Пётр Давыдов - Косово: Земля боли и радости

Архив: 

Долго убеждал я жену поехать в Сербию: «Там так хорошо!». Ей, конечно, интересно стало, почему меня романтические чувства одолели — согласилась. Свежий и солнечный Белград, где, к своему радостному удивлению отметила жена Наташа, «хоть и Европа, но душевно», был настоящим праздником.

Столица, конечно, но без утомительной московской суеты и агрессии. Но цель нашего путешествия — Косово, святая земля страдающего народа. Откуда и «начаша быти сербская земля», где находятся (или, увы, находились) великие святыни этого великого народа…СМИ молчат о Косово и, значит, «проблемы» там никакой нет! Им важнее, как Киркоров в психушке израильской лежит. Северная Косовская Митровица — самый крупный по количеству жителей сербский населенный пункт на территории Косово и Метохии на сегодняшний день. Из южной, албанской, части Митровицы сербы полностью изгнаны ещё в 1999 году. Мы стоим у знаменитого «Маркова моста»: через реку развеваются албанские флаги, здесь — сербские, похожие на наши, родные.

«Понимаешь, сколько ни украшай купола золотом, сколько ни бубни о братстве двух наших народов — если церкви будут стоять пустыми, а разговоры о братстве так и останутся разговорами, то наши народы просто-напросто прекратят своё существование, говорит Драган Николич, председатель Косовско-Поморавского округа Сербии. — В этом будет часть и нашей вины: мы слишком несерьёзно относимся к вызовам времени, истории, политики, геополитики, религии. Нельзя думать, что «всё как-нибудь когда-нибудь само собой устроится»: Бог нам помочь, конечно, может и хочет, но только при нашем собственном участии, на молитвы бездельников и лентяев Он не отвечает. Вот почему мы и вы должны трудиться и бороться с трудностями — и здесь, в Сербии, на земле Косово, так и России», — Драган даже чуть повысил голос, когда произнёс «Россия». Это привлекло внимание других посетителей, послышались вопросы: «Русиjа?», «Где русские, овде?». Увидев нас и убедившись в том, что мы действительно «из Русии» и находимся тут, жители Косовской Митровицы, зашедшие в это небольшое, но очень милое кафе, прервали нашу беседу с Драганом: пожимали нам руки, раскрывали объятия и часто повторяли: «Русиjа и Србиjа — брача!». Когда буря радостных приветствий улеглась, Драган Николич улыбнулся: «Вот так всегда — как только сербы видят русских, они не упустят случая выразить своё к вам и вашей стране отношение. Какое — сами видите». Он улыбается, но взгляд его печален.

Драган имеет все основания для печали. Не для уныния, а именно для печали: «Если мы будем унывать, то противостоять злу мы не сможем. А печаль — бывает. Не в раю живём, хотя и на святой земле, которую пытаются отнять».

Косово и Метохия — это действительно святая земля для сербов. С ней связано и возникновение сербской государственности, и значимые исторические события, великие подвиги и великие трагедии этой страны. Мы помним страшные месяцы 1999-го года, когда под руководством войск НАТО началась война, целью которой было отторжение этого края от Сербии.

Этнические чистки, убийства детей, похищения людей, торговля человеческими органами, разрушение духовных святынь и древнейших архитектурных памятников, изгнание людей со своей родной земли и заселение её пришельцами-инородцами — далеко не полный список последствий войны.

Попробуем представить себе нечто подобное на своей земле — может, тогда лучше поймём горе сербов. Предположим, наша вологодская земля представляет собой стратегически важный интерес для некоей враждебной державы. Политтехнология, применённая в Сербии, проста: усилиями продажных политиков и «независимых» СМИ создаётся мнение о том, что здесь «притесняют коренных жителей». (Причём, «коренными жителями» можно объявить кого угодно — чудь заволодскую, медведя Митрофана и его несчастных потомков). Затем мировое сообщество призывают к тому, чтобы «остановить эти вопиющие беззакония», дают им гигантские деньги на военный бюджет, организуют провокации, не оставляющие надежды на помощь России. На землю, предварительно хорошенько изуродовав её бомбами, прилетают «цивилизованные освободители», переселяют сюда или выпускают из тюрем и лагерей уголовников, снабдив их оружием. Вы хорошо себя будете чувствовать в таких условиях? Уголовники сжигают ваши дома, деревни, убивают ваши семьи, разрушают церкви и кричат вам, убегающим: «Это наша земля! Рэзать всэх будим!» …Пока Россию побаиваются, но Косово — сценарий для нас. К тому же, судя по недавним событиям в обеих наших столицах и южных русских городах, сценарий уже «заработал».

В Косово сербов меньшинство. Живут они на юге края в сёлах, в окружении отнюдь не дружественного им албанского подавляющего большинства. Сёла их напоминают гетто. Часты нападения, издевательства: «В округе, который я возглавляю, совсем недавно жило 80 тысяч сербов — сейчас осталось 40 тысяч. Только за последние несколько лет в наших сёлах было убито более двух тысяч человек, разрушено и сожжено более 170 церквей и монастырей… Многие люди переселились на север Косово — там сербская община многочисленнее. Но мы остаёмся здесь — это наша земля. Страх, наверное, уже исчез, уступив место постоянной осторожности, готовности к сопротивлению — все, как на войне», — говорит Николич. Всеми силами оккупанты пытаются уничтожить даже след памяти о том, что земля эта действительно сербская. Руками мерзавцев здесь творятся неописуемые вещи — в центре той самой Европы, которую когда-то называли «цивилизованной». Вот заметка из сербской газеты «Новости»: «Неопознанные вандалы разрушили и осквернили могилу Живки Йованович (75 лет), которая два дня назад была погребена на городском кладбище в городе Гньилане на юге Косово и Метохии.

По словам Д.Николича, это было первое захоронение на кладбище после 1999 г. «Последние 10 лет Живка Йованович жила недалеко от села Коретиште, — пишет он, — и её предсмертной волей было похоронить её на городском кладбище.

В день похорон, сразу же после отпевания, вандалы раскопали могилу и вскрыли гроб. Потом жителями анклава было получено SMS следующего содержания: «Сербы, не вздумайте больше хоронить своих на этом кладбище! Косово — это албанская земля». Семья усопшей перенесла тело покойной на кладбище села Коретиште, где и состоялись новые похороны». Думаете, это сообщения о фашистских зверствах — нет, это заметка начала марта прошлого года. Впрочем, те заметки, которые мне довелось читать в этот свой приезд, ничуть не радостнее: в них сообщается, что сербы, приехавшие в сопровождении полиции навестить могилы своих родственников на кладбище города Печ, нашли эти могилы осквернёнными. Был я в бывшем сербском городе Печ, (теперь он звучит по-албански — «Пейя»), знаю, что сербский анклав находится от него всего в 5 — 7 километрах. Каково им было ехать (идти побоишься) на могилы родных в сопровождении полиции?! Кстати сказать, косовская полиция по большей части состоит из албанцев — бывших боевиков УЧК. Живо себе представляю: хочешь съездить на могилу к деду, отцу, брату — обращаешься за помощью к тем, которые, возможно, и участвовали в их убийстве. Приезжаешь — и на тебе: кладбище осквернено, полиция поторапливает. А если вспомнить погромы 2004-го года, прошедшие по всему краю? Тогда было убито 19 человек, ранено более 140, выгнано из домов 5 тысяч человек. Более 900 сербских домов и квартир сожжено, сербы изгнаны из 6 городов и 9 сёл, где уничтожено 35 храмов и монастырей. Многие церкви были полностью уничтожены.

В Косово и Метохии только с 10 июня  197 человек было убито, 1305 ранено или 1138 захвачено в плен. За прошедшие десять лет оккупации, при международном протекторате, Косово и Метохия из многонационального края превратились в мононациональный. Многие сербские города и сёла стёрты с лица земли, застроены новыми, уже албанскими, домами, магазинами, складами и автостоянками.

Такая вот жизнь в самом центре Европы — чем не геноцид?

«И всё равно мы сопротивляемся, — говорит Николич. — Уничтожить народ можно только тогда, когда уничтожен его духовный стержень. Именно поэтому, кстати, самую большую ненависть у нынешних оккупантов, как и у прошлых (турок-османов) вызывают наши церкви, монастыри, православная вера. И именно поэтому мы стараемся делать всё, чтобы то, что сохранилось, было востребовано народом — как теми сербами, кто живет на этой земле, так и гостями из России и других стран. Повторяю: можно украшать купола тоннами золота, но если церковь пустует, если не чувствует народ потребности в храме, не верит, наша война проиграна полностью и народом мы как бы больше считаться не можем. Так — населением. Тогда всё кончено. Я думаю, то же самое относится и к России».

Но, к счастью, сербы не чувствуют себя одинокими в своей борьбе — это я говорю с гордостью за свою страну. Постоянно здесь встречаю соотечественников.

Милошевич сказал: «Никто не смеет убивать сербов!». Сказать-то сказал, но и сам погиб в цивилизованной Гааге…Другие сербы погибли здесь. А «нетолерантными» всё равно прослыли. Разве никаких «параллелей» нельзя провести с современной Россией? Мы ведь теперь тоже, кажется, очень хотим «толерантности». И мнение Запада на этот счёт для нас непререкаемая истина, несогласие с которым называют «русским фашизмом», как, например, попытку людей призвать непрошенных гостей из соседних республик соблюдать хотя бы элементарные нравственные нормы.

Николич, знаток русской литературы, сказал: «Нам нужно больше гостей из России! А если они расскажут нам о великой русской культуре, тут просто праздник будет! Добро пожаловать! Всегда ждём гостей, но таких — с нетерпением. Обязательно нужно сотрудничать!».

А в центре Приштины недавно был открыт удивительный по своему безвкусию и бесстыдству памятник. Бывшему президенту США Биллу Клинтону — бывшим же президентом США Биллом Клинтоном. В руках у его бетонноголового собрата — книжка, которая должна обозначать конституцию «независимого государства» «Косова». Бетонная голова Билла радостно улыбается уныло движущимся по проспекту, носящему его имя, албанским прохожим. Думаете, преувеличиваю насчет уныния? Да ничуть: разговорился в одном кафе с хозяином-албанцем о житье-бытье в «независимом» «Косова». Тот такими словами начал выражать свои чувства на смеси английского-немецкого-сербского-албанского, что уши завяли бы даже у немцев: «Да пропади оно пропадом, это НАТО..! Мы раньше хоть работали! Сейчас — сплошная безработица, криминал и это ваше НАТО! Не албанцев они выручают, а землю эту себе забрать приехали!».

Ещё один дружелюбный албанец разговорился со мной у въезда в монастырь Печка Патриаршая, расположенного в живописном горном месте. Территория его обнесена колючей проволокой — куда же без неё православным. Охраняли въезд солдаты итальянского КФОР, довольно приятные, надо сказать, ребята. Албанец, узнав, что перед ним — русский, закатил миротворческий разговор: «Зачем воевать? Здесь же так красиво! Все хотят жить в мире». Действительно, зачем воевать, если все сербы либо повыбиты, либо согнаны в гетто…

С итальянскими солдатами связан интересный эпизод. Их, кстати, почему-то не любят албанцы и любят оставшиеся сербы. В сербских косовских монастырях, которые охраняют итальянцы, меньше всего жертв и разрушений — они, в отличие от американцев и немцев, не стеснялись прибегать к оружию, защищая православных от толпы «дикарей». Тут даже албанцы православие принимали.

Но покидаешь Косово всегда со светлой печалью. Видишь, как братский народ всеми силами сопротивляется попыткам его уничтожить, смести с лица земли, и испытываешь восхищение перед его способностью бороться, радоваться и надеяться. Убеждаешься, что твоя страна помогает «братушкам» не только декларативно — это вызывает гордость за Отечество. Конечно, возникает желание вернуться сюда вновь, видеть и у себя дома гостей из Сербии.

Пётр ДАВЫДОВ
Вологда — Косово