Русский Духовный театр «Глас» имеет широкую известность не только в Москве, но и далеко за её пределами.
Более чем за 20 лет работы уникальный творческий коллектив под неизменным руководством заслуженной артистки РФ, почётного деятеля искусств г. Москвы Татьяны Белевич и заслуженного деятеля искусств РФ Никиты Астахова завоевал не только множество наград, он получил глубокое и искреннее признание у зрителей всех возрастов.
Сегодня в репертуаре театра — русская классика (Ф.М.Достоевский, А.Н.Островский, А.С.Пушкин, С.А.Есенин, И.С.Шмелев, С.А.Нилус, В.М.Шукшин, В.Н.Крупин) и многочисленные авторские постановки. О творческих задачах, проблемах и изменениях, ожидающих “Глас” в новом году, рассказывают руководители театра
- Главная наша головная боль — помещение. После закрытия старого здания на реконструкцию театр оказался без своего дома. Спектакли проходят на арендованных площадках: в «Театре Луны» и Филиале Государственного академического Малого театра. Вопрос о строительстве собственного здания остаётся открытым. Успели только заложить фундамент и частично возвести нижний этаж. И опять пошёл безконечный бюрократический процесс оформления документов, и так — 13 лет! Деньги дают, но почему-то не осваивают, они куда-то исчезают…
В результате, единственный театр в России, открыто заявивший о своей православной направленности ещё в атеистическое время, находится в загоне. Времена давно изменились — а ситуация остаётся прежней. Конечно, мы не сидим сложа руки. Недавно духовник РДТ «Глас» протоиерей Георгий Докукин отслужил молебен на месте строительства — в нём приняли участие все сотрудники театра. Будем надеяться на помощь Божию…
— Какие творческие планы у коллектива театра на 2011 год? Изменится ли ваш репертуар?
— Премьера спектакля «Село Степанчиково и…» по повести Ф.М.Достоевского состоялась в прошлом году, мы собираемся включить её в постоянный репертуар. В новом году, возможно, возьмёмся за Толстого. В остальном репертуар останется прежним. Сейчас у нас идёт работа с молодёжью, пополнившей труппу театра. Ребята, безусловно, талантливые, но они пришли из театральных ВУЗов, а там не преподают дисциплину «Основы православной культуры». Кстати, именно потребность в духовном росте — одна из причин многолетнего успеха РДТ «Глас». Его постановки посещают люди самых разных возрастов и самых разных социальных групп: школьники, студенты, военные, пенсионеры. В какой бы российский город наш театр ни приехал, «разнородность» зрительской аудитории неизменна.
Большое внимание уделяем мы молодёжи. Спектакль «Ванька, не зевай», созданный по мотивам произведений В.М.Шукшина, отражает традиционные «молодёжные» проблемы — нелёгкие отношения в молодой семье, мучительный поиск своего места в мiре, проблема разрыва со своими корнями, отцовскими идеалами и жизненными принципами, которая неизбежно встаёт перед каждым определяющимся в жизни человеком.
«… Не должен современный человек терять слово отцов, песню народа, его самобытность, свою малую родину, ибо потеря этого влечёт забвение своей большой великой Родины», — писал Василий Шукшин.
— В репертуаре театра много спектаклей, рассчитанных на детей. В чём особенность ваших постановок?
— Наши традиционно «детские» спектакли, такие, как «Это Сам Христос-Малютка», «Пасха на вятских увалах», «Сказка о Золотом петушке» — с удовольствием смотрят и взрослые зрители. Сейчас действительно создаётся очень много спектаклей для детей, но существует не слишком правильная тенденция, появившаяся, впрочем, не теперь и не вдруг, она была характерна для детского спектакля всегда: идёт как бы сознательное упрощение действительности, и в этом нет ничего хорошего.
Мы же говорим с детьми серьёзно, но на доступном им языке. Их не меньше нашего волнуют серьёзные вопросы. В таких постановках необходимо присутствие светлого начала, спектакль должен быть не только познавательным, но и воспитывать веру в добро, стремление к Прекрасному. Маленький зритель не может уйти из театра не ободрённым, не укреплённым душевно.
Наши постановки имеют глубокую духовную основу, которая невозможна без обращения к Православию. Но мы не называем это религиозностью, как не называем стихи Есенина или романы Достоевского «религиозной литературой», хотя духовность в них присутствует — и какая! Наша цель — раскрыть эту духовность зрителю.
Спектакль «Это Сам Христос-Малютка» посвящён празднику Рождества Христова. Древние библейские картины представлены через призму детского восприятия, в обрамлении духовной музыки. Бабушка и дедушка рассказывают маленькой внучке сюжеты из Священного Писания, и ребёнок в волшебном сне оказывается в Эдеме, где проживают ещё безгрешные Адам и Ева, а людей встречает Архангел Гавриил. Постановка рассчитана на детей младшего и среднего школьного возрастов, но её с удовольствием смотрят дошкольники и старшеклассники, а также их папы, мамы, бабушки и дедушки, лишённые в своё время православного воспитания.
— В спектакле «Сергей Есенин» поэт не кончает жизнь самоубийством. Его убивают — из зависти и страха перед ним. С чем связано такое неожиданное сценическое решение?
— Это не наше решение. Работая над текстом, мы неоднократно обращались к трудам учёных, разрабатывающих эту тему: к книгам Сергея и Станислава Куняевых, замечательной книге И.Евсина «Судьба и вера Сергея Есенина». Литературоведы считают, что Есенин был убит. И эти же учёные называют Есенина глубоко православным человеком. Не воцерковлённым, а именно православным. Отсюда так много света и душевности в его стихах.
В нашем коллективе трудятся великолепные актёры — заслуженная артистка РФ Тамара Спиричева, заслуженный артист РФ Евгений Галаев, народный артист РФ Павел Шальнов. У нас работают прекрасные художники-постановщики Татьяна Петрова-Латышева и Ольга Головачёва и великолепные композиторы — заслуженный деятель искусств РФ Сергей Жуков, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Довгань, Валерий Сариев.
Мы гордимся нашим зрителем и благодарны ему за душевность и единомыслие, которые мы ощущаем во время каждого спектакля. Без этого было бы невозможно работать.
Беседовала Ольга Сергеевна КОЗЭЛЬ