Александр Бобров - Где ты, русская песня?

Архив: 

 

2 марта - 100 летие хора имени Пятницкого

 

«В четверг 17-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов — гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц…», — именно так выглядели первые афиши ныне всемирно известного коллектива — Государственного академического русского народного хора им. М.Е.Пятницкого. Куда же всё это утекло?

Хор был организован ровно век назад из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Родоначальник народного хорового пения на профессиональной сцене Митрофан Ефимович Пятницкий (1864—1927) являлся знатоком певческого искусства и собирателем русских песен. Он ездил по деревням и сёлам центральной России, слушал самородков из народа, сказителей, плакальщиц, частушечниц. Более 400 песен, записанных на старинном валиковом фонографе, сохранились в архивах Пятницкого. Он был настолько покорён народными исполнителями, что у него появилась заветная мечта показать на концертной эстраде русскую песню в её подлинной красе, так, как она звучала веками.

Первый концерт коллектива состоялся 2 марта 1911 года в Москве на сцене Благородного собрания. Перед публикой предстали поющие крестьяне — прямо от земли, от сохи, с завалинки. Первоначальный состав насчитывал восемнадцать человек из трёх срединных российских губерний. И до начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, а затем они возвращались в свои деревни. В 1918 хор выступил в красноармейском клубе Кремля и через некоторое время окончательно перебрался в Москву. В 1923 году ему аплодировали крестьяне на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, а с 1924 года хор стал постоянно выступать на радио. В 1927 году коллективу было присвоено имя ушедшего Пятницкого. В 1931 году с приходом Владимира Григорьевича Захарова, в дальнейшем народного артиста СССР, хор впервые запел авторские песни, в которых находила отражение и глубокая народная традиция, и переживаемая бурная эпоха — коллективизация, индустриализация, освоение пространств. Среди них были и знаменитые песни Захарова: «Ой, туманы мои», «Песня о России».

В 1938 году, который ныне рисуется в фильмах и телепрограммах как сплошное удушение народной жизни, был увеличен состав хора, созданы оркестр народных инструментов и танцевальная группа. С 1940-го хор носит современное название, к которому в 1967 году было добавлено звание «академический».

Основателем и руководителем танцевальной группы ансамбля на протяжении 60 лет была Татьяна Алексеевна Устинова, балетмейстер, талантливый постановщик и репетитор, создатель более 200 танцевальных произведений. В 1962 году хор возглавил известный композитор Валентин Сергеевич Левашов, чьи песни стали основой репертуара коллектива. Репертуар пополнился новым жанром вокально-хореографической композиции. Это были в первую очередь масштабные, эпические полотна народной жизни в синтезе слова, музыки и танца, представляющие целые культурно-этнографические срезы: брянские игрища, калужские переборы, курская пляска с частушками. Вот бы такое действо да на современном телеэкране!

С 1989 года Хор им. Пятницкого возглавляет энергичная Александра Андреевна Пермякова. После трудного периода лихих 90-х, когда записи и гастроли почти прекратились, Государственный академический русский народный хор имени М.Е.Пятницкого опять на подъёме. Почти все его артисты — выпускники созданной тридцать лет назад школы-студии хора Пятницкого им. Татьяны Устиновой. Традиции тщательно сберегаются, а современное прочтение и художественное решение вековых песен и музыкально-танцевальных представлений дышат свежестью, здоровой силой.

В последний раз я слушал замечательный коллектив на празднике Фатьяновской поэзии и песни в Вязниках. Многотысячный зал под открытым небом над Клязьмой был в восторге. Меня неотступно мучает мысль: почему мы не видим по телевидению этот коллектив, как, впрочем, и «Берёзку», и ансамбль Игоря Моисеева, и хор Николая Кутузова, который ещё недавно назывался Хором радио и телевидения? Почему игнорируется огромный пласт исконно русского искусства?

Обычно тон всему музыкально-танцевальному телевизионному году задают новогодние представления и концерты на безумно долгих рождественских каникулах. Ведь это — святки, которые сегодня проходят как торжество западного шлягера и еврейской песни. Канал НТВ на денежки «Газпрома», повышающего нам с каждым праздником тарифы, закатил долгоиграющее шоу «Новый год в деревне Глухарёво». «Конечно, ни на одной, даже самой подробной, карте страны её не найти», — начинало свой анонс НТВ, не зная, что есть конкретное село Глухарёво, расположенное в Кирилловском районе Вологодской области. Там ещё многие помнят народные песни, частушки и пляски.

«Такого размаха в истории новогоднего телевидения ещё не было, — захлёбываются постановщики «Нового года в деревне Глухарево». — Нет в России ни одного популярного артиста, который не приготовил бы для нашего шоу неожиданный номер». Было создано и использовано, как гласила самореклама, более 1000 эксклюзивных нарядов, около тонны грима, 79 настоящих ёлок и целая фура мандаринов для поддержания новогоднего настроения на площадке (кстати, на «Первом» демонстративно, с купеческим размахом лилось рекой шампанское). Ну, а свежее песенное творчество для настроения не нужно? Противно, когда Киркоров выходит на очередном канале в гриме дьявола и поёт: «Ты зовёшь меня, чтобы я тебя послал».

Почему в безродную деревню Глухарёво доходят только дешёвые стилизации Надежды Бабкиной до однообразные местечковые дрыгалки Надежды Кадышевой? Какая-то безнадёжность и беспросветная пошлость. Писательница Анна Линдгрен, увенчанная всеми наградами, в последние годы жизни на вершине славы играла большую роль в политической жизни Швеции, став добровольной защитницей прав детей и животных. Но в России она, по-моему, утратила все права на подлинность своих героев. Страшно неприятно было видеть грудастую Анну Семенович в сатанинском номере с Карлсоном-Моисеевым («Глухарёво»), который мурлыкал: «Когда ты робко меня целуешь, Малыш, ты меня волнуешь».

«Первый» сделал главную ставку — на «бабки» и сплетни. Анонс гласил: «Для съёмок «Оливье-шоу» в новогодней студии в натуральную величину построили настоящий театр — наш ответ Гранд Опера. С огромной люстрой весом в полтонны — ручной работы и на тысячу светильников. С трансформирующейся сценой, ложами из красного бархата и партером, где собрался весь цвет российских знаменитостей… Впервые на отечественном телевидении и только на Первом в новогоднюю ночь вы увидите и услышите: самые мелодичные баллады сэра Элтона Джона, зажигательные хиты шведской группы "Roxette", арию "Belle" из мюзикла "Нотр Дам де Пари" в исполнении самого известного Квазимоды Гару, обладательницу шести премий Грэмми Тони Брэкстон…». Не понял, причём тут «цвет российских знаменитостей»?

Кстати, многие доморощенные «звёзды» пели примитивные тексты на знаменитые зарубежные или старые советские мелодии. Концерт «20 лучших песен в 2010 году» поверг в ужас. Если эти — лучшие, то, конечно, они никакое представление не украсят. «Открытием» стал Вася Обломов, выступавший с песней «Еду в Магадан» (других слов и не запомнить!), скачивание которой на Youtube превысило миллион.

Оказавшись в соседней гримёрке с Филиппом Киркоровым, Вася выглядел изрядно ошарашенным, — восторгались журналисты. А почему? — одного ведь поля ягода. И Филипп, и певица Нюша, шедеврами не блеснули. Участники должны были не просто представить свои хиты, поздравить зрителей с Новым годом, но и поделиться заветными желаниями. Большинство артистов желали себе денег, полных залов и успеха своим жалким песенкам. Какое «высокое служение искусству»! Какая широта переживаний и идеалов!

На канале «Культура» появилась новая заставка, такая же безлико-«европеизированная», что и прежняя: кабинет в английском стиле, венецианские дворцы, центр современного искусства вроде французского, сцена под венскую оперу — ни единой символической приметы национальной культуры.

Ну, презирают на «Культуре» балалайку и лубок, не любят наши усадьбы и храмы, но уж Малый театр-то или Третьяковку можно изобразить? Нет, не удостаивают вниманием.

Даже прогноз погоды в городах России идёт на фоне картин голландцев: «В Сочи — + 12», а на экране… заиндевелый замок, «в Самаре — -10 и снег», а на экране охота с борзыми по первой пороше. Дикость какая-то! Это глухое упорство неприятия русских реалий просто презрительную улыбку вызывает и работает на всё тот же разъединительный снобизм, а не объединение на почве культуры, «когда кончается искусство и дышит почва и судьба», как писал Пастернак, вроде бы, почитаемый на канале.

Ау, где почва и судьба? Дохнуло ими только на Рождество по «Первому», где в уныло-бодряческую атмосферу попсы ворвался концерт Елены Ваенги — «Белая птица». Её настоящая фамилия Хрулёва, она родилась в заснеженном январе 1977 года в городе Североморске — столице Северного Морского Флота, где начинался как поэт Николай Рубцов. Первую песню написала в 9 лет, став победителем Всесоюзного конкурса молодых композиторов на Кольском полуострове.

Недаром она имеет дипломы и драматической актрисы, и педагога-концертмейстера. В основном, стихи и музыка песен написаны самой исполнительницей. Они звучат свежо и выразительно, мощно, особенно когда ей подпевает хор Валаамского монастыря! Тем более на нынешнем полном безрыбье, тщательно запечатлённом праздничным ТВ.Естественная манера пения и неизломанный голос завораживают, хотя если почитать тексты песен, видишь, что они довольно примитивны и порой манерны, «стилизованы» то под цыганщину, то под жестокий романс. К тому же, любой талант сегодня задавлен так называемым шансоном с блатными и местечковыми интонациями, вот и у Ваенги полный набор — «Беломорканал», «Кресты», «Володенька» …

В Кремлёвском дворце она их не пела, что говорит о благотворности творческой цензуры. На этой сцене и сами стилизации были исконно русские, незаёмные, потому что подкупала подлинность переживания, характер и песенная культура. Сегодня это — небывалая редкость. Остаётся пожелать, чтобы Елена не разделила судьбу Вики Цыгановой или Аллы Пугачёвой, которая так ярко начинала.

Нам повторяют: не нравится программа — переключите. Куда?! И что было делать народу эти безумные 10 дней? Кстати, по данным ВЦИОМа, наиболее экономно россияне подошли к расходам на развлечения (ёлки для детей, туристические поездки, походы в театры, рестораны и т.д.) — средняя сумма расходов на подобные мероприятия, если сложить показные траты миллионеров и безвылазное сидение бедняков по домам, составила… 1449 рублей. Сейчас столько стоит один билет в партер не самого дорогого столичного театра! Более трети наших сограждан не тратили денег на эту статью праздничных расходов вообще.

Может быть, они читали хорошие, умные книги, гуляли с детьми, ходили в храмы, общались с единомышленниками? Да нет — большинство тупо смотрело вот это самое телевидение. Например, «Кривое зеркало» Петросяна, где под ржачку опошлялась наша история — от Пушкина до Отечественной войны 1812 года. Такого кощунства и вымарывания святых страниц прежде и представить себе нельзя было. Вот потому народ и безмолвствует: у многих атрофирована не только совесть, жажда познания, вера, но и способность воспринимать реальную жизнь хоть в прошлом, хоть в настоящем. И родные песни они уже не расслышат, даже от мощного хора имени Пятницкого.

Александр Александрович БОБРОВ