Николай Ефименко - Есть ли у нас традиции?

Видел по телевизору выступление представителя одного из кавказских народов. «У вас, русских, — сказал он, — нет собственных традиций». Не помню, что ответил на это ведущий и ответил ли, но лично я возмутился: «Как так нет?.. А…» — хотел вспомнить, но не смог.

Вот понятие о традиции в толковом словаре С. Ожегова: «То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т. д.)». И, конечно же, такие пояснения: «Революционные традиции пролетариата, воинские традиции». Долгое время именно эти, так сказать, «традиции» ставились во главу угла, как выяснилось, в ущерб нормальным житейским установкам и национальным особенностям нашего народа.

Мы от предшествующих поколений унаследовали многое. Например, идеи начала двадцатого века о нашем самом справедливом государственном устройстве, основанном на общественной собственности в противовес частной, до сих пор владеют умами многих соотечественников. Несмотря на неподдающиеся учёту потери, которые мы понесли из-за своего упрямого желания претворить эти идеи в жизнь. Здесь мы, конечно же, традиционны.

Итак, с идеями всё более или менее ясно. А как быть со взглядами на жизнь вообще или с проявлениями человеческих взаимоотношений? К сожалению, тут у нас нет никакой ясности, каждый рассматривает жизнь и конкретные факты с сугубо индивидуальных позиций. То есть, традиций в этом плане у нас нет, отношения между людьми на общественном уровне ничем не регулируются, а значит, нет у нас и социальной гармонии.

Наши вкусы также нельзя назвать традиционными. Даже в гастрономическом смысле. Из традиционных русских блюд у нас мало что осталось, особенно после перехода на «фаст фуд». Исчез и традиционный вкус к музыке, домашнему обустройству. Впрочем, не мы одни подверглись американской вкусовой экспансии, многие народы утратили вкусы традиционные. Даже такой обособленный и самодостаточный народ, как японцы.

Чужие вкусы диктуют чуждый, несвойственный нации образ жизни. Практически ушли в прошлое домашние праздники с застольными песнями, тёплыми сердечными разговорами, дружескими шутками. Не в моде нынче взаимовыручка, коллективная поддержка. Разумеется, нельзя всё сваливать на чьё-то влияние — просто меняются условия жизни, появляется новое, уходит старое. Важно при этом, чтобы новое проходило общенародную «экспертизу» и лучшее становилось новой традицией, потому что она помогает жить и создаёт атмосферу тепла, добра и надёжности.

Существенная составляющая традиций — упомянутые в словаре Ожегова обычаи. Видимо, их, в первую очередь, имел в виду тот самый участник телепередачи, утверждавший, что у нас нет традиций. Обычай уважения, почтительного отношения к пожилым людям — это действительно теперь только их традиция, которую мы ныне потеряли. Здесь наши кавказские соотечественники хороший пример показывают нам. К сожалению, в последние десятилетия старики, построившие то, что разрушено не по их вине, ведут у нас жалкое существование и всеми презираемы.

К счастью, остались у нас ещё некоторые бытовые традиции: свадьбы, похороны — без этого никак не обойтись. Сейчас, как и сто лет назад, наши молодожёны обращаются за благословением, как и положено, к своим родителям. И венчаются в храмах, куда приносят для совершения Таинства Крещения своих детей, некоторые даже причащают их каждое воскресение, приглашают батюшку освятить квартиру, отпевают близких.

Между тем традиция — это то, что организует общество, обеспечивает ему незыблемый, выработанный веками порядок, позволяет процветать независимо от так называемого общественного строя или от тех, кто в данный момент находится у государственного руля. В этом смысле мы ныне имеем не традиции, а нечто противоположное им, потому что некоторые наши обычаи, наша ментальность направлены на разрушение, дезорганизацию общества — именно это прививалось нам на протяжении всех советских лет. Суть проблемы даже не в отсутствии тех или иных традиций, а в отсутствии уважения друг к другу. И этот печальный факт можно рассматривать как одну из наших «традиций». Мы не уважаем других и не уважаем самих себя. Это проблема не новая, и причины её надо искать не в общественных изменениях последних лет, не в чьих-то негативных влияниях, а в самих себе.

В самом начале советских преобразований была чёткая и откровенная установка на разрушение национальных традиций, прежде всего православных. Вместо них пытались изобрести и привить народу новые, типа пресловутых «октябрин» вместо крестин, комсомольских «свадеб» и пр. Справедливости ради следует сказать, что старые обряды во все времена не исчезали, и в тайне от властей сохранялись, что позволило нам победить во время Великой Отечественной войны, обеспечить в обществе минимальный порядок и сохранить преемственность поколений.

Стыдно признаться, но у нас нет даже национального питания. А как же рецепты русской кухни? — спросит дотошный читатель. Рецепты есть, и даже в реальной жизни есть вполне национальные, прекрасные блюда, но спросите у любого россиянина, а точнее, у россиянки: а как по поводу сочетаемости блюд, их привязке ко времени суток, временам года и т. д., вряд ли кто ответит на эти вопросы. А ведь были когда-то очень чёткие и житейски мудрые правила питания. Теперь нет, растеряли в погоне за химерами всеобщего безоблачного существования в коммунистическом раю. А вот в Европе эту связь времён не утратили. Например, французская кухня это не только перечень прекрасных блюд, но и многое другое.

Известно, что во многом успехи цивилизованных стран основываются, прежде всего, на всеобщем уважении к закону. Для них это традиция. Но не для нас. У нас отношение к закону уже давно объект для тренировки остроумия штатных и нештатных юмористов. К сожалению. Ведь без уважения к закону не может быть речи о порядке и благополучии в стране. Легковесное отношение к закону — это одна из наших антитрадиций, не позволяющая нам построить прочное общественное здание. Отсюда и все другие наши пороки и недостатки. Исправить этот явный перекос — обязанность всего общества, а не только правительства или, скажем, правоохранительных органов.

У нас нет традиций, связанных с окружающей средой, природой и вообще окружающим нас мiром. Например, в Японии природа одушевляется, люди чувствуют себя частью природы. Мы же, с лёгкой руки революционеров-нигилистов прошлого века, смотрим на природу как на объект производственной деятельности (помните слова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Так вот, приличной «мастерской» у нас не получилось, а получилась захламлённая территория. И ситуацию эту надо менять с помощью возрождения традиции беречь всё, что нас окружает. Кстати, об отношении к работе: работа не волк, в лес не убежит — примерно с этих позиций мы подходим к ней. А вот в Японии или Германии к своему делу привыкли относиться серьёзно, трудовые традиции хранят и развивают.

Одна из наших традиций, а точнее антитрадиций, — это равнодушие к потерям: военным, экономическим, моральным. Мы как бы говорим: миллионом больше, миллионом меньше — это не так важно. А что важно? Человеческими жизнями, территорией, национальным духом мы тоже не дорожим. Кстати, насчёт духа: есть все основания считать, что война и предшествующие ей внутригосударственные катаклизмы подорвали наш генофонд, а значит и национальный дух. Истинный русский дух, российскую ментальность, как выяснилось, сохранили в большей степени наши эмигранты, люди, прожившие всю свою жизнь в изгнании, но сохранившие истинную любовь к России и понимание её целей и задач. А в России «традиция» не считаться с потерями сказывается на результатах наших сегодняшних военных кампаний. Мы опять наступаем на те же грабли, пытаясь задавить противника массой. Мы теряем неоправданно огромное количество людей, денежных и материальных средств, и при этом не получаем нужного результата.

Николай Иванович ЕФИМЕНКО,
Краснодарский кра