Ожидания многих экспертов, побывавших на Шанхайской выставке, не совпали с увиденным. Логика подсказывала, что, в соответствии с темой «ЭКСПО», должны быть представлены новейшие научно-технические изобретения, образцы техники, технологии, инновации, улучшающие жизнь человека в городе и в мiре.
Однако продемонстрировано было совсем другое — необычные архитектурные формы, игровые и анимационные фильмы, скульптуры, музыкальные композиции — одним словом всё то, что называется «художественный образ». В этом нет ухода от темы или скудости технической мысли.
Шанхайская выставка со всей очевидностью показала всему мiру — индустриальная эпоха, опирающаяся на промышленные технологии, закончилась. Теперь в постиндустриальном мiре главным конкурентным преимуществом и главной движущей силой станут образы: взаимоотношений между цивилизациями, в обществе, в государстве, образы будущего.
Почему образы, а не философские или научные трактаты? Да потому, что образ минует, пусть и пытливый, но всё же рациональный ум, напрямую вызывает чувства в душе, побуждает отклик в сердце, а сердцу не надо ничего объяснять и доказывать. Человек сразу чувствует, нравится ему «нечто» или не нравится. Именно образами атакует нас реклама, выстраиваются всемiрные брэнды, накачивается гудвилл, и держится такой безценный человеческий актив, как репутация.
Конечно, постиндустриальный мiр вовсе не отменяет промышленное производство, так же, как буржуазные революции не отменили господствовавшее до них сельское хозяйство. Но двигатель развития человечества становится иным. Кстати, финансовые технологии являются переходными от материальных технологий к виртуальным образам, ведь надёжность валюты или ценность бриллианта основываются во многом на специально сформированных ожиданиях, представлениях, т. е. тех же образах. Разрушь образ, и незыблемая пирамида окажется карточным домиком. Поэтому власть окажется у тех, кто сумеет лучше формировать, поддерживать и продвигать образ будущего. Нынешняя «ЭКСПО» наглядно зафиксировала не просто конкуренцию, а настоящую схватку образов — передовую линию «войны смыслов». Победители в «войне смыслов», так же, как в Ялте 1945 года, договорятся о геополитических параметрах нового мiра, и новый Бретгон-Вудс уже вовсе не призрак.
Чтобы лучше понять, какой образ представила Россия на «ЭКСПО» в Шанхае, надо соотнестись с тем, что продемонстрировано было другими странами.
Безусловным лидером был, на мой взгляд, Китай. Павильон в форме перевёрнутой пирамиды построен, как грандиозный храм, держащий небо. Надо заметить, что у китайцев нет Бога, а есть Небо. Мощь и величие гигантского сооружения впечатляет. Внутри него раскрыто много тем, но центральной является гимн труду в эпическом кинофильме. Героизация и воспевание трудового порыва и трудового подвига сродни той, что была в нашей стране в 30-е годы, годы первых пятилеток прошлого века. Фактически Китай продемонстрировал своему народу и всему мiру очередной после Пекинской олимпиады триумф. И напомнил: время американского доминирования закончилось, центр мировой политики неуклонно смещается с Запада на Восток.
Фантастически удивил и павильон Саудовской Аравии — словно космическая летающая тарелка приземлилась в парке. Посетители, отстояв многочасовую очередь, совершают в нём символичное восхождение по спирали от земли к небу. Внизу фонтанчик, а сверху исламский орнамент так же, как и буддийская мандала, символизирует мiроздание. А на небе-крыше райский оазис. Внутри на сферические стены, пол и потолок демонстрируется фильм, изображение как бы окружает человека со всех сторон. И ты под музыку летишь то над пустыней, то над городом, то взмываешь в небо, где рядом с тобой птицы. Или погружаешься в море, где вокруг экзотические рыбки. И ощущаешь, насколько же велик наш мiр, он совсем не ограничивается стенами домов и улицами городов...
США не мудрствовали лукаво: круглый павильон в виде нефтеналивного танкера. Экспонатов нет, демонстрируется три фильма. Просто, лаконично, но только на первый взгляд. Отмечу следующее. Первый фильм, где американцы пытаются произносить приветствия по-китайски, призван снять психологический барьер между разными культурами. Второй фильм, где наряду с Бараком Обамой и Хилари Клинтон показано много детей, в том числе маленьких китайцев, демонстрируется на трёх больших экранах. Причём разные кадры с разными персонажами хаотично перескакивают с одного экрана на другой. Задача этого фильма — фрагменти-ровать сознание, вложить в подсознание скрытые смыслы. Третий фильм несёт в себе сильнейший концептуальный заряд, рассчитанный именно на китайского зрителя. Девочка, несмотря на скепсис соседей, пытается благоустроить унылый двор между бетонными стенами домов. Раз за разом высаживает она красный цветок, но его ломают. На третий раз, когда ребёнок в отчаянии, к ней присоединяется пожилая китаянка и сажает жёлтый цветок. Затем подключается ещё один сосед, с семитскими чертами лица, и сажает синий цветок Все три цвета точно соответствуют архетипическим цветам в сознании китайцев, достаточно посмотреть на их государственный флаг и оформление телевизионных передач. И вот уже весь разноликий двор вовлечён в обустройство садика по рисунку девочки, а сад в китайской традиции значит многое. Последним подключается накачанный англосакс, без него невозможно сдвинуть бетонную глыбу. И даже после ливня, который смывает все труды, соседи, вовлечённые в общее дело, вновь высаживают цветы и деревья. Садик расцвёл, вслед расцветают другие дворики, а затем и весь город. Хэппи-энд.
Над фильмом как над моделью будущего старались очень «посвящённые зодчие». Какой смысл скрывается за этим видимым образом, это уже другой вопрос, ведь ещё Сунь-Цзы учил, как создавать у противника ложное представление. Часть элиты СССР в своё время «купилась» на образ западной либеральной демократии — что из этого получилось, хорошо известно.
Из европейских стран стоит отметить Великобританию. Её павильон издали напоминает человеческую голову с «ёжиком» волос. Вместо волос подсвеченные изнутри трубки из оргстекла. В самом павильоне пусто, те же трубки входят внутрь, в каждой из них семена, зёрна различных растений. Семя — это начало начал в живой природе. Видимо, англичане хотели показать, что и они начало всех начал на планете, её генофонд, или же являются сакральными хранителями генофонда. Опять вроде бы всё просто, но оригинально и с большой амбицией.
На этом фоне архитектура российского павильона выглядит вполне достойно, особенно вечером, с красно-золотой подсветкой орнамента 12-ти белых башен изнури. Но внутри лилово-фиолетово-розовые оттенки, гигантские цветы, причудливое птичье щебетание, вызывают ассоциации с картиной «Аватар», а не с русской природой. Концептуально экспозиция не дотягивает до вышеперечисленных павильонов.
Заниматься модернизацией, инновацией, нанотехнологиями, безусловно, необходимо. Но Россия, претендующая на достойное место в новой мiровой финансовой системе, в международном разделении труда, и конечно, на достойное место в глобальной политике, просто обязана предъявить мiру образ привлекательного, гармоничного, по-русски доброго будущего для всех стран и народов на планете Земля. Именно этого давно ждут от нас на востоке: в Индии, Китае, Иране. Да и образ самой России должен соответствовать образу прекрасной мечты о будущем человечества.
Этот образ мы должны сначала реализовать у себя, а потом продемонстрировать всему мiру. Прорыв в будущее можно осуществить только с помощью новых технологий. И такие разработки у нас уже есть!
Валерий Феликсович МУНИРОВ