Бог не даёт иного знамения, кроме совершенной новизны, которая рождается от Его присутствия, от действия Его Духа. Речь идёт о том, чтобы умереть и родиться заново, стать перед жизнью, как ребёнок в изумлённой радости от первого подарка.
4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы
В празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы - три радостных чуда. Первое чудо - трёхлетняя Отроковица входит туда, куда может входить только первосвященник. Второе - вслед Ей идут с горящими свечами юные девы (хотя они пока ещё не входят во Святое Святых). Они - избранницы Божии, образы чистых душ. Но самое удивительное в этом празднике - приглашение всех, подобных нам людей, потому что вслед Ей идут не только дети, но и слепые, хромые, прокажённые, искалеченные грехом.
Теперь-то я понял всё наконец! Не знаю, как изменится моя жизнь, но не будет у меня больше извинения в неведении. Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы показывает мне, что Царство Божие, Святое Святых, - для нищих духом, для меньших, для детей. Оно доступно всем, но только в той мере, в какой жизнь делает нас таковыми, когда мы свободно соглашаемся быть среди меньших и нищих или, более того, самим стать меньшими и ничего не имеющими. Пока я не вступлю на этот путь, я остаюсь, как тот богатый юноша, пленником моих богатств, я не могу увидеть лествицу Иерусалимского Храма, не способен измерить глубины Христова благовестия и не имею никакого права удивляться надвигающемуся на мир гневу Божию.
Праздник Введения открывает жизнь как дорогу смиренной молитвы. Он весь устремлён к новому небу и ноюй земле. И потому "утренюет дух мой ко храму святому Твоему". И "лучше день един во дворех Твоих паче тысяц изволих приметатся в дому Бога моего паче,неже жити ми в селениах грешничих(Пс.83,11). Но это не означает, что мы не должны больше ничего видеть вокруг нас Напротив! Без этого мы рискуем утратить всё.
Бог не даёт иного знамения, кроме совершенной новизны, которая рождается от Его присутствия, от действия Его Духа. Речь идёт о том, чтобы умереть и родиться заново, стать перед жизнью, как ребёнок в изумлённой радости от первого подарка. Эта новая земля - в глубине нас самих, в глубине глаз наших ближних, где ночь становится днём и слепые -зрячими, хромые скачут и прокажённые грехом становятся благоуханием Божественной чистоты и святости. Смерть становится рождением.
Но только те входят в эту новую землю и, значит, только те могут читать эти знамения, кто свободно принимает дар Божий - быть лишённым всего. Ибо врата во Святое Святых, на самом деле,узкие. И надо, прежде всего, ничего не иметь. Во Святое Святых могут войти только нищие духом и дети. Оно - для них. Они - "народ святой, люди, взятые в удел, царственное священство". Самый больший из рождённых женами, величайший пророк Иоанн Предтеча, ещё слишком богат здесь на земле, - так что последний в Царстве Небесном больше его.
Мы говорим об этом не без трепета Где я, где мы в этом великом переходе, подобном глубинам Таинства Крещения, в котором умрёт то, что должно умереть, и будет жить то, что должно жить? Страшные вопросы, без ответа на которые всё теряет значение. Ясно, что эти слепые, хромые, прокажённые и мёртвые - не просто те, кого Христос исцелил или возвратил к жизни, чтобы дать нам знамение Царства Божия. Речь идёт, прежде всего, о тех, кто на самом деле стали Его учениками. Речь идёт о нас - в той мере, в какой мы принимаем то, что исцеляет нас, - ценой признания себя больными или мёртвыми. Если мы поймём, наконец, что Бог ищет в роде человеческом, прежде всего, не "героев", а детей. Детей, которые радостно приемлют дар быть любимыми Богом, ведомыми Им. И радостно входят в тот океан света, в то Святое Святых, которое мы называем купелью Крещения.
Одна из нас - Пречистая Дева, Божия Матерь, постигла это в совершенстве. Все подлинно нищие духом могут узнавать себя в Её пении, исполненном благодати Святого Духа, где нам даётся узнать, что Бог всё перевернул: "Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Боге Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди Яко сотвори Мне величие Сильный и свято Имя Его и миластъ Его в роды родов боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею,расточи гордыя мыслию сердца их.Низложи сильный со престол и вознесе смиренныя. Алчущая исполни благ и богатящиеся отпустипищи"
Пратоиерей Александр ШАРГУНОВ