Никто не сомневался, что этот блестяще образованный юноша, знатный, богатый, наделённый прекрасными литературными способностями, да к тому же ещё и племянник сенатора, быстро сделает придворную карьеру. Георгий действительно некоторое время успешно подвизался при константинопольском дворе, был приближён к императорам Василию и Константину.
25 марта 1021 год— 990 лет со дня преставления прп. Симеона Нового Богослова
Но после смерти любимого дяди, резко меняет свою судьбу и уходит в Студийскую обитель. Это самый значительный монастырь средневекового Константинополя, основанный в 462 году ромейским патрицием Студием.
Наибольшую известность достиг он при св. Феодоре Студите, возглавившем борьбу против иконоборчества. Во время всех смут и ересей студийские монахи стояли за чистоту Православия, за что отправлялись в ссылки. В этом монастыре был разработан подробный устав монастырской жизни, касающийся разных сторон монашеской жизни, впоследствии он был принят на Афоне и во многих других православных обителях и назывался «студийским». Влияние этого монастыря на жизнь церкви было огромным. Три студийских монаха стали патриархами, а три императора приняли здесь схиму. Число братии обители достигало семисот человек. Это была высочайшая школа боголюбия и смирения. В такие монастыри не попадают случайно.
В 973 году Георгий приходит к студитам и возрастает под опекой духовного отца, знаменитого старца Симеона Благоговейного. Его иноческое имя тоже Симеон. Церковные историки сравнивают его с великим Григорием Богословом, сочинения обоих отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия (память их Православная Церковью отмечает 12 марта). И присваивают ему имя Симеон Новый Богослов. Он быстро заявляет о себе как блестящий богослов, проповедник, философ. «По благодати Божией язык его был тростью скорописца, а ум источником премудрости Божией», — отмечают его биографы.
Чтение Библии прп. Симеон считает главной духовной пищей. Но главное в мистике Симеона Богослова тайна единения со Христом. Без этого единения даже слова Библии не будут живыми, считал он. Людей, читавших Библию, но не имевших опыта духовного возрождения и просветления, Преподобный сравнивал с человеком, имевшим сундук с сокровищем, но не знавшим, какое богатство находится в нём. Сам он постоянно стремился к такому единению и Богопознанию.
Главным в вере был для него личный, непосредственный опыт Богообщения. Даётся этот опыт, к сожалению, не каждому. Прп. Симеон постоянно творил Иисусову молитву. Стремился к полному уединению и даже на литургии в храме старался быть один. Часто оставался ночью в церкви или шёл молиться на кладбище, чтобы не забыть о скоротечности земной жизни. Современники отмечали его необыкновенную погружённость в молитву, озарение истиной. Бывали минуты, когда во время молитвы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от окружающих.
О молитвенных подвигах прп. Симеона Нового Богослова писал его ученик Никита Стифат, часто ссылаются на него Нил Сорский и Григорий Палама. Мистическая философия прп. Симеона предвосхитила исихазм XIV века.
По совету своего умудрённого старца прп. Симеон в 980 году переходит в монастырь св. Мамонта, посвящается в сан пресвитера и после смерти настоятеля становится там игуменом. Долгих 25 лет окормляет он братию. Старую заброшенную обитель приводит в идеальный вид, печётся о насельниках, сочетая любовь и смирение с требовательностью и строжайшей дисциплиной. Церковные историки любят приводить такой пример его строгости.
Однажды его ученик Аркадий, рассердившись, перебил ворон, съевших хлеб, который составлял главную пищу монахов, и нарушил заповедь «не убий». Игумен Симеон приказал жестокому иноку нанизать на веревку мёртвых птиц и стоять во дворе в таком страшном «ожерелье».
Строгий ревнитель благочестия, он был милостив и сострадателен ко всем людям, прощал раскаявшихся, подавал пример милосердия. Будучи прозорливым, всегда защищал безвинных. У него в монастыре жил епископ из Рима, случайно убивший своего племянника и страшно горевавший. Симеон Новый Богослов стал его другом.
Строгая аскетическая жизнь в обители и сама личность подвижника не устраивала некоторых иноков. Ему отчаянно завидовали. Долгие годы недостойные монахи роптали и клеветали на св. игумена и даже пытались его убить. Нашёлся и странный предлог для осуждения его церковным начальством.
Ежегодно праздновал прп. Симеон память своего любимого духовника. Посвящал старцу Симеону прекрасные стихи, песни, каноны, написал икону с его изображением. Это почитание и стало формальным поводом для недовольства митр. Стефана Никомидийского и его окружения. Было решено удалить преподобного из Константинополя.
Смиренно уходит Симеон Новый Богослов на берега Босфора в уединённые владения своего ученика, вельможи Христофора Фагула. Здесь наконец-то получает он возможность спокойно молиться, писать, рисовать, творить чудеса.
…На месте древней церквушки в честь мученицы Марины Симеон Новый Богослов построил образцовую обитель и мирно прожил в ней целых тринадцать лет до самой своей кончины.
На греческом языке им написано 55 молитв в стихах! Православные произносят Симеонову молитву перед каждым приобщением Св. Таин. В «Добротолюбие» вошли 152 его «Главы деятельные и богословские».
На русский язык переведены 92 «Слова» Симеона Нового Богослова, отличающиеся особой простотой и сердечностью.
Константин Николаевич ТАГУНОВ