15 февраля — Сретение Господне
В празднике Сретения Господня мы видим два таинственных события — принесение Перворождённого в жертву Богу и обрядовое очищение Божией Матери после рождения Её Сына. Эти события имеют начало в далёкой истории Израиля. Чтобы вывести Свой народ из плена, Бог предал смерти всех перворождённых Египта — от человека до скота. Устрашённый этим бичом Бога, фараон отпустил израильтян. Это не было последним испытанием, которым Бог заставил подчиниться народ Египетский, но это было напоминанием, что Бог — Господин вселенной.
В это время финикийцы, как и прочие хананеи, приносили в жертву своих перворождённых. Финикийцы полагали их на руки идола Молоха, и младенцы падали с этих рук в огонь, горящий внутри статуи. Ныне человечество, оставив Христа, возвращается к горшему, принося своих детей в жертву новым идолам. Но Господь Бог показывает, что Он не такой, как языческие божества. Он — Творец неба и земли, Он создал человека по образу и подобию Бога, Который любит Свой народ, и всё делает для Своего народа. Вот почему Он говорит Моисею: «Когда Господь введет тебя в землю Ханаанскую… отделяй Господу все, разверзающее ложесна. А каждого первенца человеческого из сынов твоих выкупай» (Исх. 13, 11, 14).
Чтобы исполнить этот закон, Божия Матерь и праведный Иосиф Обручник приходят в Храм, чтобы посвятить Богу Перворождённого. И они приносят жертву нищих — две горлицы, как сказано в Евангелии, или два птенца голубиных. Христос не нуждается в искуплении. Он, согласно слову Архангела Гавриила — «Сын Вышнего», Он от начала Сущий — «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1, 2—3).
Единородный Сын Божий подчиняется ветхозаветному Закону, чтобы приобщиться богоизбранному народу в полноте. Он пришел в мiр, чтобы приобщиться этому народу до конца и чтобы стать приношением человечества Богу. И в этом смиренном принесении Богомладенца в Храм открывается торжественное посвящение Его на служение спасения рода человеческого.
Второе событие, о котором сообщает Евангелие от Луки, — очищение Матери после рождения Младенца. Что надо было очистить в Той, Которая до Рождества, и в Рождестве, и по Рождестве — Дева? Той, Которую Дух Святой соделал святилищем Божиим в Благовещении? Как Младенец Христос приносит Себя Богу ради нашего приношения Ему, так Божия Матерь смиренно исполняет ветхозаветный обряд ради нашего очищения.
Смысл участия в празднике, говорит святой Иоанн Златоуст, — приобщение тайне праздника. Да будет дано нам узнать чистоту в наших телах и душах в день Очищения, совершаемого Пречистой Божией Матерью. Пусть станет жизнь наша всецелым приношением Господу нас и наших детей. Но это может исполниться только нашим смирением и послушанием Господу — даже до Креста Его. Ныне Духом Святым Церковь вновь открывает нам, что слава и страдания неотделимы друг от друга. Смирение и возвышение Господа показывают одновременно путь, каким должен идти каждый из нас к Сретению с Богом.
Матерь Божия, Пречистая Дева несёт на Своих руках истинный Свет в сретение тех, кто пребывает во тьме. Свет воссиял для всех. Поспешим все навстречу Богу. Пусть никто из нас не останется вне этого света, пусть никто не вырывается из его объятий, погружаясь в ночь. Будем все идти в свете крестных заповедей Христовых, чтобы встретиться с Богом. Вместе с праведным Симеоном и Анной пророчицей мы приносим сегодня хвалу Богу, Отцу светов, Который послал нам истинное просвещение, прогоняя мрак и приобщая нас Божественной жизни.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ