10 декабря 2010 Госдума РФ приняла в первом чтении закон «О полиции», который должен прийти на смену закону «О милиции». Назвать милиционеров полицейскими можно. Острее вопрос, как избавить силовые структуры, в соответствии с Конституцией РФ, от вовлечения в политический процесс, как усилить ставку не на мускулы, а на мозги?
Явно обострило внимание и готовность общественности к реформированию милиции массовое убийство в станице Кущёвской, Краснодарского края, которое произошло утром 5 ноября 2010 года. В подожжённом доме обнаружили 12 обгоревших тел, в том числе младенца девяти месяцев. Арестован Сергей Цапок, предполагаемый лидер жестокой банды, которая в доме фермера Сервера Аметова убила три семьи. Большинство убитых профессионально зарезаны холодным оружием. По цинизму и жестокости это напоминало очередной террористический акт на Кавказе, уничтожение не просто возможных свидетелей, а «кровников». Основных версий у следствия две: «кровная месть за убийство старшего брата Цапка» и разбойное нападение «с целью завладения большой суммы денег».
Пока идёт следствие делать окончательные выводы рано. Тем не менее, как могло случиться, что население — честные труженики, фермеры, студенты — фактически осталось беззащитным?
Жители станицы Кущёвская поставили ультиматум приехавшему главе СКП Александру Бастрыкину: «если власти не ликвидируют банду полностью, они сами возьмутся за дело». Кому нужна такая милиция, которая не выполняет своих прямых обязанностей, а провоцирует самосуды?! Люди спрашивают: «Почему правоохранительные органы — колоссальная машина: с генералами, ОМОНом, супертехникой, демонстрируемой на выставках, всё пронизывающей вертикалью власти и “бойцами невидимого фронта”, оказались абсолютно недееспособны? Почему власть дала возможность размножаться бандитам?».
Губернатор Александр Ткачёв сделал горькое признание: «Это преступление могло произойти в любой части края. К сожалению, в той или иной степени такие банды есть в крае в каждом муниципалитете. Где-то больше, где-то меньше, но есть». И при этом заявил, что начальник ГУВД Краснодарского края Сергей Кучерук, который еще четыре года назад, имея перед глазами статью в федеральных СМИ о вопиющих фактах сращивания ОВД с бандитами, не принял мер, предал, по мнению губернатора, интересы службы, да и всего края. В этой статье достаточно подробно рассказывалось об особенностях работы в станице Кущёвской начальника межрайонного отдела по борьбе с оргпреступностью — майора Ходыча. Полный набор: взятки, вымогательства, угрозы, бесконтрольность и безнадзорность. Ходыч на газету в суд не подал. Он получил повышение. А под стражу его взяли только сейчас. Отправлен в отставку лично президентом Дмитрием Медведевым и Сергей Кучерук.
Комиссия Генпрокуратуры по результатам работы в связи с трагедией в Кущёвской вернула на рассмотрение и поставила на контроль свыше двухсот сомнительных, закрытых ранее органами внутренних дел преступлений в районе.
Многие понимают, что Кущёвская — «не аномалия, а зеркало всей ситуации в России с организованной преступностью, криминалом» (д.ю.н. В. Овчинский). Типичным стало не только срастание криминала с властью, милицией, но и доминирование криминала в некоторых сферах жизни. Словно для иллюстрации кущёвская трагедия повторилась в Сызрани. Там 17 ноября 2010 тоже зарезали нескольких человек, после чего дом для сокрытия улик также подожгли. А в городе Гусь-Хрустальный депутат самовыдвиженец Заксобрания Владимирской области Виктор Шорхин опубликовал эссе-классификацию организованных преступных групп (ОПГ) на территории по сферам преступного влияния, отметив рост среди них выходцев из бывших союзных республик (Азербайджана, Армении, Таджикистана и др.). И сам мэр города Гусь-Хрустальный Гришкин признаёт: «В городе 7 млрд. рублей оборота незаконного. Фактически в распоряжении теневой экономики находится бюджет, который в полтора раза больше, чем бюджет города. Только за 2 последних месяца в городе совершено более 30 поджогов. Некоторых предпринимателей жгут по три раза…»
Продолжать перечень подобных случаев по стране нет необходимости. Сбор налогов, как видим, дополняется и в теневой сфере, создавая слой новых баскаков, беспощадных сборщиков дани как во времена Орды. «Вовлечённость правоохранительных органов в деятельность преступного мира настолько сильна, — пишет председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин в “Российской газете”, — что государство, не способное защитить своих граждан от массового насилия со стороны бандитов и коррупционеров, этой неспособностью обрекает себя на деградацию».
Где корни явления? Мировая практика показала, что там, где подобно России проводилась экономическая политика в соответствии с рекомендациями Гарвардской группы (как в Боливии, Перу и др.), организованная преступность стала неотъемлемой частью хаоса и грабежа. Обещалось, что после этапа «дикого Запада» убийцы, разбойники, гангстеры, выжившие через отстрел друг друга, станут капиталистическими предпринимателями, а из уцелевших должны были вырасти великие капиталистические гении будущего. Вроде Березовского, Гусинского, Невзлина, Лебедева. Когда мы слышали от Т. Гайдара, А.Чубайса, П.Авена, Г.Попова, Е.Ясина рассуждения о «неформальной экономике», «экономической свободе», «государстве-ночном стороже» речь, по сути, шла о создании условий для организованной преступности. Во власть лезли ростовщики, окружая себя охранниками. Ростовщический капитал никогда не имел и не мог иметь моральной поддержки общества, и потому не мог не плодить криминал. Надежды населения на государство оказались тщетными: милиция стала обслуживать сама себя. Милицейские руководители регулярно рапортовали о снижении преступности, занижали статистические данные, отказывая гражданам в приеме заявлений, убеждая их в отсутствии состава преступления. Тем самым, создавали почву для сокрытия преступлений, безнаказанности и роста криминала. Провоцируя самосуды, толкая униженных и оскорблённых на скамью подсудимых.
Это ярко видно на примере этнической преступности. Массовые волнения молодёжи вызвал поступок московского следователя, который отпустил «гостей» с Северного Кавказа- участников убийства болельщика «Спартака» Егора Свиридова. В.Путин, отвечая на вопросы россиян в прямом эфире , прямо указал, что спровоцировало массовые протесты 11—15 декабря 2010 г.: «то, что власть соответствующим образом не отреагировала. Как же получилось так, что людей, которые причастны к убийству, отпустили?» Вместе с тем он подчеркнул, что: «Это не даёт права никому, в свою очередь, нарушать закон».
За последние два десятилетия в нашей стране произошли такие изменения, которые привели к росту преступности. Её истоки — в новом соотношении власти и населения, в изменении жизненных ценностей, в ужасающем разделении на неправедно сверхбогатых и обездоленных, в снижении жизненного уровня основной части населения, жилищных трудностях, безработице, в упавшем уровне образования, нравственности и культуры, в росте алкоголизма и наркомании.
У нынешней власти есть понимание в необходимости при наведении общественного порядка на местах опоры на население. Однако, оправданием бездействия власти со стороны её представителей чаще слышится: «Велика безучастность людей к горю своих соседей и даже родственников. Очень часто они не хотят участвовать в разрешении проблемы — вплоть до того, что отказываются быть понятыми или свидетелями». Представители российских правоохранительных органов сетуют, что им сложно навести порядок, поскольку население инертно, пассивно, утратило самоорганизацию.
Заметим, однако, не всегда, и не везде. Странным образом, там, где она возникает, организованность населения начинает мешать власти. Да и самим поводом для такой самоорганизации чаще всего бывает именно несогласие с действиями власти. Как может в таком случае нравиться власти такая самоорганизация населения? Здесь путь к ответу о причинах гражданской пассивности населения. Как же в таком случае уйти от имитации, подмены народовластия диким капитализмом и компрадорской олигархией?
С переходом страны в новую общественно — экономическую формацию советская система профилактики правонарушений распалась. И результаты этого страна пожинает сегодня.
Следует признать, что существовавшая до 1991 года система борьбы с преступностью, в том числе и бытовой, содержала широкий спектр взаимоувязанных мер. Прежде всего, превентивного характера. В ней были задействованы не только правоохранительные органы, но и органы исполнительной власти республиканского, областного и районного звеньев, предприятия и учреждения, общественные организации, средства массовой информации.
Достаточно эффективно, что характерно для любого авторитарного государства, действовали нормы уголовного и административного права по привлечению к ответственности за пьянство в общественных местах, тунеядство, самогоноварение, бродяжничество, попрошайничество, вовлечение несовершеннолетних в противоправную деятельность, нарушения режима административного надзора ранее судимыми лицами. Существовала система мер принудительного лечения от алкоголизма и наркомании. Немаловажную профилактическую роль выполняли советы общественности, товарищеские суды, комиссии по трудоустройству, по борьбе с пьянством.
Сегодня у власти на местах больше надежд на воздействие «сверху». Основной «аккорд» обращений к вышестоящей инстанции — дайте больше денег! А где их взять? И ведь не поставишь милиционера к каждому подъезду? При «самом многочисленном и боевом ведомстве» на местах порядка не будет, бюджетные деньги будут разворовываться или «улетать в трубу», пока не будут созданы условия и стимулы, при которых к охране общественного порядка не подключатся сами люди и не заработает реальное местное самоуправление.
Раньше до 1917 года в российском городе около дома или даже нескольких был дворник. Эта система поддержания чистоты и порядка на местах работала. В более сложных случаях дворники выходили за содействием на околоточных надзирателей. Эта «вертикаль» обеспечивала относительный порядок и резко снижала потребность в числе штатных единиц полиции.
Сегодня во многих домах есть консьержи. Они не только ограждают подъезды от вторжения нежелательных посторонних, но заинтересованы в том, чтобы порядок был и в коммунальном обслуживании, и во дворе на детской площадке. Так, почему не дать дорогу активности жильцов дома в этом направлении? Должна быть создана соответствующая система организационных форм и стимулов.
Кое-где сумели вернуться к тому, что члены добровольных народных дружин, казаки стали помогать милиции в профилактике бытовых преступлений. Есть среди местных жителей и кадровый потенциал, который бы заинтересованно содействовал поддержанию порядка и цивилизованно воздействовал на недобросовестных или буйных соседей. Такую роль могли бы сыграть отслужившие и отставные военнослужащие, пенсионеры правоохранительных ведомств. Вместе с консьержами таких людей, цементирующих нравственный порядок на местах, больше, чем просто дворников в былые времена. Они стали бы опорой и контролёрами власти на местах. Вспомним: заминированный дом в Рязани спасла бдительность самих жильцов.
И, конечно, особое внимание надо уделить участковым милиционерам. Участковый — главное звено в профилактике и борьбе с преступностью. Сегодня, к сожалению, они самые коррумпированные среди милиционеров. По данным Департамента собственной безопасности МВД ежегодно более 9 тысяч участковых привлекаются к ответственности. А вот по ГАИ и уголовному розыску привлекают всего три тысячи сотрудников. Участковый милиционер — ключевое звено реформы МВД. И эта должность должна стать выборной. Его имя должно вноситься в избирательный список местными общественными организациями. В том числе православной общиной территории. Затем — прямое голосование при альтернативных кандидатурах в день выборов депутатов местной власти.
Хочется верить, что сегодня в России мы наблюдаем лишь остаточные явления ельцинской «свободы». И общественность на стороне тех, кто искренне хочет перемен в сторону не «дерьмократии», а народовластия.
Евгений Григорьевич АНДРЮЩЕНКО