†1 февраля 391 года, 1620 лет назад отошел ко Господу прп. Макарий Великий, Египетский
Жители египетского селения Птинапор с нетерпением ждали, когда на их оживлённый базар принесут корзины, сплетённые юным иноком Макарием. Конечно, корзин там всегда было предостаточно. Плетение их было главным иноческим рукоделием: из разных пустынных мест, где обитали подвижники благочестия, их привозили десятками. Но корзины, сделанные руками их бывшего односельчанина, блаженного Макария, были необычны. Вместе с ними в дом входил мир, теплота, покой, радость. Даже маленькие дети старались прикоснуться к его корзинке. Замечали, что одно такое прикосновение могло излечить от уныния и болезни.
Всё в жизни прп. Макария Египетского было проникнуто Божиим Промыслом, всё направлено на спасение души. Даже рождение его от престарелых родителей было промыслительным. Его отец, священник Авраам и мать Сарра, подобно одноимённым ветхозаветным праотцам, долгое время были безплодны. В последние годы жили они уже как брат и сестра, в монашеском воздержании и неусыпных молитвах, не мечтая о детях. Но явился однажды во сне священнику патриарх Авраам и предрёк, что вскоре у него родится сын, и повелел супругам переселиться в селение Птинапор, находившееся в нижнем Египте. Всё исполнилось. Долгожданного ребенка назвали Макарием, что означало «блаженный».
Он был исключительно заботливым, преданным и послушным сыном. Но не скрывал от родителей, что решил посвятить свою жизнь Богу. По традиции его заставили жениться, и смиренный юноша не посмел отказаться. Сразу после брачного пира Макарий притворился больным и даже не прикоснулся к своей невесте.
Вскоре его отправили на несколько дней к Нитрийскому озеру за селитрой. Там явился в сонном видении юному Макарию дивный муж и предсказал, что именно в Нитрийской пустыне будет совершать он свои аскетические подвиги. Это было неожиданно, ведь в то время кроме Антония Великого с немногочисленными учениками и отшельника Павла Фивейского, никто ещё не селился в далеких пустынях.
Вернувшись домой, прп. Макарий нашел свою молодую жену при смерти. Вскоре она скончалась на его руках непорочной девственницей. Всю жизнь молился он потом о почившей супруге.
Но покинуть дом снова не удалось. Неудержимому стремлению юноши к отшельничеству помешала болезнь внезапно ослепшего отца. С любовью и нежностью заботится блаженный Макарий о старых родителях. После их кончины он раздаёт всё своё имущество. Теперь он нищ и свободен.
Господь посылает ему просвещённого строгого, но любящего учителя, живущего недалеко от Птинапора. Блаж. Макарий поселяется рядом со старым иноком. Начинаются подвиги безмолвного жития. Ни одной минуты не проводит Макарий в праздности. Изучает Священные книги, молится, плетёт корзины. Укрепляя его веру, Господь готовит своего избранника к тяжёлым испытаниям.
Не было такой скорби, навета, обмана, которых не испытал бы на своем пути Макарий Великий. Ещё в юности ему довелось узнать, что клевета ближнего может жалить больнее, чем змеи и скорпионы, которых в изобилии посылал в его пещеру враг рода человеческого.
Чем выше духовные подвиги, тем сильнее искушения. Живущая неподалёку девица вдруг заявляет, что молодой отшельник совратил её и теперь она ждет ребенка. Это страшное обвинение грозит блаж. Макарию смертью. Родственники обманщицы вытаскивают его из келлии, жестоко избивают, ломают кости. Только помощник, носивший его корзины на рынок, заступился за невинного, истекающего кровью инока.
Но св. Макарий даже не пытается оправдаться (как постоянно делаем это мы, слабые и трусливые люди), сносит все издевательства безропотно, не произнося ни слова. И неустанно молится за своих обидчиков. Наветы и безчестие ему легче принимать от людей, чем почести и славу. Да и что значит для праведника суд человеческий? Оправдание приходит от Бога. Блаж. Макарий по-прежнему отшельничает, молится и плетёт корзины, чтобы обеспечить пропитание клеветнице.
Наступает время родов, но девица не может разрешиться от бремени, и после долгих мучений признаётся, что оклеветала праведника. В ужасе бегут сельчане к блаж. Макарию, чтобы испросить прощение.
Но он уже покинул их края и спешит на Нитрийскую гору, где проведёт три года в пещере. А затем отправится в Фаранскую пустыню к самому знаменитому подвижнику того времени, Антонию Великому, будет жить рядом, станет его лучшим учеником. Церковные историки отмечают, что великий светильник Божий Макарий Египетский был зажжён от еще большего «светила» — Антония Великого.
Настанет время и, получив благословение св. Антония, преподобный Макарий удалится на северо-запад Египта в Скитскую пустыню, где подвизаются много знаменитых аскетов. Но всех их превосходит он своим смирением, мудростью, даром просвещения, вниманием к человеческой душе. Теперь он признанный наставник иноков, знаменитый авва. Ученики уважительно называли его «юноша-старец». Но конечно, это не имело ничего общего с нынешним младостарчеством, исполненным прелести и гордыни.
Праведники тех лет не торопились стать наставниками. Только в сорок лет становится блаж. Макарий пресвитером и настоятелем своего скита. Даже став духовным наставником тысяч людей, он продолжает учиться, бывает у Антония Великого, присутствует при его кончине и получает в наследство величайший дар — посох отца православного монашества. А вместе с ним и высокий дух своего учителя.
Макарий Великий был проникнут любовью к людям, никого не осуждал, не обижал, запрещал даже повышать голос на провинившихся иноков. «Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми», — говорил он. Всегда подчёркивал ценность человека, который «драгоценнее всех тварей, не только видимых, но и невидимых… Ибо об Архангелах Михаиле и Гаврииле не сказал Бог: “Сотворим по образу и подобию Нашему” (Быт. 1, 26), но сказал об умной человеческой сущности, разумея бессмертную душу» («Беседы» 15, 20).
Для Макария Великого все заповеди и повествования Библии имеют непосредственное отношение для трудного пути совершенствования человеческой души. Он высоко оценивает закон Моисеев и ветхозаветное богослужение, являющееся образом нынешнего богослужения: «Всё, что было в Законе Моисеевом, …и скиния, и кивот, и манна, и священство, и фимиам, было ради сей души, по образу Божиему созданной, и подпавшей игу рабства, вринувшейся в царство горькой тьмы».
Преподобный показывает, в каком светлом высоком состоянии находился первый человек, созданный Господом, и в какой мрак попал после своего падения. Единственным спасением для человечества является Иисус Христос, а значит, необходима твёрдая решимость во всём следовать Ему и постоянно трудиться над своей душой.
Только восприняв благодать, душа становится духовным ковчегом Божиим, «Божиим престолом». Обожение человека начинается тогда, когда «Сам Христос и носим бывает душою, и водит её» (Беседа…», 1).
К Макарию Великому притекало множество людей, и он впервые строит странноприимницы — гостиные для больных и паломников. Каждый день он исцеляет только одного недужного, помазуя его с молитвой святым елеем.
Люди живут у него подолгу, чтобы вылечить у великого старца не только свои бренные тела, но и заблудшие души. Никаких сеансов массового исцеления, для каждого страждущего находит он особое лекарство. Преподобный считает, что только при здоровой душе может быть здоровое тело.
Безкорыстие, смирение, пост, доброе состояние духа, а главное, постоянное принятие Святых Христовых Таин необходимы для духовного здоровья. Только прибегающий к Святому Причащению способен противостоять козням бесов. (Это в полной мере относится и к нашей жизни.)
Высоко ценил Преподобный истинное смирение и искренне радовался, находя его у совсем простых людей. Услышал он однажды во время молитвы Ангельский голос, рассказавший, что живут неподалёку две женщины, превосходящие его добродетелями. И тут же отправился на них посмотреть. Увидел скромных замужних мiрянок, которые искренне не понимали, в чём состоит достоинство их жизни. Они рассказали Преподобному, что вышли замуж за двух родных братьев и уже 15 лет живут вместе в одном доме. За всё это время женщины не сказали друг другу ни одного обидного слова, никогда не ссорились и пребывали в полной гармонии. Праведные жёны мечтали удалиться в монастырь к девам и посвятить остаток своих дней служению Богу, но мужья их не отпустили, и они покорились, дав обет до самой смерти не произносить ни одного мiрского слова. Никакого раздражения и обиды не было в душах этих женщин.
Увидев таких праведниц, прп. Макарий заметил, что любой человек, и непорочная дева, и жена замужняя, могут спастись где угодно благодатью Святого Духа, управляющего жизнью каждого из нас. Лишь бы было желание спастись. Как не вспомнить тут батюшку Серафима Саровского, говорившего своим духовным чадам: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся…».
О высокое смирение прп. Макария разбивались все бесовские козни. Это было подлинное смирение, не отсекающее свободы воли, высшая мудрость, исполненная покоя и света.
Вспомним ставший уже хрестоматийным случай, когда авва Макарий застаёт в своей келлии вора, и не только не останавливает его, но помогает нагрузить на осла награбленное. Но что для святого эти вещи, мiрские блага?
…Ничего не внесли мы в этот мiр, ничего не сможем взять с собой из земной жизни. Единственное подлинное сокровище человека — его душа, считает Макарий Великий. Главное дело христианства — освящение падшей души благодатью Святого Духа. «Одуховление есть душа души, без него нет жизни, оно залог будущего светлого состояния».
Главный закон для христиан — покаяться, встать и снова идти по пути, указанному Богом. Главной помощницей на этом спасительном пути является созданная Господом Церковь. Но и самим надо приложить немало усилий, поскольку «не одною Божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов» достигается духовное преуспеяние.
Макарий Великий постоянно напоминает, что достичь успеха на пути спасения можно только отрекаясь от мiра. От этого мы никуда не уйдем, не скроемся, не обманем самих себя. Мiроотречённость обязательна не только для монахов, но и для мiрян. Ибо любовь к мiру рано или поздно становится помехой в любви к Богу.
До конца своей земной жизни сохранил Макарий Великий чудную кротость и смирение, бодрый и радостный дух. В 90 лет, удостоившись видения Антония Великого, Преподобный был унесён Херувимами в Царство Небесное. Его святые мощи покоятся в итальянском городе Амальфи. Пустыня, в которой он подвизался, носит имя Преподобного.
Пятьдесят оставленных нам Макарием Великим «Бесед» и аскетических посланий уже не одну сотню лет издаются на русском языке и являются любимым чтением не только монашества и священства, но и православных мiрян.
Разделённые с великим египетским подвижником более чем 16-ю веками, мы очень близки к нему. Ведь каждый свой день миллионы православных начинают и заканчивают молитвами, оставленными нам Макарием Великим.
Александр Александрович МАРИНИН