Ксения Оленева - Вечная память

 

6 ноября — Димитриевская родительская суббота

 

Среди шеста родительских суббот,  определённых Православной Церковью для благоговейного поминовения усопших: братьев по вере, защитников Отечества и прежде всего родителей, на особом месте стоит Димитриевская, установленная в XIV веке благоверным  князем  Дмитрием Донским.

Суббота названа в Священном Писании днём особым. В Ветхом Завете это день покоя, в Новом — день прощения, поминовения. Раздумий над непостижимой тайной смерти и великой тайной жизни. Это день скорби, в которой уже проступают лучи света и надежды. Именно в Великую Субботу, накануне своего Воскресения, Господь Иисус Христос мёртвым пребывал во гробе.

В западном христианском мiре нет такого понятия — «родительская суббота», так же, как нет такого, как в православной России, тёплого, трепетного отношения к усопшим предкам и духовным наставникам. Недаром гласит пословица: «Живы родители — почитай, умерли — поминай». Нет на прагматичном холодном Западе и традиции заказывать панихиды, подавать за усопших записки и милостыню больным и бедным. Не найдём мы в костёлах и кирхах ни канунов, ни поминальных столиков со скромной жертвой для храма. Всё это присуще только православному мiру.

Смерти для христиан не существует. А посему наши усопшие близкие всегда с нами, можно поговорить с ними, доверить самое сокровенное, попросить совета. Это непрерываемая духовная связь. Часто усопшие христиане помогают тем, кто пребывает в земной жизни.

Димитриевская родительская суббота неразрывно связана с одним из важнейших для России событий, изменившим не только политическую ситуацию в стране, но и мiровоззрение русских людей, познавших радость победы, почувствовавших себя способными защитить Отечество. Это великая Куликовская битва, начавшаяся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году и закончившаяся грандиозной победой русского войска.

Русские люди всегда умели достойно принять любое испытание, прямо смотреть в глаза любому несчастью. И близких своих на поле Куликово провожали они без надежды, что встретятся вновь. Но за избавление от постыдного ига, за торжество национальной идеи и веру православную можно, не задумываясь, отдать жизнь.

Множество людей провожали русское войско из Москвы от Кулишек, где после победы воздвигли храм Всех Святых. Отдав своим мужьям по древнему русскому обычаю «конечное целование», княгини, боярыни, жёны ратников, затворились в своих домах, чтобы вымаливать своих любимых у Бога. Все жители Москвы пребывали в посте и молитве.

Дорогой ценой досталась эта судьбоносная победа. Историки считают, что на Куликовом поле осталась треть всех участвовавших в сражении русских, почти 40 тысяч воинов. Погибли десятки русских князей, было убито около 500 бояр. А Мамаева рать почти вся была истреблена.

«Кони по колени в крови бродили, и реки три дня кровью текли», — рассказывает летописный свод XVI века. Впервые Святая Русь нанесла такой грандиозный удар по своим поработителям. И удивительный факт: просветлённые лица погибших русских воинов были обращены ввысь, к небесам, к Богу, а безбожники-ордынцы лежали лицами к земле.

Целых восемь дней погребали и оплакивали русские воины своих погибших братьев. Вернувшись в Москву, приказал князь Дмитрий служить панихиды в храмах, монастырях по всем усопшим воинам, «знанным и незнанным». А сам немедля отправился в Троицкий монастырь к Преподобному Сергию, ведь именно отсюда начинался путь к победе. Здесь получил князь Дмитрий благословение Сергия Радонежского смело идти против татар, непрестанно призывая Бога.

Именно Преподобный Сергий предрёк ему победу и дал двух воинов из своего иноческого полка, Пересвета и Ослябю. Перед битвой они были пострижены в великую схиму с именами Александр и Андрей. Воины-схимники внесли в русское войско высокий дух свободы, полной преданности воле Божией и абсолютного безстрашия перед лицом земной смерти. Гибель схимника Александра была знамением, жертвой Богу, предвестием великой победы.

...Теперь сам преподобный Сергий отслужил в своём монастыре заупокойные Литургии и панихиды по убиенным на Куликовом поле русским воинам. Это первое поминовение состоялось в субботу, перед днём небесного покровителя князя Дмитрия, а наречён он был в честь великомученика Димитрия Солунского (память святого 8 ноября).

Накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской специально с большими почестями перенёс из Дмитриевского собора города Владимира в Успенский собор Москвы чудотворную икону Димитрия Солунского, написанную на доске от гроба святого и в 1197 году привезённую из Солуни. Сейчас эта икона находится в Третьяковской галерее.

Благоверный князь Дмитрий Донской заповедал служить ежегодно великую панихиду по всем, кто погиб за Отечество и веру православную не только в Троицком монастыре, но и во всех московских соборах, и по всей Руси. И творить это поминовение до тех пор, пока стоит Русская земля. В память о великой победе русского оружия супруга его Евдокия (в будущем святая Евфросиния Московская) построила в Кремле храм Рождества Пресвятой Богородицы, верной Заступницы за православную Русь. Росписи в нём выполнили Феофан Грек и Симеон Чёрный.

Святой великомученик Димитрий Солунский издревле почитался на Руси. Существовало и предание о его славянском происхождении. Уже в XI веке в Киеве был основан Димитриевский монастырь, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий. Во Владимирском Успенском соборе на столпе находится фреска с изображением святого, выполненная великим Андреем Рублевым. В 1280 году благоверный князь Даниил Московский построил в столице храм во имя великомученика Димитрия, первый каменный храм древнего Московского Кремля. Но главной памятью о святом воине Христовом была и остаётся Димитриевская родительская суббота, во время которой происходит ныне поминовение не только погибших воинов, но и всех христиан, от века почивших.

Вечная вам память, дорогие братья и сестры!

Ксения Александровна ОЛЕНЕВА