Ксения Авдеева - Наставница невест Христовых

 

22 ноября 610 года, 1400 лет назад отошла ко Господу преподобная Евстолия

 

История сохранила немного сведений о том, как избрала преподобная  Евстолия  иноческий путь. Но всё, что произошло потом в жизни этой удивительной подвижницы, свидетельствует о том, что монашество было её призванием. С раннего детства без всяких понуждений совершала Евстолия аскетические подвиги, поражая близких своей любовью к постоянной молитве и строгому посту.

Родилась преподобная Евстолия в Риме в VI веке от Рождества Христова на рубеже двух эпох, в очень тяжёлое, мрачное время, в эпоху безславного и невозвратимого падения Рима. Известно, что лёгких времён в истории не бывает. Но прп. Евстолии достался особенно сложный, малоизученный VI век, изобилующий войнами с варварами и безконечными политическими предательствами.

Уже в конце V века цивилизация переходит из Рима в Константинополь. В 476 году германец Одоакр низложил 16-летнего императора Ромула Августула, уничтожил институт Римской империи, а знаки её императорского достоинства отослал в Константинополь. Эта дата считается концом древнего мiра и началом средних веков. С этого момента Западной Римской истории более не существует. На её территории возникают десятки варварских королевств. Тёмные века средневековой истории сменяют прекрасную античность. Известнейший историк раннего средневековья Фердинанд Грегоровиус пишет: «Античный строй Рима начал приходить в полный упадок. Его законы, памятники и даже исторические воспоминания — всё было предано забвению... Хроники того времени немногословны, односложны и такие же смутные, как оно само».

Приятно воспевать завоевания, блистательные успехи науки, военного дела и искусства. А тут колоссальный бросок назад, тотальный упадок во всём. Исчезают великие достижения античности. Власти и даже высшее духовенство — откровенно невежественны. Шедевры древней литературы лежат мёртвым грузом в хранилищах и выходят на свет только в эпоху Возрождения. Научная мысль опускается на пещерный уровень. Эта тенденция охватывает буквально все области жизни. Забыты великие достижения астрономии, упраздняется искусство архитектуры, исчезает даже чеканка монет. Приходят в упадок города, замирает торговля, резко сокращается численность населения (со 120 млн человек в период расцвета Римской империи до 50 млн к началу VI века).

Совсем не удивительно, что благочестивые родители благословили свою любимую дочь Евстолию навсегда переехать из Рима в Константинополь. Хотя и знали, что никогда больше её не увидят.

Константинополь представляет собой в то время диаметральную противоположность пришедшему в полный упадок Вечному городу. Никакой отсталости, апатии, застоя. Многоукладная экономика и многогранная византийская культура в шестом веке нашей эры значительно опережают Западную Европу. Константинополь блистает своей архитектурой (и прежде всего храмовой), наукой, искусством. До X века нашей эры в многонациональном Византийском государстве проживало до 25 млн человек. Но главной и безусловной ценностью Византии было Православие.

Константинополь, в который прибывает Евстолия, был изначально христианским городом. Отважная подвижница сразу отправляется в знаменитый Влахернский храм, построенный императором Львом и посвящённый Пресвятой Богородице. Тут с V века хранятся величайшие святыни православного мiра, перенесённые из Палестины: риза Богородицы, Её головной покров (мафорий) и часть пояса. Эти святыни щедро исцеляют всех притекающих к ним недужных людей. Одна лишь близость Плащаницы творит чудеса. А прикоснуться к этой великой святыне мог только император Византии после троекратного омовения.

Преподобная Евстолия видит, как трепетно почитает народ Божию Матерь, как стремится в православные храмы, и несказанная радость наполняет её чистое сердце. Евстолия остаётся жить при Влахернском храме, пребывая в строжайшем посте и постоянной молитве. Вскоре молва об её удивительной жизни, целиком посвященной Христу, распространяется по всему городу. Но Евстолия ещё не знает, что Господь уготовил ей быть не только монахиней, но и наставницей, и воспитать многих Христовых невест. Однако для создания монастыря нужны большие деньги и сильные помощники. Подвижница не ропщет, а спокойно ждёт воли Божией и своего часа. Именно этих, столь важных для христианина качеств: смирения, умения безропотно ждать, не теряя при этом хорошего настроения, а главное, полного спокойного упования на Бога, катастрофически не хватает современному человеку.

Преподобной Евстолии довелось жить в Византии в правление яркого и сильного человека, императора Маврикия Флавия Тиберия, армянина по национальности. Он постоянно воевал с персами, аварами, славянами и, обладая прекрасным пером, оставил нам интереснейшие записки о нравах язычников-славян, их способах ведения войны и хитроумных уловках. Именно Маврикий провозглашает греческий язык официальным языком империи вместо латыни.

Судьба его удивительна. Покинув в юности родную Каппадо-кию, Маврикий прибыл из скромного городка Арависа в роскошный Константинополь, начал служить простым столичным нотарием и сделал блистательную карьеру. Провозглашённый магистром Востока Маврикий начинает в 577 году ответственную войну против персов, тяжело заболевает, но добивается одной победы за другой.

В следующем году он вновь вторгается в персидские владения и разоряет оба берега Тигра. Третье поражение Маврикий наносит врагу в 581 году. За это император Тиберий II отдаёт ему в жёны свою любимую дочь Констанцию и, умирая летом 582 года, завещает власть над империей.
Историки не жалеют для Маврикия похвал. По свидетельству историка Евагрия, это был муж благородный и предусмотрительный, всегда во всём тщательный и постоянный, в образе жизни и в нравах был твёрд и разборчив, избегал изнеженности и чревоугодия. В тех же традициях император воспитывал и своих детей.

Промысл Божий тесно свёл в Константинополе преподобную Евстолию с семьёй императора Маврикия. Его любимая дочь Сосипатра становится верной подругой и духовной ученицей преподобной Евстолии. Ничто не объединяет и не разделяет людей так сильно, как вера. Любовь к Спасителю сделала их самыми близкими людьми.

Император Маврикий, как и вся его большая семья, были истинными христианами, как принято говорить в наше время, «практикующими верующими». Император постоянно участвовал в Таинствах Церкви, часто ходил с народом крестными ходами. Он разрешает любимой дочери Сосипатре отправиться в Иерусалим поклониться великим святыням, пожить там затворницей у своей родной сестры Дашаны (Дамианы), игуменьи Иерусалимского монастыря. Игуменья Дамиана отмечает в своей племяннице скромность, смирение, любовь к нищим и необыкновенную щедрость.

Прожив целый год в Иерусалимском монастыре, блаженная Сосипатра возвращается в родной Константинополь и там, во Влахернском храме, наконец-то встречает подвижницу Евстолию: с этого момента они всегда будут вместе. Император Маврикий приветствовал преподобную Евстолию как духовную мать своей любимой дочери. Не стал возражать и против того, что Сосипатра приняла иноческий чин.

Благочестивый Маврикий оказал и содействие в создании женского монастыря. Отдал под него прекрасный участок земли, не жалел средств для украшения обители. Новый монастырь внешне был больше похож на сказочный дворец, чем на скромное пристанище православных подвижниц. Но ничего нет чрезмерного в доме, где чтут и прославляют Христа. Вскоре в тихую обитель к преподобной Евстолии пришли десятки благочестивых невинных девиц.

Никто не мог предположить, какую страшную трагедию предстоит вскоре пережить преподобным Евстолии и Сосипатре. В 599 году огромное аварское войско вплотную подошло к Константинополю и бьшо остановлено только внезапно начавшейся среди варваров эпидемией. В один день у кагана-предводителя аваров умерли сразу семь его сыновей. Сенат уговорил кагана заключить мир, начал переговоры о выкупе пленных византийцев, которых бьшо почти 12 тысяч! Авары просили по одному золотому за каждого пленника.

Неожиданно мудрый дипломат Маврикий отказался. Каган согласился на половину, а затем и четверть суммы, но и тогда император ответил отказом. Считал ли он трусами попавших в плен солдат, пожалел ли золото казны или посчитал ниже своей чести вступать в торг с язычниками? История не даёт нам ответа. Известно, что это решение императора стало роковым для всей его семьи. Армия взбунтовалась. Маврикия публично называли предателем.

Мятежники выбрали главнокомандующим сотника Фоку. В столице началось восстание. В глухую полночь, переодевшись в бедную одежду, разбитый подагрой император Маврикий на лёгком корабле отплыл из города с женою и детьми. Их остановила сильнейшая буря, и император был задержан в Халкидоне.
 
Самозванец Фока, поддерживаемый чернью, вступил в Константинополь, провозгласил себя императором и приказал казнить Маврикия вместе со всеми сыновьями. Императорскую семью вывели на мол в Халкидоне и на глазах у Маврикия отрубили головы пятерым его сыновьям. Император сохранял поразительное самообладание, полностью предав себя Божией воле. Няня спрятала младшего императорского сына, а на его место положила собственного младенца. Но благородный Маврикий отказался принять её жертву, объявив, что несправедливо спасением младенца оскорбить святость смерти других детей и нарушить волю Божию. Тут же был обезглавлен и он сам. Трупы убитых были сброшены в море, а головы выставлены на Трибунальной площади.

Блаженная Сосипатра страдала из-за ужасной участи родных. Она была преданной дочерью, и даже имя её в переводе означает «любящая отца». Вместе с преподобной Евстолией избывала она скорбь в непрестанной молитве. А лучшего лекарства при самых тяжких потерях, чем молитва, нет. В 610 году преподобная Евстолия закончила мирно земную жизнь, оставив своей преемницей в монастыре царевну Сосипатру. Та отошла ко Господу спустя 15 лет после своей духовной матери. Православная церковь поминает их вместе, ведь неразрывны были преподобные Евстолия и Сосипатра в трудах и молитвах, в горе и радости.

Ксения Александровна АВДЕЕВА