Нет, пожалуй, другого такого праздника (кроме, конечно, Праздника Праздников — Пасхи), который был бы окутан такой таинственностью, пронизан ожиданием чуда, освещён верой, надеждой и любовью, как Рождество Христово.
«Вся церковь воссияла, — все паникадилы загорелись. И так ахнуло — “С нами Бог”… — как громом, так и взыграло сердце, слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке…Такого пения, говорили, ещё не слыхали: будто все Херувимы-Серафимы трубили с неба. И я почувствовал радость, что с нами Бог. А когда запели: “Рождество твое, Христе Боже наш, воссия мiрови свет разума…” — такое во мне радостное стало… и я будто увидел вертеп-пещерку, ясли, пастырей и волхвов…», — так описывал свои детские впечатления о Рождественской ночи в храме замечательный русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв.
Для многих из нас детские воспоминания связаны не с Рождеством, а с Новым годом. Для нас это был самый весёлый праздник: и хороводы водили вокруг ёлки, пели «В лесу родилась ёлочка», подарки получали, а вот такого, чтобы сердце взыграло, слёзы в глазах, да мурашки в затылке, не довелось испытать. Уже будучи взрослым, что-то подобное пережил я на своей первой Рождественской службе в московском Сретенском монастыре, но… это уже были ощущения пожившего во грехе человека.
Откровенно говоря, мы только ещё начинаем, в большинстве своём, привыкать к празднику, возвращённому нам после стольких лет запретов. Сегодня по мере сил и возможностей, стараниями прихожан и жертвователей воссоздаются разрушенные церкви, строятся новые, и среди них храмы Рождества Христова.
Печатью величайшего события в истории человечества отмечен и Храм Христа Спасителя в Москве. История храма началась в Рождество 25 декабря (по ст. ст.) 1812 года. Именно в этот день, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона, вторгнувшейся в Россию, был изгнан из её пределов, Император
Александр I подписал Манифест о создании в честь победы Российского воинства, в благодарность Богу, величественного Храма во Имя Христа Спасителя в Москве. С тех пор до самой октябрьской смуты 1917 года в России 25 декабря (7 января по новому стилю) отмечали не только Рождество Христово, но и Победу в Отечественной войне 1812 года.
Думаю, будет справедливо, если к 200-летнему юбилею Победы мы возродим празднование этой даты. И в нашем календаре 7 января появится ещё одна памятная дата — связующая связь времён.
Разве не промыслительно, что восстановление разрушенного Храма Христа Спасителя тоже началось в праздник Рождества: 7 января 1995 года был торжественно заложен первый камень в основание будущего собора.
Вот уже более двух тысячелетий весь христианский мiр каждый год с волнением и радостью ждет Рождества — праздника, установленного в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. Это событие перевернуло весь мiр. Начался новый отсчёт земного времени: до Рождества Христова, после Рождества Христова. Это только в нашем государстве никак не хотят этого признать и пишут — «до нашей эры».
Пришёл Христос — и свет озарил всю Вселенную. В Рождественских песнопениях Церковь повторяет, как победоносный гимн, слова: «С нами Бог!».
Зачем Христос пришёл на землю? Сам пришёл! Спасать. Нас неразумных, немощных, духовно больных, противящихся спасению. Пришёл, чтобы исцелить греховную, падшую природу человека. Пришёл, чтобы не только показать истинный путь, но чтобы соединить с Собою.
Как пишет известный богослов митрополит Антоний Сурожский: «Бог отдаёт Своего Сына — да, на земную жизнь, но также и на смерть!.. Воплощённый же Бог, Богочеловек Господь Иисус Христос и при рождении Своём уже безсмертен: и Он принимает смертность, желая во всём отождествиться с нами, людьми, быть с нами заодно, не отлучаясь ни от любви Божией, ни от единства с Ним, чтобы жить нашей жизнью, но жизнью очищенной, прозрачной ко всему светлому, и умереть нашей греховной смертью».
Господь преподал мiру, родившись в пещере, а не в царских палатах, добродетель смирения. На своем примере Господь умалился до самого необходимого, чтобы и другие поступали так же. Показал, что не место делает значимым человека, но человек освящает место. Роскошь и внешний блеск не возвеличивает человека, а нищета и бедность не уменьшают его достоинства.
Мiр ожидал другого Христа. Святой пророк Исайя, в чьи уста Господь вложил великие пророческие обетования о рождении Спасителя Христа и Его крестных страданиях: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7, 14) — был перепилен деревянной пилой. И для Истинного Христа Иерусалим приготовил Крест.
До сих пор мiр ненавидел и ненавидит Христа. Вера в Бога и верующие в Бога всегда подвергаются жестоким гонениям и преследованиям, и то, что вера есть подвиг, открыли для нас ветхозаветные праведники и подтвердили апостолы и все святые христианских времён. Страх Божий в истинно верующих был сильнее страха человеческого; обетование лучшего — славного и блаженного воскресения, ведущего в Царство Небесное, — вдохновляло их.
Людей, которые признали Христа Богом, приняли в себя и подчинили Ему Свою жизнь, по-прежнему немного. Потому что жить для себя, а не для Него, кажется разумнее, житейски мудрее. Правда, до поры до времени — пока перед человеком не встанет вопрос: «А для чего мы живём? Для чего умираем? Почему болеем и страдаем?».
«Мы живём во времена исполнившихся обетований, — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Будем учиться вере. Она научает нас приносить Богу жертву любви, всю жизнь и в радости, и в горе предавая Богу. Она научает нас принять и хранить Божии откровения, Божии обетования. Страхом Божиим она оградит нас от потопа зла и нечестия, захлёстывающего мiр. Вера станет нам спасительным ковчегом, где кормчим будет Сам Господь, Который приведёт нас к вратам праведности. И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день, ибо, что такое он, этот завтрашний день, если верующему в Бога и живущему в Боге обещана вечность». Человек был, есть и будет странником, пришельцем на земле.
Рождество Христово — время, когда в сердце загорается огонёк надежды на то, что мiр вокруг нас станет лучше, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..
«Христос рождается, славите!», — несётся над Вселенной, — «Христос с небес, встречайте!».
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №1, 2011г.