16 февраля 1831 года, 180 лет назад родился Николай Семёнович Лесков
Воспитывался Николай Лесков до восьми лет в доме богатых родственников под Орлом. В 1841—1846 гг. учился в Орловской гимназии и, не доучившись, стал служить в канцелярии Орловской палаты уголовного суда. В 1850—1857 гг. был помощником столоначальника рекрутского стола ревизского отделения Киевской казённой палаты, вольнослушателем Киевского университета, членом религиозно-философского студенческого кружка.
В январе 1861-го переехал в Петербург. Печатался в столичной периодике, сблизился с социалистами.
…12 февраля 1895 г., в Прощёное воскресение, около полудня, горничная доложила Николаю Лескову, что к нему пришёл «какой-то Филиппов». Гость не решался переступить порога. Лесков был в изумлении: оказалось, это его злейший враг и давний гонитель — государственный контролёр в министерском ранге Тертий Филиппов.
— Перечитал я вас всего начисто, передумал многое и прошу, если в силах, простить за всё сделанное вам зло!
Филиппов опустился на колени и повторил:
— Просить так просить: простите меня!
На мгновение Николай Семёнович задумался. «Неужели искренне кается, по-христиански? Тогда и простить его надо также по-христиански, от души…».
Рассказывая потом своему сыну, Лесков добавлял: «Как тут не растеряться? Он стоит на ковре, на коленях. Опустился и я, чтобы сравнять положение. Так и стоим друг перед другом, два старика. А потом обнялись и расплакались… Может, это и смешно вышло, да ведь смешное часто и трогательно бывает».
«ОН ПРОНЗИЛ ВСЮ РУСЬ»
В литературном многообразии XIX в. Н.Лесков выделялся своей правдивостью и безпристрастностью в рассказах о подлинной жизни разных сословий Российской империи. Горький говорил: «Лесков умел разглядеть в одном поколении соплеменников людей как бы разных веков… У него был свой план развития культуры России… У Лескова вот была общая идея — он в человека верил… Он пронзил всю Русь».
В советские времена авторитетный литературовед Всеволод Троицкий дал такую характеристику личности писателя: «В художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству его литературный подвиг…».
«ВЕРА ВО МНЕ МИРИЛАСЬ С РАССУДКОМ…»
Род Лесковых происходил из духовенства, но отец будущего писателя после окончания семинарии священником не стал, обучал грамоте детей орловских помещиков. Честностью и неподкупностью заслужил всеобщее уважение и одно время работал в министерстве финансов.
«Благодаря отцу, вера во мне рано начала мириться с рассудком», — напишет Николай Лесков в «Автобиографической заметке» (1890). «Отец мог подолгу молиться ночью, а на прогулке петь духовные гимны». В «Сказании о Фёдоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине» (1886) Лесков вложит в уста своего героя слова: «…Мне всего дороже, что ты человек справедливый и Бога больше, чем людей, боишься».
«Я ВСЕГДА И ВЕЗДЕ БЫЛ ПРЯМ И ИСКРЕНЕН…»
В 1867-м, через два года после тяжёлой утраты — смерти годовалого сына — губернский секретарь Киевской казённой палаты Николай Лесков стал работать в коммерческой компании англичанина Александра Шкотта. Эта работа забрасывала его «в самые глухие захолустья», что дало ему «запас бытовых сведений».
В столичной печати появляются статьи Лескова «Об искоренении пьянства в рабочем классе», «О народном просвещении», о том, что «в Петербурге на одно жалованье жить нельзя». Они были актуальны. Все эти статьи вышли под псевдонимом М.Стебницкий.
24 мая 1862 г. в Петербурге вспыхнули пожары, бушевавшие неделю. Создалось мнение, что виновны революционно настроенные студенты. 30 мая в «Северной пчеле» появилась статья Лескова. Автор говорил о халатности пожарных служб и полиции, требовал от градоначальника или представить доказательства виновности студентов и наказать их, или выступить в их защиту. Статья имела небывалый резонанс. Александр II назвал ложью слова о бездействии брандмейстерских и полицейских команд. А либерально-демократическая печать назвала автора «охранителем режима». Редакция «Северной пчелы» в срочном порядке откомандировала Лескова в Париж.
В Париже он начинает писать прозу. 28 ноября 1862 г. ставит последнюю точку в рассказе «Овцебык» — трагичной истории семинариста, отказавшегося от духовного сана и превратившегося в бродягу.
Его роман «Некуда» (1864) стал первым в России крупным антинигилистическим произведением. Это, по сути, критика радикальной молодежи. Герои в большинстве своём имеют реальных прототипов, писатель встречался с подобными им людьми. Лесков писал, что развитие общества должно совершенствоваться неспешным честным трудом.
На него обрушился шквал возмущения. Критик Дмитрий Писарев (он в начале 1860-х выдвинул идею достижения социализма через индустриальное развитие — В.С.) назвал в «Русском слове» М.Стебницкого «тупоумным ненавистником будущего» и призывал отлучить его от русской журналистики.
А Лев Толстой в 1890 г. напишет: «У Лескова оригинальный ум и большой запас разнообразных познаний. Он первый в шестидесятых годах идеалист христианского типа и первый писатель, указавший недостаточность материального прогресса и опасность от порочных людей…».
«Запас разнообразных познаний» Лесков использовал в своём творчестве. Например, его рассуждения об иконописи в рассказе «Запечатлённый Ангел» (1873) основаны на личном опыте киевского периода жизни.
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ
Изменения в мировоззрении отражались на страницах произведений автора и исследовались им тщательно. Лесков был серьёзным знатоком религиозной жизни России XIX века. Он общался с протестантами, старообрядцами, евангельскими христианами, квакерами. В поисках истинной веры, как и в других делах, писатель был неутомим и говорил Льву Толстому: «Не могу успокоиться, пока не пойму дело».
26 августа 1872-го, после публикации в журнале «Русский Вестник», отдельным изданием выходит главный труд Николая Лескова, роман-хроника «Соборяне» — масштабное исследование человеческой личности.
Главный его герой — протоиерей Савелий Туберозов — это дед писателя Димитрий Лесков. Туберозов проживает свой век честно, мирно и вроде бы незаметно. Но его жизнь — духовный подвиг пастыря. Отец Савелий верит в Бога и учит честно жить окружающих людей. «Был осрамлён до слёз и рыданий. Опять на меня донос. Сетовал, что не пошел в академию. Оттоль поступил бы в монашество; был бы летами архимандритом; сам бы командовал, а не мной бы помыкали. Суетой сей злобно себя тешил, но, приехав домой, был нежно обласкан попадьёй и возблагодарил Бога, тако устроившего, яко же есть». (Из дневника Савелия Туберозова). Именно священники, по мнению Лескова, призваны уберечь народ от безверия и смуты.
Либеральная критика освистала «Соборян». Не стал «своим» он и для правых, и для сторонников английского политического строя, к которым, в частности, принадлежал издатель журнала «Русский Вестник» Михаил Катков. «Этот человек совсем не наш», — заявил тот.
А в это время Лесков работает над «Запечатлённым Ангелом», положившим начало серии «Святочных рассказов». Перу Николая Семёновича принадлежат 25 святочных произведений. В декабре 1885-го он объединил двенадцать из них в сборник. И «Христос в гостях у мужика», и «Жемчужное ожерелье», и «Старый гений» являются теми историями, которые можно перечитывать снова и снова. Они — о наших прадедах, о торжестве веры над безверием.
У главы старообрядческой строительной артели Луки Кирилова есть главная святыня — икона Ангела Хранителя, которую и называют «запечатлённым ангелом». Лишившись иконы из-за чиновничьего произвола, строители затосковали, даже заболели. На поиски «искусного изографа», могущего сделать точную копию, в странствие отправляются двое мастеровых. В окрестностях Суздаля встречают они старца, чьи слова и являются темой рассказа: «Ангел в душе живет, но запечатлён, а любовь освободит его». Лука, увидев милость к нему православного архиерея, сказал своим соработникам: «Добротолюбием иерарха господствующей Церкви сам к оной освященным елеем примазался, и Тела и Крови Спаса за обеднею приобщился». И все старообрядцы последовали за Лукой «в одно стадо, под одного пастыря, как ягнятки, и подобрались».
РУССКИЕ ПРАВЕДНИКИ…
В 1879 г. газета «Еженедельное новое время» печатает рассказ «Однодум», которым Лесков открывал цикл «Праведники». Дабы опровергнуть слова Алексея Писемского, что «ни в чьей русской душе не видать ничего, кроме дряни», Лесков решил искать «чистых сердцем и помыслами людей». И нашёл в изобилии. Написал рассказы «Однодум», «Несмертельный Голован», «Инженеры-безсребреники» — это самые характерные вещи цикла, об особенности которого автор учебников по русской литературе профессор М.Г.Качурин сказал: «Герои потому и достоверны, что отчасти похожи на своего творца: его упрямая праведность вызывала негодование «слева» и «справа». Верность заветам Евангелия объявлялась юродством, а его глубочайшие прозрения в будущее России немногими были услышаны».
И квартальный надзиратель из «Однодума», и вольный крестьянин из рассказа «Голован» выделяются на общем фоне эгоизма, пьянства, разгильдяйства и глупости. Один живёт по Библии, другой постоянно беседует с местным добряком-священником. Один помогает людям по долгу службы, другой — по зову сердца. Голован погибает, спасая несчастных из огня. Эпиграфом к рассказу служит строка из 18-го стиха 4-й главы Первого послания ап. Иоанна: «Совершенная любовь изгоняет страх».
«Инженеры-безсребреники» — замечательный рассказ о курсантах Петербургского инженерного училища, стремящихся «к безукоризненной честности и даже к святости». «Двое первые, которые держались правила “отыди от зла и сотвори благо”, ушли в монастырь, где один опочил в архиерейской митре, а другой — в схиме».
Особняком стоит повесть «Очарованный странник» (1873), показывающая, как может заблудиться в бессмысленных, порочных желаниях и поступках каждый, кто не знает чувства меры и не желает покориться Богу.
Выходец из крепостных крестьян Иван Северьянович Флягин и отважен, и смекалист. Любит пофилософствовать. В нём уживаются доброта и злость, грех и набожность. Говоря о вере, он способен… на убийство. Почему так? Потому что он — «очарованный». Думает, что очарован просторами и людьми российскими, но на самом деле находится во власти бесовских чар и ложных видений. Выход один — покаяние. Лесков оставляет эту надежду для Флягина, отправившегося на богомолье на Соловки.
Отличительной особенностью произведений Лескова является частое цитирование Библии. «Евангелие мною хорошо прочитано», — говаривал он. Евангелие всегда лежало на его письменном столе.
20-го сентября 1894 г. был опубликован последний рассказ «Зимний день». В это время, испытывая мучительную боль в сердце, кашляя кровью после жестокой простуды, Николай Семенович принимает посетителей, откликается на просьбы, пишет письма, кропотливо работает над рассказами.
В «Зимнем дне» приговор персонажам выносится в самом начале, в эпиграфе: «Днём они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью» (Иов 14, 5). Хитрецам — матери и сыну — удается ловко обмануть приятельницу. В «перерывах» между подобными «подвигами» мошенники рассуждают о нравственности и вере: «Общество не так устроено, чтобы всё по Евангелию, и нельзя от нас этого требовать».
Через пять месяцев после опубликования рассказа, в ночь с 20-го на 21-е февраля 1895 г., земная жизнь писателя оборвалась.В завещании, в частности, было: «Место погребения для меня безразлично. Прошу никогда не ставить на могиле ничего, кроме простого деревянного креста. Если объявятся люди, которые захотели бы проявить чем-нибудь любовь ко мне, то прошу их отыскать сироту Варвару Ивановну Долину, которую я взял безпомощною и с двух лет воспитывал. Помогите ей добрым советом и заботою о её устройстве. Прошу прощения у всех, кого оскорбил, огорчил или кому был неприятен, и сам от всей души прощаю всем всё, что сделано мне неприятного, по недостатку любви или по убеждению, что оказанием вреда мне была приносима служба Богу, в Коего и я верю и Которому я старался служить в духе и истине, поборая в себе страх перед людьми и укрепляя себя любовью по слову Господа моего Иисуса Христа».
Владимир Иванович СЕРГЕЕВ