C именем прп. Александра Свирского связано самое значительное событие в истории христианства. Это единственный из всех новозаветный святых, удостоившийся видения Пресвятой Троицы. Только двум людям, жившим на земле, являлся Господь Бог в виде Трёх Ангелов: ветхозаветному 99-летнему старцу Аврааму и русскому отшельнику, 30 лет подвизавшемуся в непроходимых северных лесах на берегу могучей реки Свирь.
30 апреля 1641 года - 370 лет со дня обретения мощей прп. Александра Свирского
Прп. Александр Свирский был причислен к лику святых через 14 лет после своей кончины, а обычно на это уходила не одна сотня лет. В то время канонизировано было всего 12 святых, среди них блгв. князь Александр Невский.
Бывший самым знаменитым святым в ХVII–XVIII векаx, этот великий старец был мало известен в современной России. И только в последние 10—15 лет потекли толпы паломников на Валаам и в расположенную среди живописнейших озёр на границе Петербургской епархии и Карелии Свято-Троицкую обитель, где творил свои подвиги этот светоч Православия.
Родился он в июне 1448 г. в небольшом селе Мандеры на реке Оять. Родители его Стефан и Василиса имели уже двух взрослых детей, живших от них отдельно.
Необычный мальчик родился 15 июня 1448 года в день пророка Амоса и при крещении получил имя Амос. С детства он щедро был одарён Господом особыми дарами: был добр, кроток, очень сосредоточен, доброжелателен ко всем людям без исключения, но особенно любил и привечал нищих. С раннего детства была у мальчика «неотмирность», устремление к Богу, удивительная утончённая вера и любовь к прекрасной северной земле. Мальчик был трудолюбив и, находясь часами на покосах, постоянно пел псалмы, которых знал великое множество. Вот только учился он поначалу очень плохо. Сверстники смеялись над его тупостью, а родители очень огорчались. Но уже тогда маленький Амос прекрасно понимал, что ничего не по силам сотворить человеку без воли Божией.
Измученный своими неудачами в учёбе, мальчик пошёл в Островский монастырь Введения Пресвятой Богородицы и просил Царицу Небесную открыть ему ум, укрепить память, чтобы стать хорошим учеником. Во время молитвы отрока раздался голос: «Встань, не бойся! О чём просил, всё будет тебе!» С просветлённым лицом вернулся Амос домой и вскоре стал одним из лучших учеников.
С детства он совершал подвиги, совершенно непосильные даже для взрослых, крепких мужчин. Никто в округе, включая монахов и священников, не постился до такой степени, как маленький Амос. Ел он только раз в день немного хлеба, спал всего несколько часов, носил убогую ветхую одежду.
Амос наотрез отказался жениться. Да и ясно было, что рождён он для особых духовных подвигов. Однажды в деревню заехали старцы Валаамского Спасового монастыря и рассказали Амосу о возвышенной иноческой жизни. Теперь он знал, где его настоящий дом. Один из Валаамских старцев прямо сказал родителям Амоса, что сын их — избранник Божий.
В Спасо-Преображенском монастыре на Валааме Амос пребывал 7 лет на послушании, а в 26 лет принял постриг с именем Александр. Даже многомудрых старцев поражало смирение инока, который не только не страшился тяжёлого труда, нужды и скорбей, но настойчиво искал их. Он превосходил всех насельников на самых тяжёлых послушаниях, не гнушаясь ничем. Со всей округи тянулись в обитель верующие, чтобы посмотреть на удивительного аскета. И чтобы избежать мирской славы, Александр принимает решение уединиться на одном из островов Валаамского архипелага.
Он не берёт с собой даже маленького узелка. У него нет ничего, кроме бедной одежды. 12 долгих лет живёт он в узкой трещине в скале в полном одиночестве и в постоянных молитвах. Они были совершенно необходимы России. Период его молитвенных подвигов совпадает с важными моментами в жизни отечества. Иван III решает вопрос о независимости Руси от Золотой Орды, перестаёт платить дань и топчет ханскую басму. По молитвам русских святых измученная братоубийственными усобицами, осквернённая татарами Русь вдруг начинает стремительно объединяться.
Уже в 1463 году к Московскому княжеству присоединяется Ярославское, затем — Ростовское, Тверское княжество и Новгородская республика. Россия превращается в достойную наследницу могучей некогда Византии.
На далёкий Валаам стали приплывать многочисленные паломники. И однажды во время молитвы келью Александра Свирского озарил свет и послышался голос Пресвятой Богородицы, повелевавшей ему уйти с Валаама, найти новое благодатное место, построить там церковь во имя Святой Троицы и устроить новую обитель. Прп. Александр находит это безлюдное место на берегу озера, расположенного поблизости от бурной реки Свирь, своеобразного пролива между Ладожским и Онежским озером. Там он строит убогую хижину и проводит в ней в непрестанных молитвах целых 7 лет.
Но и подвизаясь в полном уединении, преподобный не может скрыть свои подвиги от мира. К нему на остров приплывают иноки и устраивают рядом с его хижиной монастырь. И снова бежит в уединённую пустынь Александр Свирский, но вскоре смиряет себя, безропотно принимает новую миссию и начинает духовно окормлять прибывших монахов.
В 1507 г. в возрасте 60 лет, на 23-м году поселения в пустыни, прп. Александр Свирский удостоился посещения Пресвятой Троицы. Во время ночной молитвы келью его осиял невыразимый свет и предстали перед ним Три Мужа в Ангельском обличии, облачённые в светлые одежды с посохами в руках. От Них получил преподобный предначертание построить обитель в честь Единосущной Живоначальной Троицы.
Вскоре силами монахов была построена деревянная церковь, а место для неё указал Ангел. А позже в 1526 году возведён величественный каменный Троицкий храм. Наконец-то после 35 лет отшельничества блаженный Александр Свирский соглашается на горячие мольбы братии возглавить их обитель, отправляется в Новгород и из рук архиепископа Серапиона получает священный сан.
Но каким удивительным был этот добрейший игумен, получивший столько божественных откровений, считавшийся первым чудотворцем и молитвенником всей Руси! У преп. Александра было больное сердце, но он назначал себе, игумену монастыря, безчисленные тяжкие послушания. Несмотря на постоянные ночные бдения, суровое постничество и тяжелейший молитвенный труд прп. Александр Свирский дожил до 85 лет, и за год узнал о часе своей кончины. Он заповедал братии не устраивать ему пышных погребений, а похоронить в болотной трясине. Но иноки, обливаясь слезами, умоляли любимого учителя разрешить похоронить его тело в монастыре. И смиренный Александр согласился.
Спустя 12 лет после своей кончины преподобный был канонизирован в Успенском соборе Московского Кремля. А ещё через 107 лет, в апреле 1641 года, в Лазареву субботу, в Свирском монастыре произошло невероятное событие. Монахи разобрали старую деревянную церковь, сгоревшую во время польско-шведской интервенции, собираясь воздвигнуть над телом св. Александра новый каменный храм и обнаружили под церковным фундаментом его гроб, земля над которым, ничем не поддерживаемая, стояла в виде пещеры.
Игумен Авраамий с братией сняли крышку с гроба и застыли потрясённые. В гробу лежало совершенно целое, неповреждённое временем тело преподобного, с целой бородой и волосами, в сохранённой мантии. От мощей святого исходило сильнейшее благоухание.
Под пение псалмов монахи перенесли нетленное тело в храм св. Николая и начали усердно благодарить Господа. Весть об обретении мощей любимого святого быстро облетела всю Россию. По повелению царя Михаила Романова мощи были освидетельствованы церковной комиссией. А спустя 3 года переложены в драгоценную серебряную раку, подаренную царём и привезённую в обитель из Москвы на 11-ти лошадях.
Мощи прп. Александра обладали такой благодатной целебной силой, что исцелялись у них тысячи недужных и одержимых людей со всех уголков страны. Свято-Троицкая Свирская обитель стала главным духовным центром, «Северной Лаврой» России: в ней были построены 8 прекраснейших храмов, открыта духовная семинария, ей подчинялись 27 монастырей и пустыней Олонецкого края. В престольные праздники в обитель стекались до 30 тысяч человек.
После покорения Казани, Иоанн Грозный повелевает построить в Москве на Красной площади уникальный Покровский собор на рву, известный в народе как храм Василия Блаженного. Рядом с главным восточным приделом в честь Пресвятой Троицы находится придел, посвящённый прп. Александру Свирскому.
После Октябрьской революции всё меняется. Начинается сознательное варварское уничтожение Северной Лавры, объявляется война святым, чудотворным иконам и нетленным мощам. Уже в 6 января 1918 года большевистский отряд прибыл в Троицкий Александро-Свирский монастырь, чтобы изъять «восковую куклу», как отныне будут цинично и подло именовать безбожники мощи святых. И ещё чтобы полностью разграбить богатейшую обитель, издавна кормившую всю округу, расстрелять без суда и следствия архимандрита Евгения и десятки ни в чём неповинных монахов.
Главными вдохновителями и зачинщиками кровавой большевистской бойни были не русские православные люди, а пламенные иноверцы: евреи, поляки, латышские стрелки. Именно эти Вагнеры и Канторы» возглавили охоту за мощами святого и настаивали на их уничтожении или полном сокрытии.
Стоит сказать о колоссальном безстрашном сопротивлении, которые в течение нескольких лет оказывали верующие Олонецкого края оголтелым чекистам. И о том, что сами чекисты испытывали такой ужасающий мистический страх перед мощами преподобного Александра, что, несмотря на грозные приказы из центра, не смели притронуться к ним. Долгие годы Господь хранил нетленное тело своего избранника. Когда же наконец большевики вскрыли кипарисовый гроб преподобного, скончавшегося 4 века тому назад, то были потрясены полной нетленностью его мощей.
Константин Николаевич ТАГУНОВ