Ксения Авдеева - Золотая роза из Ченстохова

Архив: 

 

Она лежит на моём столе, хрупкая, неувядающая, с тонко вырезанными золотыми лепестками. Вечная память о Ченстохове. В древности эта икона называлась Одигитрия.

 

Ап. Лука написал её незадолго до Успения Пресвятой Богородицы в той самой Сионской горнице, где совершились самые великие события в истории человечества, на верхней доске простого кипарисового обеденного стола, который некогда помог смастерить в Назарете своему мнимому отцу Иосифу маленький Иисус.

Память о простом, но радостном детстве её сына была очень дорога Богородице. И после Воскресения Спасителя доску от этого стола перенесли из Назарета в дом Зеведея — отца апостола Иоанна Богослова, расположенный на горе Сион. Здесь Богоматерь провела последние годы своей земной жизни. Иконы, написанные апостолом Лукой, хранились сначала тоже здесь. Но сбывались пророчества. И в 66 году во время захвата Иерусалима легионами римских императоров Веспасиана и Тита христиане ушли из Святого города, забрав с собой все святыни, и среди них Одигитрию. Перед ней в пещере близ города Пелле, совершались тайные богослужения. Как зеницу ока берегли христиане этот образ Божьей Матери.

Спустя два века, равноап. царица Елена, тогда уже немолодая женщина, отправляется в Иерусалим, чтобы обрести Животворящий Крест Господень. В сорокаградусной жаре она проводила долгие часы у Голгофы. Мужество и усердие были вознаграждены. Царица Елена обрела Честной Крест Господень и гвозди, пронзившие Пречистое Тело Спасителя, воздвигла на Святой земле несколько православных храмов. 6 марта 326 года, прощаясь с царицей, палестинские христиане в благодарность подарили ей несколько древних икон. И среди них Одигитрию. (В этот день Православная Церковь чествует этот чудотворный образ).

В Константинополе равноап. Елена с почестями поместила икону в дворцовом храме, где она пребывала около пятисот лет и являла свою чудодейственную силу. В Червонную Русь Одигитрия была привезена русским князем Львом и помещена в его родовом замке в Бельске, в северо-восточной Галиции.

Икону князь получил от Императоров Никифора и Карла Великого за то, что помог спасти Царьград от нашествия сарацинов. Позже сей доблестный князь основал город Львов.

Начало 14 века стало периодом тяжелейших испытаний для православных. В 1340 году во Львов вступили войска польского короля Казимира III и началось повальное мародерство. «Благородные» шляхтичи украли крест с частицей древа Животворящего Креста Господня, златокованый престол, фамильные драгоценности, и даже крестильные рубашки и венчальные венцы галицийских князей. А также картины, посуду, меха, церковную утварь, знаменитые чудотворные иконы: Почаевскую, Жировицкую, Остробрамскую, Холмскую.

С середины 14 века католики требуют, чтобы православные под угрозой смерти приняли унию. В Галиции была даже введена столь любимая католиками инквизиция, а неуёмный Казимир обращался к Папе Римскому с призывом немедленно идти крестовым походом на Русь. Но Господь хранил православных.

Неожиданно король умер. И в душах православных забрезжила надежда. Людвиг Венгерский, наследник Казимира, отдал Галицию во владение польскому князю Владиславу Опольчику из колена Пястов. Мать Владислава была русской и православной, она умоляла сына прекратить чудовищные гонения на её братьев и облегчить их страдания. Но именно Опольчик, словно в насмешку названный Русским, становится жесточайшим гонителем православия, захватывает церковные ценности, разрушает православные храмы, крадёт чудотворный образ древней Одигитрии.

Непостижимы пути Господни. Огромная любовь к православной иконе поразила сердце жестокого католика. Часами простаивал перед ней Опольчик в зале Бельского замка, каялся, плакал. Икона стала его единственным другом. А вскоре оказалось и верной защитницей.

Однажды, осадив Бельск, огромный отряд татар начал осыпать замок сотнями горящих стрел. От гибели католиков отделяли считанные минуты. Князь Владислав приказал вынести чудотворный образ и поставить на городской стене. Одна из вражеских стрел попала в шею Пречистой, и из раны потекла кровь. В тот же миг на татарское войско спустилась непроглядная мгла. Татары стали слепнуть, и в беспамятстве убивать друг друга. Потрясённые военачальники быстро увели отряд.

Шло время, и тщеславный католик решился на кражу чудотворного образа. Икона отказывалась покидать Галицию. Когда поляки пытались снять её со стены, на них напал жуткий страх, перешедший в столбняк. Перепуганные католики всю ночь молились Одигитрии. На утро икона позволила положить её в карету и отправилась в долгое путешествие. Последствия кражи были трагичными для Опольчиков. Потомства у них не было. Род их прервался!

Поляки гнали лошадей, не разбирая дороги. И только на юго-западе Польши, в живописном местечке Ченстохова, князь наконец-то остановился на ночлег. Ченстохова, расположенная недалеко от Кракова, на высокой горе, уже с 1220 года имела статус «рыцарской деревни».

Икону оставили на ночь в деревянном костеле Успения Божией Матери. Утром Опольчика ждало новое потрясение: снять образ со стены не удавалось! Икона отказалась двигаться дальше.

И князь оставил икону в Ченстохове. Позднее на вершине Ясной горы построил он прекрасный монастырь. А в 1382 году переселил туда из венгерского монастыря Буденси известных своим аскетизмом монахов-паулинов. Они относились к ордену св. Павла Фивейского, отшельника, в полном одиночестве проведшего в пустыне 90 лет! Опольчик щедро одарил паулинов землей и привилегиями. Быстро шло строительство каменного монастыря. Зарождалась традиция пешего паломничества. Со всей Европы с богатыми дарами шли пешком в монастырь короли, епископы, рыцари и простой люд. Особенно помогал чудотворный образ расслабленным, обезноженным, парализованным людям. Едва прикоснувшись к иконе, больные вставали, отбрасывали костыли и на своих ногах покидали обитель. Подобные случаи происходят и по сей день. Все стены часовни Ченстоховской Божией матери увешаны подарками. Исцелённые люди, возвратясь домой, заказывали у ювелиров золотые и серебряные костыли и палки, и посылали их в монастырь.

Богатства монастыря привлекали банды чешских гуситов. В 1430 году на Пасху им удаётся ворваться в обитель. Доверху нагружают они повозки золотой и серебряной церковной утварью, пытаются похитить и Ченстоховской икону. Но сдвинуть воз не могут. В бешенстве один из разбойников бросает св. образ на землю, и тот распадается на три части. Однако лики Пресвятой Богородицы и Святого Младенца остаются целы. Второй гусит саблей ударяет по лику иконы, оставив на нем шрам, сохранившийся и по сей день.

Страшное наказание последовало мгновенно. Одного варвара разорвало на части. У второго отсохла рука. Остальные гуситы мёртвыми попадали на землю. Монахи благоговейно подняли с земли священные доски, обмыли водой из св. источника и вернули в обитель. Опасаясь новых набегов, паулины усиленно укрепляют монастырь. Он становится мощной цитаделью. Это оказывается весьма кстати во время польско-шведской войны 17 века. В считанные месяцы, не встретив сопротивления разрозненной и продажной польской шляхты, шведы занимают почти всю Польшу.

Страшные события тех лет блистательно описывает в романе «Потоп» Генрих Сенкевич. Не случайно золотое перо Сенкевича по сей день хранится в сокровищнице Ясногорского монастыря.

Среди всеобщего хаоса, политических интриг и глобального предательства, не было ни одной жизненной силы, способной остановить гибель страны. Ни одной, кроме беззаветной веры народа в Пресвятую Богородицу. И стойкости монастыря, возглавляемого Августином Кордецким.

Когда в марте 1655 года двенадцатитысячный шведский отряд генерала Миллера приказал сдаться, монастырь ответил отказом. Настоятель, имея всего лишь 160 солдат, 50 шляхтичей и 70 монахов, до конца защищал Святыню. Осада длилась сорок дней. Отлично вооружённые шведы ничего не смогли сделать с голодными защитниками монастыря. Ясную Гору защищала Царица Небесная. Её святой образ смог объединить народ. Со всех концов Польши под разрушенные стены монастыря стекались люди разных национальностей. Рыцари гнали шведов. Через год во Львовском кафедральном соборе король Ян Казимир коронует Ченстоховскую икону Божией матери. Так, по Промыслу Божиему греческая православная икона становится королевой и покровительницей Польши.

Во время наполеоновских войн Польша горячо поддерживала французского императора. Свыше 70 тысяч поляков пошли под наполеоновскими знамёнами завоевывать святую русскую землю. Ченстохова стала центром сбора вооружённых отрядов. Но победить Россию не удалось. После бесславного бегства Наполеона в 1813 году русские взяли Варшаву. Князь М. И. Кутузов выделил для штурма крепости, где скрылись польские войска, корпус генерала Остен-Сакена. Вскоре поляки сдались, комендант вынес победителям ключи от крепости, а настоятель преподнёс список чудотворной иконы.

С великими почестями отправили дары в Петербург. Император Александр I приказал украсить образ серебряным окладом с драгоценными камнями и вместе с ключами от Ченстоховской крепости поставить в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы. Слава Ченстоховской иконы облетает Россию. Создаются десятки списков иконы, находящихся сейчас в Киево-Печерской и Свято- Почаевской Лаврах, в храмах Харькова, Ярославля, Волыни, Воронежа, Подмосковья.

Во время Второй мировой войны гитлеровцы устроили в монастыре концентрационный лагерь для советских военнопленных. Здесь погибло почти 15 тысяч наших воинов. Но и в полной изоляции монастырь мужественно сопротивлялся, помогал партизанам, военнопленным, евреям. Фашисты люто ненавидели Ченстохову. Было решено уничтожить обитель. Только атака советских танков в январе 1945 года спасла монастырь.

В конце ХХ века Ченстохова вновь оживает. Возобновляется пешее паломничество, строго запрещённое в социалистической Польше. Всё больше приходит сюда православной молодежи. Сейчас Ченстохова занимает пятое место в мире по количеству паломников: более двух миллионов в год.

Ясногорский монастырь становится женским. Над его прекрасным архитектурным комплексом возвышается самая высокая в Польше колокольня: целых сто шесть метров. Католические монастыри резко отличаются от наших. В них нет теплоты, благодатного духа, присущих православным обителям. Но Ясная Гора поразительно красива и утопает в цветущих растениях.

Чудотворная икона в громадном позолоченном киоте из чёрного дерева, окованного серебром, находится в часовне на стене в открытом алтаре, ограждённом старинными резными воротами. Только несколько раз в день могут паломники ненадолго приблизиться к образу. После службы лик иконы закрывают серебряной доской.

Тысячи людей, стоя на коленях, терпеливо ждут своей очереди. Но есть и другой путь, трудный и неудобный, но дающий возможность уже через несколько минут оказаться в алтаре совсем рядом с образом Царицы Небесной, облачённой в синюю ризу, расшитую золотыми королевскими лилиями.

В каменный жёлоб, сооруженный несколько веков назад, ведёт узкий ход. Двигаться по нему вокруг алтаря можно только на коленях. Я выбираю именно этот путь. Забываю об усталости, больных ногах и вползаю в алтарь, единственная православная в море католиков.

…Уехать без подарков из Ченстоховы конечно же невозможно. Большим спросом пользуются здесь изящные золотые розы, искусно выполненные из ткани и жести. И я покупаю эти любимые цветы Божией Матери. Зимними вечерами в Москве они будут напоминать мне о Ясной горе, чудотворной иконе и безграничной любви Царицы Небесной к нам, грешным суетным людям, которые рядом с ней хотя бы на минуту становятся добрее и лучше.

Ксения Александровна АВДЕЕВА
Ченстохова — Варшава — Москва