†26 января 1616 года, 395 лет назад отошёл ко Господу прп. Иринарх, затворник Ростовский
Сотни великих святых подвизались на землях Ростова Великого: Авраамий Ростовский, Макарий Калязинский, Никита Столпник. Но особое место занимает прп. Иринарх, затворник Ростовский
Он родился в древнем Угличском уезде, в селе Кондаково, в простой крестьянской семье. Назвали его Илия.
Необыкновенно сильный, красивый мальчик в 20 недель уже начал ходить. В шесть лет твёрдо решил стать монахом, «носить на себе железа и трудиться для Бога». Но только в 30 лет принял иноческий постриг. До этого успешно хозяйствовал, учился Православию, щедро раздавал милостыню. Провидел и предрекал. Сами блгг. князья Борис и Глеб привели его в свою обитель. Здесь он испытал горе и радость, наветы завистников и любовь братии.
Смиренный Иринарх работал больше всех, строго постился, спал на земле по два часа за ночь, ходил босой подобно св. Исааку Сирину даже в лютые морозы. Это раздражает игумена, он начинает смирять инока, заставляя его подолгу стоять босым на снегу или часами звонить на колокольне. Наконец назначает Иринарха работать за пределами монастыря. И тогда тот, лишённый храма, уходит из любимой обители. Сначала в Авраамиев Богоявленский монастырь, потом в Ростовский Лазаревский, где три года живёт в веригах в голой убогой келье, почти ничего не вкушая. Так начинаются его подвиги, сравнимые только с подвижничеством первых лет христианства.
Раскаявшийся игумен посылает за Иринархом братию и возвращает в Борисоглебский монастырь. Подолгу молится Иринарх у Распятия Спасителя, со слезами просит Его благословить на подвиг. И однажды слышит: «Иди в келью свою, затворись, не выходи и спасёшься». Святой приковывает себя шестиметровой железной цепью к стулу, накладывает на шею и ноги неподъёмные «железа». Многие старцы присылают подвижнику для ношения свои тяжёлые медные кресты. Господь даёт прп. Иринарху силы более 30 лет безпрерывно молиться в таком «облачении».
Известно, что духовные подвиги во славу Божию даются огромным трудом. На пути старца Иринарха встала однажды очередная преграда в лице нового игумена Симеона — злого, немилостивого, невоздержанного. Он приказал выбросить затворника из его кельи. Сделать это было весьма трудно. Сам игумен вместе с пятью иноками едва сумел поднять его железную цепь.
Четверо других насельников с трудом тащили прп. Иринарха. Старцу сломали левую руку и бросили на землю неподалёку от церкви. Но и тут прп. Иринарх показал полное смирение и, пролежав девять часов без всякой помощи, молился Богу за своего гонителя и заблудшую братию. Одумавшийся игумен повелел возвратить затворника в его келью.
В Смутное время прп. Иринарх имел видение, что Москву захватят литовцы и поляки, православные храмы сожгут, будут мучить народ, насаждать католическую веру. Старец отправляется в Москву, чтобы рассказать царю Василию Шуйскому о грозящей беде. Предрекает он и то, что Шуйский вместе с женой и братом будет пленён, уведён в Польшу и умрёт в Варшаве.
А враги уже безчинствуют на русской земле. Однажды польский полководец Владислав Сапега остановился неподалёку от Борисоглебского монастыря. Католики уговаривали его сжечь до тла обитель и вырезать братию. Узнав об этом, прп. Иринарх вместе с учениками Александром и Корнилием стал горячо молиться о сохранении монастыря.
Зашедший в его келью ротмистр Кирбицкий был потрясён видом необыкновенного старца в крестах и веригах и доложил об этом Сапеге. Шляхта отправилась к прп. Иринарху.
Полное отсутствие страха у высокого, седого, почти безплотного затворника, прикованного железными цепями, потряс легкомысленных католиков. Прп. Иринарх безстрашно изрёк, что рождён он в России, крещён в православную веру и до конца жизни будет молиться за русского Царя и победу русского оружия. Старец повелел Сапеге немедлено уйти из России, иначе по воле Божией он будет здесь убит. (Так и случилось). Ощутив огромную духовную силу святого, Сапега, уходя, низко ему поклонился. А затем прислал пять рублей (в то время деньги огромные) и повелел полякам оставить монастырь.
Именно прп. Иринах благословил русское ополчение и предсказал его победу. Он провидел славное будущее 24-летнего князя Димитрия Пожарского, благословил его идти на Москву и увидеть Славу Божию. Он передаёт князю свой святой крест, на котором ополченцы будут клясться на верность царю и Отечеству. До самой смерти прп. Иринарх молился об освобождении многострадальной родины.
Проявляется его особый дар исцелять беснование, головные боли и глазные болезни.
Ко Господу св. старец отошёл на 69 году жизни, 38 из которых провёл в затворе. Отошел спокойно, глубокой ночью при монастырской братии, дав всем «последнее целование», пообещав и на небесах не оставлять родную обитель. Перед кончиной старец соорудил себе гробницу, у которой сразу же начались исцеления.
Наследство прп. Иринарха составляли: шапочка, плеть, 142 медных креста, 7 наплечных вериг, 40-метровая железная цепь, ножные путы, 18 ручных оков, пудовые поясные «связни», железная палка-посох, которой он отгонял бесов. Вскоре родилась традиция проходить ежегодно в день преставления старца крестным «Иринарховским ходом» у стен обители. Сохранилась она и по сей день. Только идут теперь паломники целых 70 километров от Борисоглебского монастыря до родного села прп. Иринарха. Несут с собой его чудотворные иконы, вериги, цепи. В Кондакове ждёт их святой источник, несколько веков назад забивший по молитвам старца.
Александр Александрович МАРИНИН