Александр Сегень - С дерзновением, молитвой и любовью

 

1 февраля — два года со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

 

«Русский Дом» поздравляет Святейшего Патриарха Кириллас двухлетием избрания на великий церковный пост Первоиерарха. Да поможет Вам Господь и укрепит благодатию Своею в нелёгком первосвятительском служении

Это первый русский Патриарх, родившийся в СССР, в городе, носившем тогда имя вождя революции 1917 года. И родившийся после Великой Отечественной войны.

Он появился на свет в трудное, но счастливое время, когда наш народ испытывал неимоверные трудности после тяжелейшего испытания, но народ был счастлив, ибо одолел самого страшного в истории противника и жил упованием на светлое послевоенное будущее.

Владимир Гундяев появился на свет 20 ноября 1946 года в семье механика и учительницы. Его отец, Михаил Васильевич, работал главным механиком машиностроительного завода, производившего зенитные орудия. Человек верующий, он ещё в двадцатые годы окончил богословские курсы, и судьба неуклонно вела его к священнической стезе. В тридцатые годы Михаил Васильевич как борец с церковным обновленчеством был осуждён по «делу евлогиевцев» и три года отбывал срок на Дальнем Востоке. Впрочем, куда более тяжкая лагерная доля досталась отцу Михаила Васильевича — Василию Степановичу, деду будущего Патриарха. Как «религиозный фанатик» он провёл в лагерях восемнадцать лет! А уже в сороковые годы и отец, и дед Владимира Михайловича Гундяева стали священниками. А мама Раиса Владимировна, преподавательница немецкого языка в школе, стала матушкой.

Родившись в семье механика, Владимир Гундяев вырос уже в семье священника, настоятеля храма Александра Невского в Красном Селе. В 1965 году Владимир Михайлович поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую Духовную академию.

3 апреля 1969 года митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) совершил пострижение его в монашество с наречением имени святого равноапостольного учителя словенского, создателя кириллицы. 7 апреля того же года инок Кирилл был рукоположен во иеродиакона, 1 июня — во иеромонаха. Окончив с отличием Духовную академию со степенью кандидата богословия, в 1970 году он был оставлен профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора. 14 марта 1976 года архимандрит Кирилл был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили митрополиты: Ленинградский Никодим (Ротов), Киевский Филарет (Денисенко), Тульский Ювеналий (Поярков); архиепископ Дмитровский Владимир; епископы: Пензенский Мелхиседек, Тихвинский Мелитон, Курский Хризостом.

С ноября 1976 года по октябрь 1978 года епископ Кирилл нёс послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы митрополита Никодима (Ротова). В 1977 году он был возведён в сан архиепископа и вскоре стал управляющим Патриаршими приходами в Финляндии, а в следующем году назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений.

С 26 декабря 1984 года Кирилл — архиепископ Смоленский и Вяземский. Через пять лет титул был изменён на Смоленский и Калининградский. Тогда же архиепископ Кирилл стал Председателем Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности.

25 февраля 1991 года он возведён в сан митрополита Смоленского и Калининградского. 6 декабря 2008 года после внезапной кончины Святейшего Патриарха Алексия II был избран Патриаршим Местоблюстителем. Вскоре им было сделано важнейшее заявление против реформ в Церкви: «Я выступаю категорически против любых реформ. Более того, думаю, что ни один из 145 архиереев, которые могут быть кандидатами на патриарший престол, не имеют никакого реформаторского зуда».

25 января 2009 года Архиерейским Собором в Москве митрополит Кирилл был избран одним из трёх кандидатов на Московский патриарший престол: получил 97 голосов из 197 действительных бюллетеней для голосования. 32 участника Собора проголосовали за митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина), 16 — за митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). А ещё через два дня Поместным Собором Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси, набрав 508 голосов из 677. Как принято говорить, подавляющим большинством.

И вот, 1 февраля 2009 года во время Литургии в Храме Христа Спасителя состоялась интронизация нового Патриарха.

Для верующих, самозабвенно любивших покойного Патриарха Алексия II, большим утешением стало то, что новый Патриарх начал там, где закончил прежний — после первых своих визитов в Смоленскую и Тульскую епархию и в Константинополь, Святейший Владыка Кирилл направил свои пастырские стопы в Киев. Отношения России и Украины в то время пребывали в плачевном, можно сказать даже критическом положении. Визит Патриарха Алексия II в свой последний год жизни много отнял у него сил и здоровья. Тяжело давалась и поездка нового Патриарха летом 2009 года. Враги русского и украинского народов, стремящиеся вбить клин между нами, спровоцировали безпорядки. Но два Патриарха — Алексий и Кирилл — совершили чудо. После их посещений Украины в 2008 и 2009 годах русско-украинский конфликт, назревавший в течение двух десятилетий, стал растворяться, исчезать «аки дым».

После Украины Патриарх Кирилл поспешил в Белоруссию, которую, как и Украину, объездил вдоль и поперёк, тем самым подчёркивая, что важнейшим для него является деятельность по укреплению дружбы трёх наших православных славянских народов.

Как и его предшественник, Патриарх Кирилл с первых дней своего правления Русской Православной Церковью проявил себя неустрашимым и несгибаемым борцом против всемiрной апостасии — отхода человечества от веры в Бога и от христианских заветов. Падающая в атеизм Европа всюду вводит запреты на использование христианской символики в общественных местах. Патриарх Кирилл высказал свою твёрдую позицию против этого. В одном из своих посланий (письме к премьер-министру Италии) он заявил: «Христианские религиозные символы, которые присутствуют в публичном пространстве Европы, — это часть общеевропейской идентичности, без которой немыслимо ни прошлое, ни настоящее, ни будущее этого континента. Под предлогом обеспечения светского характера государства не должна устанавливаться антирелигиозная идеология, которая явным образом нарушает мир в обществе, дискриминируя религиозное большинство Европы — христиан».

Осень 2009 года запомнилась мне весьма важной встречей с Патриархом Кириллом. 2 ноября в кинотеатре «Стрела» специально для Его Святейшества был устроен просмотр фильма «Поп», созданного режиссёром Владимиром Хотиненко по моей книге и моему сценарию. Я сидел рядом с ним, то и дело оборачиваясь, чтобы посмотреть, как он смотрит наше кино. Лицо его было сосредоточено и взволновано. Когда кончился показ, Патриарх некоторое время не мог говорить под напором охвативших его чувств. Потом он высказал свои поздравления, отметил успех и режиссёра, и исполнителей главных ролей, а мне сказал: «Своей книгой и фильмом вы реабилитировали слово “поп”».

Через несколько дней Патриарх Кирилл принял участие в церемонии подведения итогов и награждения лауреатов фестиваля православного кино «Лучезарный ангел», на котором фильм «Поп» получил гран-при. А ещё через полгода фильм был удостоен Патриаршей премии.

В свою первую годовщину интронизации Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «если за этот год мы сделали хотя бы один, пусть небольшой, но важный шаг навстречу тому, чтобы современные люди наконец поняли, что есть тайна церковного бытия и ради чего существует Церковь, то это уже наша общая, пусть небольшая, но реальная победа. Всё это происходит в тайниках, в глубине человеческих душ. Такого рода перемены невозможно подвергнуть социологическому анализу, невозможно точно выверить какие-то проценты и соотношения, потому что тайна спасения не подотчётна человеческому разуму. Но есть общее чувство того, что народ исторической Руси преображается и идёт навстречу своему Спасителю».

За первый год патриаршего служения Кирилла в России появилось около 900 новых приходов. Цифра внушительная! Ещё он отметил «положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства».

Во второй год ему предстояло сделать второй шаг.

Вновь он был в Киеве. На сей раз уже не в столь враждебно настроенной по отношении к нам Украине. Присутствовал при инаугурации президента Виктора Фёдоровича Януковича. Впервые глава независимого украинского государства благоговейно припадал к руке Патриарха Московского и всея Руси!

Посетив свой родной город на Неве в марте 2010 года, Патриарх уделил особое внимание возрождению Никольского Морского собора в Кронштадте и подчеркнул важность того, чтобы возрождаемые храмы не превращались в новодел. Пришло время говорить и об этом.

После Пасхи, побывав на Урале, Патриарх освятил нижнюю церковь Храма-на-Крови в Екатеринбурге и, в частности, крипту, расположенную на том месте, где находилась комната, в которой была расстреляна семья последнего русского Императора, Царя-мученика Николая II. Далее были его пастырские визиты в Белгородскую епархию, в Карелию, в Смоленскую епархию, вновь на Украину, в Нижний Новгород и Саров, на Псковщину, на Соловки, в Липецкую и Елецкую епархии, на Ярославщину, на Дальний Восток, Сахалин и Камчатку, в Якутию и Калининградскую область и вновь на Украину…

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов Святейший Патриарх благословил ввести особое ежегодное литургическое поминовение, приуроченное к празднованию Дня Победы. В дни летних пожаров он организовал срочную помощь погорельцам.

Находясь в августе на Соловках, Патриарх произнёс суровое слово против карьеризма: «Самое отвратительное в Церкви — это монашеский карьеризм… Всякий нездоровый карьеризм в Церкви — это то, что нужно искоренять, и с Божией помощью мы этим будем заниматься. И всех, кто очень хочет стать епископом, хочу предупредить: Патриарх видит это и навряд ли вы станете епископами. А епископами станут те, кто к этому не стремится… Думаю, что нам нужно так относиться к архиерейскому служению: пал на тебя жребий — принимай, не падает жребий — занимайся тем, чем занимаешься. Ведь пред Богом все мы встанем в ряд не по порядку хиротоний, и не по количеству крестов, и не по тому, в митре ты служил или в камилавке. Там, может быть, Патриарх встанет за уборщицей и будет ей в глаза заглядывать и говорить: “Марья Ивановна, ты уж помолись за меня!”… Мы должны очень ясно понимать, что наша церковная карьера есть относительная вещь, не имеющая никакой прямой связи с нашим спасением. Даёт Бог силы и разумение, обратил на тебя внимание соборный разум Церкви — будешь и епископом, и митрополитом, и Патриархом. Нужно тебе быть там, где ты несёшь свое служение, — неси его с дерзновением, молитвой и любовью».

Выступает Патриарх и против слияния Церкви с государством: «Церковь и государство — это разные институции, которые имеют разные задачи и разные методы. Задача Церкви — вечное спасение людей, задача государства — благоустроение их земной жизни. Но любой ответственный государственный деятель понимает, что и земное благоустроение невозможно без опоры на духовные ценности, на тот христианский фундамент, на котором с самого начала возводилась наша цивилизация».

В нынешнем феврале мы поздравляем Патриарха Кирилла не только с двухлетием интронизации, но и с двадцатилетием его рукоположения в митрополиты. Тогда, двадцать лет назад, вместе с Патриархом Алексием II он начинал дело возрождения Русской Православной Церкви. Выступая в декабре 2010 года на первом заседании Патриаршего совета по культуре, Святейший Владыка так охарактеризовал произошедшее на рубеже XX и XXI столетий:

«За эти 20 лет восстановлено 23 тысячи храмов. Ничего подобного не происходило ни в одной стране никогда в истории. И это произошло не во время экономического благополучия, политической стабильности, социальной гармонии. Это происходило на фоне экономических, политических и социальных конфронтаций. Произошло действительно некое чудо. Мiр должен увидеть, на что оказалась способна Русь Православная — на великий подвиг воссоздания из небытия всего того, что было разрушено, изничтожено, осквернено.

Достаточно сказать, что к 1991-му году прошлого столетия во всем Советском Союзе было около семи тысяч действующих храмов и 22 монастыря. А сегодня у нас более 30 тысяч храмов и около тысячи монастырей. Это ведь не просто арифметическая картина, ведь за этим колоссальный подвиг людей — и не только священнослужителей, монахов, а нашего общества, потому что всё это создавалось руками мiрян и на деньги, которые собирались благотворителями».

В декабре 2010-го Русским биографическим институтом Святейший Патриарх Кирилл вместе с Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым и председателем правительства Владимиром Владимировичем Путиным был назван Человеком года.

Александр Юрьевич СЕГЕНЬ