться с первого до последнего класса — сначала в игровой форме, на примерах из сказок. И, Дмитрий Анатольевич (обращение к президенту), я специально для Вас приготовил вот эти книги: «Изучаем права человека по примерам из сказок». Это очень важная форма работы. Но это в начальных классах, а дальше уже на серьёзных уроках литературы, истории постепенно подготавливать молодого человека к жизни в условиях правового государства». И со всех сторон лицемерные взывания: права, права! А культура, особенно православная, нравственное воспитание налагают на человека только обязанности — за права-то его природа сама поборется.

Медведев с иронией сказал Федотову: «Книжки, что Вы передали, любопытные, некоторые вопросы явно хорошо подготовлены. Например, такой: имеет ли мартышка право пользоваться очками? Чувствуется, серьёзно подошли к правам человека».

Но на самом деле права детей защищаются по-другому. Как сообщил генеральный прокурор Юрий Чайка, в России 1,7 млн. детишек стоят в очереди в детские сады. Взятка за место в этом саду обходится родителям от 25 до 100 тысяч рублей. Вот где надо защищать права детей! А ещё озаботиться о доступных занятиях в студиях и спортивных секциях, отдыхе в недорогих детских лагерях, сохранении школ везде, где есть дети, а не закрытии их, как в последние годы. Про безумные программы школьного образования, про ЕГЭ — отдельный разговор. Здесь-то налицо массовое нарушение прав человека — ребёнка и родителя! Вот о чём должен был говорить в первую очередь г-н Федотов, а не книжки заказывать избранным издательствам. Это бы рвение да на защиту обездоленных маленьких граждан каждый понял. Легко трубить глобально с пышными командировками вслед за президентом о гражданском обществе. А вот спасти школу хоть одну закрываемую или стадион, отданный под рынок — куда трудней.

+++

На этом безумном фоне в Москве, в кафедральном соборе Христа Спасителя прошёл Архиерейский Собор, который рассматривал многие вопросы, в том числе и вопрос о политической предвыборной ситуации. Приняли проект документа, полное название которого звучит так: «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах».

«Выступая на общественной арене, — говорится в документе, — священнослужители не имеют права заявлять о поддержке всей Церковью какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера. Священнослужитель или мирянин могут иметь собственные политические убеждения. Однако, выражая их, следует говорить только лично от себя или от имени той или иной группы единомышленников, но не от имени Церкви. Недопустимо излагать политические взгляды с церковного амвона». По-моему, всё ясно.

Далее говорили, что это не значит, будто Церковь самоустраняется от происходящего в мире. Она «оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идёт об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни, о пропаганде греха, о нанесении ущерба историческим или культурным памятникам, о деградации или разрушении окружающей среды, о духовном или физическом здоровье людей, о воспитании подрастающего поколения, о заботе о бедных, больных, престарелых, одиноких и страждущих людях…» Мне кажется, что именно в этих словах главное призвание священнослужителей: бороться против греха, попрания нравственности и традиций, духовной и физической деградации, то есть против того, что навязывается СМИ.

Однако оппозицией был вдруг выхвачен лишь один, чисто ситуационный момент — участие в выборах. Появилось в интернете и было перепечатано в газетах оперативное интервью с провокационной преамбулой: «Судя по тексту документа, на ближайших думских выборах можно будет наблюдать, как архиепископы выступят в качестве «паровозов» в партийных списках». Почему-то думается, что эта новация коснётся прежде всего списков «Единой России». Допустимо ли столь активное участие Церкви в светской жизни, выяснял корреспондент «Свободной прессы» у доктора философских наук, профессора Академии труда и социальных отношений, религиоведа Екатерины Элбакян. Ответы её ошарашивают.

Прежде всего, она предостерегает от возможного избрания священников: «Формулировка условий этого «возможно» весьма странная. Избираться священникам можно, оказывается, если будет угроза Церкви со стороны раскольнических и иноконфессиональных сил, «стремящихся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью. Пока это, как оговорено, касается только Молдавии и Украины, где Церковь способствует проведению российской политики, но ту же практику можно ожидать и в России».

Да мало ли чего можно ожидать в современной России! Специалист по труду и социальным отношениям не знает, наверное, что о правомерности этой нормы вопиёт сама жизнь на расколотом пространстве бывшей Империи. Об этом слёзно просили участники Всемирного русского народного собора, особенно приехавшие с Украины.

Поезжайте в древний Ужгород, который встречает теперь гостей величественным кафедральным Крестовоздвиженским собором. Он возведён по проекту настоятеля — протоирея о. Димитрия (Сидора) — поразительно целеустремлённого и разнообразно одарённого человека, который издал Евангелие и грамматику на русинском языке. Этот храм — оплот Православия среди бушующего униатского и автокефального моря, враждебного по отношению к России. «Так сложилось, — говорит русин о. Дмитрий, — что наиболее последовательными защитниками духовно-национальных интересов русинского народа выступало духовенство. Лично я имел благословение Церкви быть депутатом Закарпатского регионального парламента, где отстаивал интересы как русинов, так и православного христианства в целом». За время депутатства о. Дмитрий успел сделать очень много. Так что же, наши нетерпимые читатели хотят лишить его этого права и участия в следующих выборах? А я категорически против! — ведь наши критиканы не пойдут в схватку с западенскими националистами. Они лучше спокойно за домашним компьютером отведут душу, а о. Дмитрий Сидор ведёт духовную и политическую брань в гуще врагов России!

Неумная дискуссия вспыхнула на пороховом предвыборном поле. Ещё никого и в списки-то не включили, а уже про какие-то «паровозики» заговорили.

На всё воля Божия. Но каждый православный человек должен сам делать свой выбор. Архиерейский Собор принял мудрое решение, а противники Православия, борцы за «права человека» всегда найдут политиканский повод оспорить его. Тщетно.

Александр Александрович БОБРОВ