Надежда Ильичёва - Ещё раз про любовь

 

 C 28  ноября по 6 января - Рождественский (Филиппов) пост

 

В Рождественский пост мы готовимся к встрече со Христом, пришедшим на Землю во плоти, чтобы весь мiр увидел, как Он страдает за наши грехи. И ныне мы грешим, а Он страдает, и меру Его страданий, любви к нам душе даже святого человека постичь невозможно.

К чему нам стремиться, чтобы быть готовыми к столь важному событию? Понятно, что к любви, но с чего начать, ведь даже святые не сразу её имели, а уж мы-то...

А мы обратим внимание на то, что предстоящий нам пост не случайно с древних времён назван Православной Церковью не только Рождественским, но и Филипповым. Конечно, не потому, что начинается он после дня памяти ап. Филиппа, в этот день память многих великих святых, - и вообще в мiре, а тем более в Церкви, ничего случайного нет, - а потому, что в меру добродетелей этого апостола должны мы стремиться, проходя поприще Рождественского поста.

Вспомним, что другие апостолы как бы случайно - у моря, на дороге - встретили Христа, апостолы Иоанн и Андрей пришли к Нему, а об ап. Филиппе сказано, что Господь Сам нашёл его. Так и видишь, как Он вдруг всех оставил и пошёл искать Филиппа. Почему? А потому, что тот уже в отчаянии сидел и ждал Его, звал всем своим существом. Увидев, сразу узнал. Ему не нужны были знамения, объяснения. Вообще никаких слов говорить ему не надо было. Сразу узнал, встал и пошёл за Ним. До самой смерти шёл. Как будто позади, ранее - никакой жизни вообще не было.

Да так оно и есть - какая у нас может быть жизнь до встречи с Христом? Так, фата-моргана виртуальная. Все это, впрочем, знают из своего опыта. И всех нас Христос Сам нашёл. А кого ещё не нашёл, тот, стало быть, сам этого не хочет - горд очень. Господи, как таких живущих во мраке людей жалко! А они всё чем-то гордятся, часто ещё и обворовывают наивных в земном измерении и потому - людей, каждую копеечку считают, «энергию» свою даже от родной матери берегут. Да зачем тебе всё это в жизни вечной? Не энергию ты бережёшь - её Бог даёт, каждому сколько изволит, - а от любви человека, или горя - его ты тоже обязан с каждым разделить, как Христос, как апостол Филипп.

За что полюбил его Христос? За добросердечие, чистую, желающую добра ближнему душу. Ведь она сразу раскрывается в наших словах, незначительных на первый взгляд поступках. Мы видим, как апостол Филипп тут же, как только Господь нашёл его, побежал к другу своему Нафанаилу (ап. Варфоломею) поделиться своей радостью, захотел привести его ко Христу. Немногие в те времена, а тем более в наши, способны на это. Думают: а вдруг у меня радости «убудет»?

Конечно, нам заповедано «не метать бисера перед свиньями», но если знаешь, что будешь услышан, знаешь, что твой друг тоже жаждет Истины и страдает, - скажи! Без сектантской навязчивости, а просто, как ап. Филипп: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки». И если твой друг ещё сомневается, добавь: «Пойди и посмотри». Вот так и нам, если хотим привести ищущего Истину друга в храм, не надо много говорить, а просто: «Пойди и посмотри». И там он сам всё увидит и постепенно поймёт. Конечно, апостолы - не нам чета. У них Сам Христос был Учитель, а мы у них многому можем научиться.

Здесь мы видим два разных характера человека. Апостол Филипп - человек простой, с открытой душой. Нафанаил - мудрствующий философ, «себе на уме», как говорится. Но Христос и его принимает, через ап. Филиппа к Себе приводит. Значит, спастись могут и простые, и мудрствующие, только у них к Богу путь более сложный. Как у волхвов.

Апостол Филипп увидел Господа и сразу узнал Его, сердцем всё понял. А Нафанаилу нужны были конкретные доказательства. И Христос идёт ему навстречу, говорит: «Я видел тебя под смоковницей». И Нафанаилу этого достаточно. Он, искренне искавший Бога, восклицает: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!».

Из жизненного опыта мы знаем, что мудрствующие духовно слабее простых людей. Наши мысли лукавому неподвластны, но, как опытный психолог, он видит, что человек задумался, начал сомневаться, а значит, его легче запутать, сбить с толку. Пусть мечется, не зная, куда ему идти. Или гордится тем, что очень умный. Потому лучше нам постараться быть такими, как апостол Филипп. Обратите внимание на лица монахов -среди них немало очень умных людей, но лица у них простые. А кто у нас в храмах на службах стоит? Тоже простые люди. Вот и мы постараемся встретить Христа с простыми лицами, открытыми сердцами, как апостол Филипп.

Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА