Сергей Марнов - Гиблое место

Село Гиблицы в 30-ти километрах от Касимова Рязанской губернии, до революции было богатым — до сих пор сохранились здесь добротные дома из красного кирпича, с почти метровой толщины стенами.

 Ничего особенного, что давало бы жителям какой-то необычайный достаток, в селе не было, — просто хорошие люди много трудились, жили с Богом, и всё.

Впрочем, одна особенность в селе была — древний род , с незапамятных времен владевших этими местами. Добрые были господа, и добрую память о себе оставили. Стою как-то на Литургии в местном храме, батюшка читает заупокойные записки, и вдруг, в перечне чьих-то родных, поминает — «боярина Владимира»... Стал выяснять — неужели родственники Бутурлиных сохранились? Оказывается — нет, просто верующая семья, по традиции, поминает своего давнего благодетеля. Вот оно — безсмертие! В XXI веке кто-то упорно кладёт цветы на могилку одного из Бутурлиных; кто — выяснить не удалось, но цветы лежат почти всегда.

В селе рассказывают таинственную и страшную историю, свидетелями завершения которой были многие. Гробницу Бутурлиных вскрыли, видимо, в поисках сокровищ. Нашли — не нашли чего, неизвестно, только останки последнего графа оказались осквернёнными. На следующую ночь загорелась школа — бывший графский дом. Тушить пожар сбежалось всё село, но старинное здание, обгорев до кирпичного остова, стало разрушаться. Упала часть стены, стала видна противоположная, покрытая толстым слоем штукатурки... Внезапно штукатурка рухнула, открыв изумлённым жителям Гиблиц портрет последнего графа Бутурлина на коне, с упрёком смотревшего на потомков своих крестьян! Фреску все видели около минуты — затем она исчезла в пламени...
 
После революции сельчан терзали продотряды большевиков — у них было что брать. Замучили до полного озверения, и однажды продотряд не вернулся в Касимов, безследно исчез в районе Гиблиц. Познав характер советской власти, крестьяне ожидали скорого возмездия. Запасались оружием (чего-чего, а этого добра в те годы хватало!), поставили сторожевую башню, и — всё-таки «проморгали» карателей. Мужское население было почти полностью истреблено, священник — расстрелян. Начался долгий советский период в истории села...

В храме Николая Чудотворца устроили то ли склад, то ли мастерскую; спасибо, хоть не клуб. Удивительно, с какой ненавистью уродовали бывшие христиане лики святых по характеру повреждений видно, что это делалось умышленно, старательно. Только работать до революции умели лучше, чем в колхозе «Буревестник», поэтому храм, пусть и чудовищно изуродованный, сохранился; сохранились и старинные фрески, в насмешку над немощными дерзостями демонов.

Когда грянула перестройка, колхоз тихо умер, а храм передали Церкви. Но... после коротких мучений, священники уезжали из гиблого места. Люди разучились верить, и даже по большим праздникам на Богослужения приходила лишь малая горстка самых стойких. Зато клуб, где регулярно проводятся дискотеки для всего района, исправно оглашается по ночам дикими пьяными воплями, многоэтажным матом, извергаемым нежными девичьими голосами. Очень показательно, что дискотеки проводятся по средам и пятницам — в дни поста, а уж накануне церковных праздников их и дискотеками-то с трудом можно называть: оргии, да и только.

Ещё в селе есть колдуны, передающие по наследству «фамильного беса» и не очень это скрывающие; есть очень странные старушки, убегающие при виде крестного хода, а недавно по соседству обосновалась какая-то очень богатая секта. И, конечно, в селе поголовное пьянство. Это страшнее колдунов, страшнее сектантов. Трудолюбивые и трезвые люди — а они остались — не находят себе применения. Как-то исхитряются жить сбором металлолома, случайными заработками, устраиваются на каторжную работу к проходимцам, отказывающимся платить даже заранее оговорённое... Печать безнадёжности и уныния лежит на некогда цветущем селе. Один местный житель на вопрос, как жизнь в Гиблицах? — угрюмо бросил: «По названию!» Детский сад давно закрыт, ходят слухи о скором закрытии школы...

Малая группка верующих не оставляет свой храм. Часто не бывало постоянного священника, иногда появлялся батюшка, которому для его души полезней было бы идти в сантехники, — но стойкий, непотопляемый приход выдержал всё. Матушка Надежда, одна из старейших прихожанок, говорила так «Нам бы молоденького батюшку, из местных, касимовских... чтобы сбежать не мечтал, чтобы жил здесь, чтобы хоть на праздники без Причащения не оставаться...»

Молитвы «малого стада» были услышаны. Сейчас в Гиблицах постоянный священник, о. Симеон. Молоденький, из местных — как просили. Обживается всерьёз и надолго, жена и новорождённый сыночек при нём, скромное хозяйство завёл, как бы показывая скептикам: «Я отсюда не уйду — не дождётесь!» И затеплилась свечка молитвы в несчастном селе! Богослужения постоянны, прихожане больше не боятся оказаться перед закрытыми дверьми храма; колокольный звон, о котором раньше в шутку говорили: «Тётя Надя кастрюльками гремит», становится всё уверенней...

Всё начинается с Литургии! Попав на Литургию зимой, я не поверил своим глазам — храм был полон! Не дачниками — местными жителями! Это воспринималось как настоящее чудо, да, собственно, им и было. Жарко топилась огромная «буржуйка», правда, тепло сохранялось только рядом с ней; из-под облачения о. Симеона выглядывали гигантские валенки, наши ноги в ботиночках отчаянно стыли — но с нами был Господь! Благодать щедро разливалась по храму...

В прошедшее чудовищно жаркое лето в селе был настоящий крестный ход с молебнами о дожде и защите от пожаров. Люди шли более двух километров, рискуя получить тепловой удар, но никто не жаловался, лишь иногда слышались просьбы: «Покропи, батюшка! Жарко...» Сельчане уходили с пути, прятались, и всё-таки крестный ход завершили большим числом участников, чем начинали! Стронулось что-то — некоторые молодые родители регулярно причащают детей, сами иногда приходят на службу... Нет, обольщаться не стоит, это всего лишь начало, но... затеплилась свечка!

Одно плохо: старый храм начал стремительно рассыпаться. Крыша, потолки, стены — всё в ужасающем состоя-ки; очевидно, что своими силами справиться невозможно.

Сергей Дмитриевич МАРНОВ

Помогите, православные!

Помните, судьба нашей Родинв решается не в Москве, а в таких вот «гиблых» местах... Перестанут они быть гиблыми - выздоровеет страна! Помогите, кто, сколько может, не дайте погаснуть едва затеплившейся свечке!

Местная религиозная организация Православный приход Никольской церкви села Гиблицы Касимовского района Рязанской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), настоятель иерей Симеон Малофеев.
 ИНН 6204002053, КПП 620401001, Прио-Внешторгбанк (ОАО) ДО «Касимовское отделение» г. Касимов. р/с 40703810500030000150,
Реквизиты Прио-Внешторгбанк (ОАО): ОГРН 1026200000111, БИК 046126708, ИНН 6227001779, КПП 622701001, к/с №30101810500000000708.