22 ноября - - празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница»
Икона Божией Матери «Скоропослушница», названная так Ею Самой, свидетельствует о том, как скоро Она слышит нас во всех наших болезнях и скорбях. Чудо, явленное через этот образ, произошло в XVI веке на Афоне. Монастырский трапезарь Нил, исполняя своё послушание, ежедневно проходил мимо этой иконы с лучиной и коптил её, не задумываясь о том, что делает. Это продолжалось до тех пор, пока Божия Матерь, желая, чтобы он заметил, наконец, святыню, не наказала его слепотою. Это и для нас урок, чтобы мы увидели, как нужно относиться к нашим святыням. Она исцелила его, после того как он покаялся и научился благоговению — начал видеть самое главное, от чего зависит скорое услышание Божией Матерью всех наших молитв.
Божия Матерь всегда слышит наши молитвы, потому что ни у кого на свете нет такого чуткого сердца, как у Неё. Она «слагала в сердце Своём» тайны Божий — то, что открывал Ей Архангел Гавриил, — всё, что Она слышала прежде и после рождения Своего Божественного Сына. И у Креста Христова, когда Он претерпевал страдания за грехи всех людей, когда совершалось новое рождение человека, Она стала духовной Матерью каждого из нас. Всех Богородица слышит, как мать слышит всех своих детей, но особенно болит у Неё сердце о тех, кто никак не хочет исправиться.
Хотя Божия Матерь всегда слышит наши молитвы и готова немедленно прийти к нам на помощь, от нас требуется обращаться к Ней не одними устами, — и молитва наша в первую очередь должна быть о самом главном, о едином на потребу. Вы помните, как пришли к Спасителю и просили, чтобы Он помог разрешить спор о наследстве. Но эти люди «ошиблись дверью» — не к тому обратились, потому что Христос пришёл не для того, чтобы заниматься устроением подобного рода дел. И с нами такое бывает часто: многие приходят в храм, только когда у них возникают житейские затруднения. Господь говорит, что жизнь человеческая не зависит от земных приобретений. И когда человек все свои дарования и труды посвящает исключительно земному, он наказывается слепотою: он не видит, для чего Господь даровал ему жизнь.
Господь знает, в чём мы имеем нужду. И Своей заботой Сам даёт нам всё нужное, если мы ищем прежде всего единое на потребу. Посмотрите, говорит Он нам, как всё в природе устроено. Цветы не трудятся, не прядут, но Господь облекает их в одежду, какой не было у самых славных царей. В самом деле, разве может кто-нибудь из людей соткать такую красоту? Бог заботится и о птицах, которые не сеют, не собирают в житницы, а только непрестанно поют, вознося молитвы и хвалы Богу, как велит псалом: «Всякое дыхание да хвалит Господа».
Мы должны не земное искать и не о нём просить как о скорой, немедленной помощи в нашей жизни. Мы должны искать прежде всего, говорит Господь, Царства Божия и правды Его. В несомненной уверенности, что всё остальное любовью Божией, непостижимой мудростью и крепостью Его приложится нам — в той мере и в той степени, в какой это необходимо для того, чтобы мы не потеряли самого главного. Значит, если мы хотим быть услышанными в наших земных бедах и нуждах, нам надо помнить, чем измеряется наша жизнь, что самое драгоценное в ней.
Мы должны в нашем искании правды Божией приложить такой серьёзный труд в борьбе за чистоту своего ума и сердца, доходя до предела сил, чтобы понять, что задача перед нами слишком серьёзная, и что просто так этого не достигнешь. Это всё равно что самому одолеть смерть.
Жизнь отравлена смертью и грехом, а грех — это крепость смерти. Смерть не пересилишь, тем более то, что является крепостью смерти, — грех. Только дойдя до последнего предела в противостоянии греху, почти до отчаяния, и увидев, что нет никакой надежды на избавление, можно так обратиться к Божией Матери, так прикоснуться ко Христу, как это сделала евангельская кровоточивая женщина.
Как молния было её прикосновение, как молния был Божий ответ — мгновенный, немедленный, скорый, потому что это было моление всего человеческого естества, и о самом насущном. Да, об исцелении тела, о земном — но с ясным пониманием, что только приобретая главное, можно приобрести и всё остальное.
Будем молить Божию Матерь, чтобы нам дано было видеть самое главное — то, что мы должны искать прежде всего, и о чем умолять Господа Её заступничеством. Будем учиться и тому, чтобы самим нам быть скорыми в реакции и на зло, и на добро, отличать одно от другого, и сразу отвергать малейшее приражение греховное. Как говорят святые отцы, от одного нечистого помысла, как от искры, может возникнуть пожар и погубить всё собранное годами многих трудов.
Как искру, попавшую на одежду, человек инстинктивно немедленно стряхивает с себя, так должны мы стряхивать с себя, даже в помыслах, всякую нечистоту. Потому что, если случится беда, то как бы всё, что мы строили в течение целой жизни, не оказалось пустым пепелищем.
Так быстро мы должны реагировать на всякое зло. И на всякое добро, не откладывая намерение совершить его. Если нам нужно помириться с кем-нибудь, — не думать, что ещё успеется, будет время. Если мы решили пойти на исповедь, особенно если грех глубоко ранил наше сердце, нужно сразу, не медля, приходить в храм и каяться в этом грехе. Если мы видим нужду другого человека, знаем, например, что он тяжко болен, и думаем: «Успею ещё навестить его», — как бы не оказалось, что мы пришли слишком поздно. Мы не должны лукаво уговаривать себя, что этот человек, наверное, не нуждается в нашей помощи, или не стоит он того. Когда чья-то беда касается вдруг самого нашего сердца, и в нём вспыхивает свет настоящего добра, мы должны немедленно, не откладывая, поступать именно так, как Господь велит поступить в этот момент.
Святые отцы говорят, что когда ты молишься и твоего сердца касается жизнь вечная, это значит Ангел-Хранитель молится вместе с тобой. Остановись и запомни, о чём ты молился, что происходило с тобою в этот момент: может быть, Господь открывает тебе что-то особенное о твоей жизни, о твоих отношениях с другими людьми. Словно некий луч вдруг загорается, и вся твоя жизнь открывается тебе совершенно в новом свете. Ангелы потому называются ангелами, что они быстры на служение. Они изображаются с крыльями. Почему? Это вещественный символ безплотных умов, чтобы мы видели, что их полёт мгновенный — туда, где требуется служение Богу и человеку. А подвижники почему называются подвижниками? Потому что они не медлят, движутся сразу туда, куда нужно, отзываясь на слово Господне, на призыв Божией благодати.
Будем молиться нашей Скоропослушнице о том, чтобы нам научиться быть внимательными ко всему, что дается нам в нашей земной жизни, чтобы не упустить самое главное. Святые отцы дают хороший ответ на вопрос, какое время является самым главным для нас, какое дело самым значительным и какой человек самым важным: тот человек, с которым ты сейчас говоришь, то дело, которое ты сейчас делаешь: то время, которое тебе сейчас дано, потому что другого времени может не быть. Но даже если оно и будет, то будет другим. В этом тайна постоянного и скорого послушания. Время, которое будет потом, ещё не наступило, а время, которое прошло, — его уже нет. Есть всегда только сейчас.
Потому и говорят, что время — деньги вечности. Не для того оно дается, чтобы приобретать сокровища земные — то, от чего приходит слепота, как это случилось с человеком, который, даже будучи монахом, заботился прежде всего о земном, забывая о главном. Но чтобы приобретать на него вечность, безконечную радость пребывания вместе с Господом, Который был послушен до смерти и смерти Крестной, чтобы научить нас Своему послушанию. Вместе с Божией Материю, Которая хочет, чтобы душа каждого христианина, когда призывает её Господь, повторяла со страхом и трепетом эти святые слова: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему».
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ