20 лет назад началось возрождение Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря
26 апреля — празднование Иверской иконы Божией Матери
Во время душевных нестроений нет лучшего лекарства, чем поездка в тихую, благодатную обитель. Не ищите другого. Целительные свойства монастырской жизни испытаны веками. И совсем не случайно бежали туда в разные времена цари и митрополиты, философы и художники.
Уже через несколько дней душа успокоится, и ты получишь ясные ответы на все, казалось бы, неразрешимые вопросы. Всё это проверила я вновь, побывав на Селевицком озере, в Иверском Свято-озерском Богородицком монастыре. Об этой прекрасной обители знала я с раннего детства, ведь именно там, на Валдае, родился мой дедушка, Георгий Афанасьевич Афанасьев. Но только теперь Господь сподобил меня увидеть эти святые места собственными глазами.
Всё чаще память выбрасывает мне из своих непостижимых глубин чудесную картинку: мы с дедушкой сидим зимним вечером в его кабинете, и он показывает мне свои старые книги, фотографии, карты. Запомнилось место дедушкиного рождения: Валдай, Остров.
В этом небольшом старинном городке на севере России жил дедушка до шестнадцати лет. Каждый вечер крепкий сероглазый отрок, запрягал любимую лошадку и по лесу ехал десять километров на службу в Иверский монастырь. Это было лучшее время его жизни. Он пел в церковном хоре, прислуживал в алтаре и чувствовал себя в монастыре как дома.
Дедушке предстояло стать военным. Любимый духовник, скрепя сердце, дал благословение. И дедушка уехал в Новгород. В 1915 году, в Первую мировую войну, он закончил военное пехотное училище и сразу ушел на фронт. И всю жизнь потом защищал Отечество. Более 50 лет служил ему верой и правдой, начал подпоручиком, закончил генералом.
Случалось ему бывать потом в родных местах. С болью рассказывал дедушка, в каком разорении находится его любимая Иверская обитель. Просил меня обязательно бывать на Валдае.
Но только в прошлом году сподобил меня Господь добраться до Валдайского монастыря, находящегося всего за четыреста километров от столицы.
Он был по-настоящему прекрасен: огромный, белый, светящийся монастырь. Ни о какой разрухе и речи не было. Всё было ухожено, облагорожено и прекрасно. Ярким золотом горели купола Успенского собора, где находится главная святыня обители — чудотворная икона Иверской Божией Матери. В нескольких метрах от входа в монастырь плескалось и переливалось гигантское серебряное озеро, наполнявшее всё вокруг необыкновенной свежестью. Казалось, сам монастырь плавно качается на его спокойных волнах. А прямо над монастырём, покрывая его словно омофором, сияла крупная победоносная радуга.
Святым это озеро называется неслучайно. В середине семнадцатого века его освятил сам патриарх Никон, основатель обители. Жившие на берегах озера люди жаловались монахам, что в озере водится нечистая сила, то и дело выглядывают из него отвратительные чудовища, постоянно пугающие рыбаков.
Решив раз и навсегда покончить со страхами и наваждениями, патриарх вышел со всей монастырской братией на озеро, отслужил молебен, а затем погрузил на дно озера Евангелие с животворящим крестом. Тогда все увидели знамение: появившейся над монастырём сияющий огненный столп от земли до неба. Сияние от него разошлось на многие версты от монастыря.
Всё в этих местах связано с именем святейшего патриарха Никона, одной из самых ярких, самобытных и сильных личностей в истории России. Слишком независимой и сильной, чтобы избежать клеветы, наветов, гонений и ссылок при жизни, и спустя века всё ещё иметь искажённый до неузнаваемости образ.
Время правления патриарха Никона — время решительных перемен, во многом изменивших православную Россию. Обладавший множеством талантов, имевший особую склонность к зодчеству, иконописи, церковному пению, патриарх Никон построил три монастыря.
На особом месте стоят Воскресенский Новоиерусалимский и Валдайский Иверский мужские монастыри, его любимые детища. Оба монастыря скопированы с великих святынь: один с Храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Второй же имел прообразом Иверский монастырь Святой Горы Афон и издавна назывался в России «Валдайским Афоном».
Эти обители оставались верными прибежищами патриарха Никона в самые тяжёлые моменты его непостижимой жизни.
В 1651 году по пути из Новгорода в столицу митр. Никон впервые проехал по Валдаю, пленился необыкновенной красотой серебряного озера и многочисленных островов. Повинуясь внутреннему голосу, решил построить на Селевицком острове монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери. Царь Алексей Михайлович с восторгом согласился и обещал любую помощь.
В том же году патриарх отправил на Афон искусных иконописцев иеромонаха Корнилия и монаха Никифора, чтобы написали список с чудотворного Иверского образа, покровительницы и вратарницы Святой Афонской Горы. И сделали точнейший план афонского монастыря, чтобы потом на Валдае воплотить всё в точности. Монахи возвратились домой с благословением на строительство от афонской братии, с чудесным списком Иверской иконы, написанным после строжайшего поста красками, в которые были втёрты растворённые частицы святых мощей.
Это был первый монастырь, возведённый на Руси после полувекового перерыва, после мучительного Смутного времени, борьбы с польско-литовско-шведскими захватчиками, созданием новой царской династии Романовых.
Средства на строительство Валдайского монастыря выделялись немеренные. Деревянные постройки возводили лучшие зодчие России. Царь пожертвовал новой обители огромные вотчины в Новгородском, Старорусском, Клинском, Ржевском, Московском районе и соляные варницы в Старой Руссе. Быстро вырастал крупный, хорошо укреплённый монастырь, имевший гарнизон стрельцов, производящий оружие, имевший отличную типографию, школу, больницу, трапезную, рассчитанную на сотни трудников.
Для прославления обители патриарх Никон привозит сюда ковчежцы с частицами мощей московских свтт. Петра, Алексея, Ионы, Филиппа. Освящение великолепного каменного собора Иверской Богоматери состоялось в 1656 году при участии патриарха Никона. Грандиозное празднество сопровождалось звоном его подарка: тысячепудового колокола, отлитого знаменитым мастером Александром Григорьевым.
Но праздники и царские милости быстро кончаются.
В 1658 году Алексей Михайлович без всяких объяснений не приехал на Рождество в Иверский монастырь. И начал избегать патриарха. Спустя некоторое время, после безуспешных попыток вновь найти понимание царя, патриарх решил немедленно оставить управление церковными делами. Он обратился к православному народу, снял патриаршее облачение, оделся в чёрную монашескую мантию и чёрный клобук, взял простой посох и ушёл из собора.
Именно на Валдай в свою любимую обитель уезжает он в эти труднейшие моменты, проводит там три месяца перед тяжёлыми ссылками. Во время опалы патриарха Никона все его монастыри были закрыты. Но уже в 1668 году Иверской обители вернули все её привилегии и земли.
Самыми унизительными были для монастыря первые десятилетия двадцатого века. Храмы осквернили, святыни расхитили, уничтожили мастерские, школы, больницу и даже монастырское кладбище. Монахов отправили в тюрьмы и ссылки.
Прагматичные девяностые годы тоже ударили по опустевшей обители. Дельцы решили создать в древнем монастыре прибыльный туристический комплекс, с гостиницей, ресторанами, барами. Они даже не понимали, какое творят святотатство. Но по воле Божией разорённую обитель передали в 1991 году Новгородской епархии. Ресторанно-туристический этап в её жизни был закончен. В том же году монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил в Успенском соборе молебен перед Иверской иконой и благословил братию возрождать обитель.
Побывавший после этого на Валдае Владимир Путин своими глазами увидел печальное состояние древнего монастыря и выделил миллион рублей на реставрацию настоятельского корпуса. Благородные начинания поддержали сотни людей. И началась в обители новая жизнь.
Ксения Александровна АВДЕЕВА