Русская Арктика – почти половина северной полярной области Земли, если южной границей Арктики признать, как считает часть ученых, Северный полярный круг. Если же южную кромку Арктического бассейна, как полагают другие учёные, определить зоной тундры, то и тогда Русская Арктика составит более трети площади арктических вод и арктической суши планеты
Арктика является безценным резервом нашей планеты. На дне Северного Ледовитого океана имеются огромные месторождения олова, марганца, никеля, свинца, драгоценные месторождения золота, платины и алмазов. Под водами Арктики сконцентрировано до 25% мiровых запасов нефти и газа. Как известно, все современные разрабатываемые месторождения нефти и газа в ближайшее время иссякнут: британские скважины в Северном море исчерпают себя через 5 лет, норвежские — через семь, разрабатываемые нефтяные месторождения США — через 10, русские — нефтяные через 35, а газовые — через 65 лет. Таким образом, сосредоточенные в Арктике 25% всех мiровых запасов нефти и газа действительно являются безценнейшим энергетическим резервом всего мiра. И все эти богатства именно в полярных районах, под стражей льдов и вечной мерзлоты, в каменных пустынях Арктики, в тундрах и лесотундрах. Выйти к ним, разведать месторождения, добыть их — нелегко.
Божиим Промыслом эту тяжёлую работу на Земле много лет выполнял русский народ, братаясь в суровой жизни с другими, меньшими по численности народами.
Особая роль отведена Кольскому заполярью, Мурманской области — единственной целиком расположенной в арктическом поясе и в то же время наиболее близкой к главным промышленным центрам России. Мурманск — «ворота Арктики» был основан Императором Николаем II в военном 1916 году. Здесь оказалось наиболее подходящее место для строительства крупнейшего океанского порта и военно-морской базы.
В годы Великой Отечественной войны Мурманск стал городом-героем. Здесь во время войны был единственный не отданный врагу участок западной границы СССР. Благодаря героической борьбе Северного флота мурманский арктический рубеж России обрёл всемiрную славу.
После войны продолжилась многолетняя работа России в полярных областях. Мурманск стал мощным промысловым и промышленным океанским центром, добывая рыбу по всему Мiровому океану, содержа атомный ледокольный флот, осваивая Северный морской путь и ведя круглогодичную навигацию в западном секторе Русской Арктики. В Мурманске был также центр морской геологии, продолжалось развитие стратегических сил Северного флота…
Казалось, что впереди у Поморского края великое будущее, но после развала СССР Мурманская область, да и вся Русская Арктика, как потерпевший крушение корабль, стала подавать сигналы бедствия. Обидно до слёз, когда видишь, что созданное трудом, потом и кровью наших предков разрушается, люди покидают свой родимый край. Отношение к труженикам Севера можно наблюдать на примере деятельности компаний по добыче природных ресурсов на Кольском полуострове: «Норильский никель», «Фосагро», «Еврохим», «Северсталь». За последние пять лет владельцы их в разы стали богаче, а мурманчанам еле-еле хватает на самое необходимое.
Развитие Арктики и приарктических регионов требует огромных инвестиций, решения социальных вопросов, создания соответствующей инфраструктуры. Но Арктика стоит того, чтобы на неё обратить внимание и объявить её национальным проектом. По подсчётам специалистов, проекты по развитию Арктики загрузят работой на десятилетия более двух тысяч основных предприятий нашей страны. На основе фактов считаю несостоятельными разговоры о том, что у нас якобы нет промышленного, кадрового потенциала для освоения Арктики. Аргументы свидетельствуют о достаточности наших возможностей. Ещё в 80-е годы в нашей стране впервые в мiре была пробурена на Кольском полуострове в Печенгском районе сверхглубокая скважина — более 12 км в недра Земли.
Россия обладает уникальными технологиями по строительству ледокольного флота. Сегодня судостроительный комплекс в Северодвинске способен обеспечить отечественной техникой реализацию проекта по добыче нефти и газа на шельфе. Начала работу уникальная плавучая ледостойкая платформа водоизмещением более 110 тыс. тонн, ещё несколько платформ было построено по заказу иностранных государств на северодвинских стапелях. Есть и другие машиностроительные предприятия, способные выполнять сложнейшие технологические задачи.
Но прежде всего нужно сделать всё возможное, чтобы наше население не покидало Север! Необходимо выделить средства на медицину, образование, жильё — с учётом особенностей Севера, где «девять месяцев зима, остальное лето». И создавать здесь транспортную инфраструктуру надо сегодня, иначе будет поздно.
Особо хочу выделить ещё одну арктическую программу, которая имеет колоссальное будущее. Речь идёт о Северном морском пути. Он играл и играет огромную роль в качестве важнейшей транспортной артерии страны. Эксплуатируется он уже почти сто лет, и движение по нему не прекращалось даже в труднейшие для страны времена. Это единственный путь, по которому перевозится добытая в Норильске руда.
Севморпуть, оборудованный и обустроенный, способен приносить внушительную пользу и России, и всему человечеству, став международной транспортной артерией. Если глобальное потепление действительно начнётся, то именно он сможет работать круглогодично и станет самой короткой дорогой из одной части света в другую. Это позволит сэкономить и время, и ресурсы. Путь этот будет и самым безопасным.
Мы видим, как пираты у африканских берегов парализовали нормальную работу международных морских линий. Севморпуть же на всём своём протяжении — зона ответственности России, и наша страна имеет достаточно возможностей, чтобы гарантировать полную безопасность этого маршрута.
Для развития Севморпути нужно принять ряд мер. Прежде всего, развитие ледокольного флота. Наш атомный ледокольный флот давно ждёт пополнения. Суда этого типа строятся в Петербурге. Последний атомный ледокол, который пришёл в Мурманск в 2007 году, лишь чуть-чуть улучшил ситуацию. И взамен выбывающих по старости ледоколов нечего скоро будет направлять на Севморпуть. Необходимо новое навигационное и другое техническое оборудование. После решения всех базовых задач Севморпуть может стать важнейшим транспортным преимуществом России, приносящим в бюджет страны значимые средства.
Очень важно, чтобы при его модернизации был применён системный подход — заказы на корабли, оборудование, авиацию, их ремонт получали бы отечественные компании. И параллельно должно идти развитие северных территорий, а также всего научно-исследовательского комплекса в Арктике.
Одно из главнейших условий развития Арктики — не сокращать в рамках военной реформы наши оборонные ресурсы. Российская морская граница на севере и в приарктическом Дальнем Востоке проходит по семи морям. И потому мы должны усиливать Северный и Тихоокеанский флоты, ВВС и ПВО, морскую пограничную охрану, развивать судостроительную и судоремонтную промышленность. Усиливая корабельную и авиационную составляющую наших сил в Арктике, необходимо, в свою очередь, создавать для этого береговую, наземную инфраструктуру. Надо построить современную систему по обеспечению развития Арктики.
Наши соседи — США, Канада и другие государства — в последнее время в регионе Арктики проявляют заметную активность в военном плане. Канадские вооружённые силы пополняются кораблями ледового класса для патрулирования её. Даже эскимосы, судя по сообщениям СМИ, привлекаются к арктической службе.
Жизненно необходимо для России и для безопасности в мiре развивать военное, военно-морское, авиационное присутствие в этом регионе. Напомню, что северные, арктические и приарктические территории составляют около половины всей территории нашей страны. Всё это нужно делать уже сейчас, если мы хотим, чтобы Арктика была русской.
Арктикой интересуются многие страны. На этот лакомый кусок претендуют не только приарктические страны (такие, как США, Дания и Канада), но и Германия, Китай, Индия (около 50 стран).
Настоящая борьба идёт за хребет Ломоносова — самый важный кусок её шельфа, пересекающий весь Северный полюс планеты и содержащий гигантские запасы ресурсов. Канада пытается доказать, что арктический хребет Ломоносова начинается с американского материка. Дания же стремится доказать, что хребет Ломоносова — естественное продолжение принадлежащей ей Гренландии. Даже Китай открыл на Шпицбергене исследовательскую станцию и дважды отправлял в северные моря ледокол «Снежный дракон».
Сейчас же, когда Россия начала отстаивать собственные права на прилегающую к ней территорию Арктики, её действия вызвали негативную реакцию всех приарктических стран и прежде всего США и Канады. В связи с этим современные политологи уже заговорили о серьёзном международном споре за Арктику и начале «холодной» арктической войны.
В этой ситуации отстоять свои права на значительную часть территории Арктики для России имеет огромное значение. По мнению русских учёных, Сибирский континентальный шлейф в Северном Ледовитом океане — территория России, и потому именно ей принадлежат два океанических арктических хребта Ломоносова и Менделеева. После предъявления соответствующих научных данных, Россия сможет обрести — а точнее, вернуть себе территорию площадью 1 миллион 200 тысяч квадратных километров, что равняется площади нескольких европейских стран вместе взятых, — так называемый арктический «русский треугольник».
По данным специалистов ВНИИ океанологии, эта русская территория не только масштабна, но и невероятно богата: помимо огромного рыбного богатства, там сосредоточены крупные драгоценные месторождения алмазов, нефти и газа в объеме не менее 9 — 10 миллиардов тонн условного топлива.
Чтобы сохранить Русскую Арктику, нужна законодательная база. Я предложил провести специальное заседание Государственной думы и подготовить закон о развитии Арктики. В рамках закона должна быть прописана система мер по комплексному освоению её и всех приарктических территорий.
Сегодня в нашей стране на Севере добывают 80 процентов газа, 90 процентов никеля, 100 процентов апатитов, а также ряд других полезных ископаемых. В регионе занимаются добычей природных ресурсов все главные сырьевые компании России. С помощью закона надо создать условия для того, чтобы компании, которые работают на Севере, не только зарабатывали здесь, но и вкладывали достаточные средства в развитие приарктических регионов, в улучшение жизни самих северян.
Обнадёживает, что на переговорах в Норвегии было недвусмысленно заявлено: Россия считает Арктику зоной своих стратегических интересов и регионом сотрудничества со странами-соседями. Это была принципиальная позиция нашей государственной делегации. Ведь Арктика для нас не просто точка на глобусе и не Клондайк, куда отправляются лишь затем, чтобы поживиться природными богатствами, — это, прежде всего, наши земли и наши морские просторы, которые мы обязаны развивать, решать проблемы живущих здесь людей, а если понадобится, то и защищать.
Михаил Петрович НЕНАШЕВ,
депутат Госдумы РФ