Александр Трофимов - Отец православного монашества

 

†30 января 356 года,1655 лет назад отошёл ко Господу прп. Антоний Великий

 

Будущий преподобный Антоний Великий родился в Египте, в селении Кома близ города Эль-Васта, в семье состоятельных благочестивых христиан-коптов. С детских лет посещал он храм и внимательно слушал всё, что читалось и пелось в нём. И не просто слушал, а старался чётко выполнять заповеди Господни и преуспевать в благочестии. С детства у него была великолепная память, он знал наизусть Священное Писание. Мальчик не просил у родителей сладостей, да и вообще был совершенно равнодушен к пище и не любил детских игр. В возрасте 20 лет, лишившись родителей, он стал заботиться о младшей сестре.

Однажды в храме услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращённые к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною» (Мф 19, 21), — и сразу же поспешил исполнить волю Божию: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству огромный земельный надел в 300 арур (свыше 80 га), продал имущество и роздал деньги нищим, оставив лишь небольшую часть для сестры.

Всё, сказанное Спасителем, он будет выполнять отныне быстро и досконально, как обращённое именно к нему. Услышав позже в храме призыв Спасителя не заботиться о завтрашнем дне, он тут же раздаёт оставшееся имущество, определяет сестру на жительство к невинным девам. И начинает подвижническую жизнь неподалёку от родного селения. Тогда это был обычный опыт. Монастырей в Египте ещё мало, но есть опытные старцы. Антоний учится у них аскетизму: негневливости, непрестанной молитве, ночным бдениям, изучению Священных книг. Вскоре он уходит в гробницу, расположенную неподалёку. Спит на голой земле, очень мало, питается одним хлебом с солью, да и то через два дня, борется с постоянными бесовскими наваждениями. Во всём старается Антоний быть похожим на пророка Илию, каждый день умножавшего свои подвиги во славу Божию.

Предвидя будущие великие подвиги юного аскета, бесы пытаются прельстить его сребролюбием, подбрасывая прп. Антонию то кучу золота, то драгоценное серебряное блюдо. Но он бежит от ненужных драгоценностей, как от огня.

Около 285 года прп. Антоний поселяется в заброшенном укреплении, полном змей и скорпионов, которые мгновенно разбегаются при его появлении. Там, на берегу Нила и живёт он затворником в течение 20 лет, никого не видя, ни с кем не разговаривая. Лишь два раза в год принимает он через кровлю хлеб, приносимый другом.

Но слава о его подвигах уже разносится по Египту. Святитель Афанасий Александрийский, лично знавший подвижника и написавший о нём большую книгу, сообщает, что многие желали подражать его подвижничеству, или мечтали хотя бы увидеть святого. Наконец паломники «силою разломали и отворили дверь» в его жилище. Прп. Антоний вынужден был нарушить своё затворничество.

Постепенно на горе Писпир вокруг него образуется колония отшельников. Антоний Великий даёт им устав иноческой жизни, напоминает, что необходимо инокам, как детям отцу, исповедовать грехи и открывать помыслы своему старцу, каждый день умножать свои молитвенные подвиги.

Монахи оставляли мiр, чтобы в девственной пустыне создать по евангельскому образцу истинную христианскую общину. Возникающее монашество не было вначале официальным церковным установлением, это был стихийный порыв, зародившийся в среде мiрян. Монахи не стремились к принятию священства. Быть священником считалось почётным, но это с трудом совмещалось с аскетической жизнью в послушании и покаянии, составляющей суть монашества. Восточное монашество и до сего дня сохранило эту традицию. В монастырях Афона лишь немногие иноки носят сан.

Империя видела в этом бегстве в пустыню угрозу своим планам и даже своему существованию. Отсюда и жестокие гонения на монахов со стороны императоров-иконоборцев. Часто полагают, что люди уходили из мiра, чтобы сложить с себя бремя социальных обязанностей. Но жизнь в пустыне не была легче и вольготнее, она была суровее и опаснее.

Монашество означало полное отречение от мiра. Установившийся впоследствии обряд пострижения в монахи совершался по образцу крещального обряда, а само пострижение стали считать «вторым крещением», то есть Таинством; недаром в чине пострижения сказано: «Познаем, братия, таинства силу». Новоначальный должен был отвергнуть мiр, сделаться странником и скитальцем, потому что и сама Церковь лишь странница в земном мiре.Ярким символом радикального разрыва с прошлой жизнью стал возникший впоследствии порядок менять при пострижении имя.

Монашеский образ жизни наиболее соответствует евангельскому идеалу: хранение чистоты, отречение от собственности, послушание, нестяжание…

В истории христианской Церкви монашество представляет собой первую попытку провести в жизнь высокое требование Евангелия, по которому ценно не столько дело, сколько мотив, не внешняя праведность, а сердце, освобождённое от страстей и низменных чувств. Удаляясь от мiра, монахи посвящали жизнь систематическим трудам над очищением своего духа от внутренних источников греха. Этим они углубили христианское знание, направив взор человека на его внутренний мiр и создав тонкое понимание душевных движений. Если в языческой Империи Церковь была «движением сопротивления», то в христианском обществе таким неослабевающим сопротивлением стало монашество.

Антоний Великий дважды приходил в Александрию из своей пустыни. Сначала во время гонений при императоре Максимиане (ок. 308). Он сам готов был принять мученичество за Христа, не таясь посещал и укреплял заключённых в темницы христиан.

Затем, уже будучи глубоким старцем, во время арианских гонений в 337 — 338 годах Преподобный снова посетил Александрию и лично рассеял клевету, распространяемую арианами, что якобы Антоний Великий поддерживает их ересь. Явившись в роскошный многолюдный город, 80-летний пустынножитель, перед которым благоговели не только христиане, но и язычники, торжественно исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Присносущным Словом и Мудростию Отчей. А последователей арианской ереси назвал предтечами антихриста. За немногие дни его пребывания в Александрии в христианство обратилось язычников больше, чем за целый год!

Около 313 года прп. Антоний с двумя любимыми учениками, Макарием и Аматасом, переселились к подножию горы Кульзум, в 30 км от Красного моря, где сейчас находится монастырь, названный в его честь. Туда приходили тысячи людей, представители всех слоёв египетского общества, от нищих до вельмож. Подвижник вёл переписку с императором Константином Великим и его сыновьями Констанцием и Константом. Вместе с Макарием и Аматасом прп. Антоний прожил во «внутренней горе» ещё 40 лет.

Жизнь его явилась образцом подражания для многочисленных подвижников в Египте и за его пределами. Его ученик Макарий Египетский стал основателем монашеской жизни в скиту.

Огромный духовный авторитет, которым пользовался Антоний Великий, засвидетельствован во многих агиографических источниках. На Руси его житие было известно уже ко второй половине XI века.

Благодаря Антонию Великому, IV век стал временем подъёма монашества. Появилась прославленная Египетская Фиваида — монашеское братство, на века определившее суть этого великого подвига. Уходившие в пустыню оставляли земное царство, чтобы построить истинное Царство Христово в новой земле обетованной. Они бежали не столько от житейских невзгод, сколько от мiрской суеты и кажущейся безопасности мiра.

Подвижничество требовало огромного физического напряжения, но внутреннее общение души с Богом было смыслом жизни и утешением монаха. Оно давало высочайшие подъёмы духа, искупавшие все лишения.

Преподобный Антоний был щедро награждён Господом. Среди его многочисленных дарований были власть над демонами и способность различения духов (см. 1 Кор. 12, 10), что является главным условием восхождения подвижника по духовной лествице. Опытный и внимательный к своим душевным движениям монах имеет критерий различения духов. Ангелы являются тихо и кротко, и при виде их в душе человека не возникает ни страха, ни возбуждения, ни греховного веселья.

…Безстрашие преподобного Антония по отношению к врагам рода человеческого поражает: «Здесь я, Антоний, не бегаю ваших ударов, — взывает он к демонам. — Если нанесёте мне и ещё большее число, ничто не отлучит меня от любви Христовой».

Житие рассказывает и об исцелениях преподобным мучительных болезней: царедворца Фронтона, девицы из Бусириса Трипольского, лаодикийской девственницы Поликратии.

Святому повинуются змеи, скорпионы и дикие звери, к которым он относится с отеческой любовью.

Антоний Великий получил от Господа и сверхъестественную мудрость, и пророческий дар. Живя на горе в полном уединении, будучи человеком некнижным, прп. Антоний поражал своей мудростью и прозорливостью великих философов, приходивших к нему. Он предрёк царедворцу Фронтону, что болезнь оставит его, как только тот возвратится в Египет. За месяц вперёд Антоний говорил о паломниках, которые прибудут в монастырь. Военачальнику Валакию он пообещал скорую смерть как наказание за преследование православных. Предсказал и жестокие гонения на православных христиан в Александрии от ариан.

«Жизнеописание Антония» быстро распространилось по мiру. На него указывал своим ученикам прп. Ефрем Сирин в Едессе, его читали в Трире, вдохновлённые его примером, царедворцы оставляли свет, чтобы подражать египетскому пустынножителю.

Антоний Великий скончался 30 (17 января ст. ст.) 356 года на 105-м году жизни, завещав похоронить себя тайно. У него не было никакого имущества. Святитель Димитрий Ростовский рассказывает, как Преподобный велел ученикам распорядиться своим наследством. «Мантию (милоть) и изветшавшую нижнюю одежду отдайте епископу Афанасию, другую милоть — епископу Серапиону, власяницу возьмите себе». Этим исчерпывались все его мiрские богатства. Святитель Афанасий, получив изношенную одежду святого, был безмерно счастлив от этого богатого наследства и всегда с благоговейной радостью взирал на подарки.

Ученики видели, как перед кончиной святой с тихой радостью на лице взирал на пришедших за его душой Ангелов.

И исполнилось на нём слово Спасителя: «Я прославлю прославляющего меня». Не искавший не только славы, но даже общения с людьми, этот великий светильник веры был одним из самых известных людей в мiре. О нём знали в Испании, Африке, Италии, Иллирии. Господь не только щедро одарил добродетелями своего избранника, но и донёс до нас его безценное наследие: 20 речей — трактатов о монашеских добродетелях, о вере во Христа, о простоте и невинности. Семь посланий к различным монастырям, представляющих собой руководство в нравственном совершенствовании и духовной борьбе. И 13 писем, исполненных апостольской назидательности. Они также верны и необходимы верующим в наши дни, как и 16 веков назад.

Александр Аршакович ТРОФИМОВ