23 января — память свт. Феофана, Затворника Вышенского
Много лет назад, делая свои первые шаги в вере, я начала читать старцев. Старчество — это высшая духовность, способность свободно читать в человеческих сердцах, прозревать судьбы народов и мiра. Это безценный дар Бога православному мiру. Ведь старцев нет ни у католиков, ни у протестантов.
Моим первым учителем стал святитель Феофан Затворник. Помню, как мучил меня вопрос о чтении духовной литературы. Читала я быстро, за пару ночей проглатывала большой светский роман. А религиозные книги давались трудно. Ответ нашёлся в книге святителя Феофана «Наставления в духовной жизни». Эта православная энциклопедия содержала лаконичные и при этом глубокие и красноречивые ответы на все волнующие вопросы. Поразил и современный язык книги, написанной более ста лет назад. Вот что писал святитель Феофан о чтении: «Читать для знания — одно дело, а для назидания — другое. При первом много читается, а при втором и не надо много читать, а как только из читаемого что-нибудь падёт на сердце, останавливайтесь и думайте. Старайтесь и разъяснить, и более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать её, как мешок».
Учил святитель Феофан, как преодолевать скорби и раздражение, как бороться с суетностью и земными влечениями. Письма его к духовным чадам проникнуты незамутнённой верой, они дают силы жить дальше и стремиться жить лучше. «Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжёлые случайности, и состояния — всё на добро нам посылается!». «Эгоизм (злодея) надо убить. Если сами не убьёте, то Господь, молот за молотом, будет посылать всякие неудачи, чтобы разбить сей камень», — предупреждал епископ Феофан.
Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавы Орловской губернии. Отец его был благочинным епархии и настоятелем древнего Покровского храма. В дружной семье Говоровых, помимо Георгия, росли ещё три сына и три дочери. Его добрые, отзывчивые родители трогательно любили друг друга, прожили всю жизнь в доверии и согласии и умерли почти одновременно. Пример их добродетельной и счастливой жизни Феофан Затворник использовал в трудах, посвящённых браку и воспитанию детей.
Призванием отрока Георгия была наука. Господь наградил мальчика многочисленными дарованиями, редким трудолюбием и усидчивостью, которым мог позавидовать взрослый человек. Исключительные способности Георгия в изучении духовных дисциплин обращали на себя внимание взрослых. В возрасте восьми лет Георгий поступил в духовное училище города Ливны, где тоже поражал всех своими способностями и чувством долга.
В 1829 году он поступает в Орловскую духовную семинарию и заканчивает её лучшим учеником! Денег для дальнейшего обучения своего одарённого сына у священника Василия Говорова нет. Учитывая исключительные способности Георгия, начальство направляет его за казённый счёт в Киевскую Духовную академию, одно из лучших просветительских учреждений того времени.
Таков удел будущего святителя Феофана: где бы он ни появлялся, его высокая нравственность, необыкновенные богословские и литературные дарования сразу обращают на себя внимание.
Мiрская жизнь начинает тяготить Георгия. Он рождён быть монахом. Ещё не закончив академию, он подаёт прошение об иноческом постриге, в 1841 году становится иеромонахом. Далее следует блестящая карьера молодого магистра богословия. Он быстро проходит все ступени: от инспектора семинарии до ректора Санкт-Петербургской духовной академии.
Вскоре исполняется и заветное желание Феофана: в составе недавно созданной Русской Духовной миссии он отправляется на Святую землю. Служит в Иерусалиме, посещает места жизни Спасителя. Архимандриту Феофану удалось увидеть также Сирию и Египет, а затем в течение нескольких лет быть в Константинополе настоятелем русской посольской церкви. Он в совершенстве овладевает греческим языком, бывает на святой горе Афон у богоносных старцев. Это даёт безценный духовный опыт. Архимандрит Феофан приступает к углублённому изучению аскетического и богословского наследия православного Востока.
Карьера его делает неожиданный зигзаг и поднимается на ещё более высокую ступень. Священный Синод возвращает высокообразованного, одарённого иерея на родину. Первого июня 1859 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершается его хиротония и наречение в епископа Тамбовской епархии.
На этом поприще проявляется ещё один дар святителя Феофана. Он блестящий проповедник и всегда подолгу беседует с верующими. Непосредственные и красноречивые проповеди епископа Феофана доходят до каждого сердца, трогают маститых учёных и простых людей Он придаёт огромное значение слову пастыря. И наказывает штрафами ленивых и косных священников, не желающих во время богослужения произносить проповеди, тепло и неформально общаться со своей паствой.
Молодой епископ не сидит на месте, отстраивает старые и возводит новые храмы, помогает бедным и недужным. Во время страшной засухи в Тамбовской губернии, в 1860 году, он лично участвует в ликвидации пожаров и отдаёт собственные средствам погорельцам.
Жизнь епископа Феофана скромна и аскетична. В быту он крайне неприхотлив. На епископе всегда скромная чёрная ряса из недорогой материи, единственное его богатство — многочисленные книги. Он не имеет ни одной свободной минуты и почти всегда пишет по ночам.
Преосвященный Феофан был лучшим церковным проповедником России и самым известным православным писателем. Его высказывания о грехе и праведности, покаянии и совести от руки переписывались студентами и иноками. Православный мiр считал его учителем нравственности и чистоты. Его высказывание — «Духовность есть норма человеческой жизни. Духовность возвышает и выделяет личность. У того, кто живёт духовно, и одежда, и походка, и слова, и дела, да и вообще всё, приносит пользу окружающим», стало нравственным отсчётом для вельмож и хлебопашцев. (Спустя годы эти слова перефразирует А. Чехов, и они станут крылатыми.)
Епископ Феофан был поистине удивительным человеком: при столь многогранных дарованиях и высочайших чинах никто ему не завидовал, его любили все, от митрополита до церковного сторожа. Даже в Священном Синоде у него не было недоброжелателей. Тысячи верующих людей считали его духовным отцом. Епископ был на пике архиерейской карьеры, успешно руководил крупнейшей Владимирской епархией. Его разносторонняя плодотворная деятельность на благо Церкви и Отечества были высоко оценены.
А он мечтал оказаться в тиши и одиночестве древней Вышинской пустыни, основанной в 1625 году великой старицей Марфой, матерью царя Михаила Фёдоровича. Это дивное, окружённое смешанными лесами место, в котором звенели сотни ледяных прозрачных ключей, поразило епископа Феофана много лет назад. В 1827 году в обитель пожертвовали чудотворную икону Казанской Божией Матери, для которой был специально воздвигнут собор, и туда потекли тысячи паломников.
Здесь святитель Феофан мечтал найти желанное уединение, избавиться от чуждых ему административных обязанностей, полностью отдаться писательству и молитве.
«Лучше Выши только Царство Небесное», — часто повторял епископ. Стремление к уединению долго боролось в его душе с чувством долга. Наконец решился, и в 1866 году отправил в Священный Синод прошение уволить его в отставку и отправить на покой простым иноком в Вышинскую пустынь.
Митрополит Исидор, любивший епископа Феофана всем сердцем, понял, что Господь открывает новую страницу этой необыкновенной жизни, дарует старцу новый подвиг во славу Православной Церкви, и сделал всё, чтобы Синод удовлетворил эту просьбу. Отправить прославленного епископа в отдалённую обитель простым иноком было невозможно. И преосвященный Феофан получил должность настоятеля мужской Вышинской пустыни.
По смирению, старец сразу же по приезде в обитель в 1866 году сложил с себя эту должность и переложил её на местного архимандрита Аркадия, открыв ему, что собирается по воле Божией уйти в многолетний затвор и посвятить остаток дней работе над священными книгами. Поначалу смиренный инок-епископ по воскресным дням служил в Выши вместе с другими монашествующими. Посмотреть на великого старца сходились множество православных.
В своих покоях святитель Феофан сам построил небольшой храм в честь Богоявления Господня. С этим любимым праздником были связаны важнейшие события его жизни. И даже имя его означало: «Богоявлению тезоименитый».
Этот утончённый богослов, поэт и психолог умел делать абсолютно всё. Не брезговал самыми приземлёнными делами, шил себе одежду, был отличным столяром, плотником, токарем, резчиком по дереву и прекрасным иконописцем. По сей день в Покровском храме его родного села Чернавы висит икона Божией Матери «Утоли моя печали», написанная и подаренная родному храму святителем Феофаном.
От постоянных трудов зрение Затворника к концу жизни ослабло. Но больные глаза не мешали постоянному подвижническому труду. Писал святитель Феофан до последнего дня жизни!
В 1872 году он уходит в строгий затвор, длившийся 22 года, всё своё время отдаёт молитве, переводу с греческого языка Священных книг, трудов старцев, написанию собственных произведений. И безпримерному эпистолярному подвигу, ведь каждый день он отвечает на 20—40 писем, никому не отказывая. Учит людей жить в согласии с ближними, бороться с самомнением и тщеславием, преодолевать невидимую брань с врагом рода человеческого. Одна из главных переведенных им книг так и называется «Невидимая брань».
В последние годы святитель Феофан уже никого не допускает к себе, кроме наместника монастыря, духовника и келейника Евлампия. Тот подаёт Затворнику скудную однообразную пищу: чашку кофе на завтрак, одно яйцо и стакан молока на обед, стакан чая на ужин. Евлампий переписывал и отправлял тысячи написанных святителем писем.
Одиннадцать последних лет жизни святитель в полном одиночестве служит в своём небольшом храме Божественную литургию. Он не видит людей, но своими творениями и письмами руководит духовной жизнью России.
Плодотворность его трудов ошеломляет. За время затвора написано свыше трёх тысяч печатных листов богословских произведений! Неоценимым вкладом в сокровищницу аскетического опыта стало издание пяти томов «Добротолюбия», сборника переводов отцов вселенского монашества. В наследии Феофана Затворника есть глубокие толкования Священного писания, труды по христианской нравственности. Он был первым в России религиозным публицистом и психологом. Как большинство старцев, святитель предвидел день своего ухода. Это был его любимый праздник Богоявление.
Келейник нашёл святителя недвижимо лежавшим на своём ложе. Пальцы его правой руки были сложены для архиерейского благословения. На лице застыла благодатная улыбка. Так, на 79-м году великий Вышинский затворник спокойно и радостно отошёл ко Господу.
Нам, грешным, отставил он трудные заветы: постоянно расти духовно, быть внимательными к своей жизни, терпимыми к окружающим и всегда творить милостыню.
Ксения Александровна АВДЕЕВА