Ириа Жежерун - Страна души

Год назад уезжала из Абхазии немного опечаленная: опять не удалось попасть в Каманы — святое место, связанное с именами святителя Иоанна Златоуста, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и мученика Василиска. Прошёл год, и мы снова возвращаемся в Абхазию, ставшую уже родной «Страну души». Чем одарит она нас в этом году?

Приехали, бросили вещи, пошли к морю. На каждом шагу предлагают экскурсии, иногда навязчиво. Стараемся проскочить мимо зазывал. Вдруг один из них, с каким-то удивлением, переспрашивает: «Вы что же, не хотите в Каманы?». Вот и определилось главное в моей поездке. Только на деле всё было не так просто. Самим попасть туда без машины и провожатых практически невозможно — это довольно далеко в горах, мост через реку взорван, местность ещё до конца не разминирована, а с нами шестилетний ребёнок. Неужели всё-таки придётся довольствоваться экскурсией? Не хотелось бы. Время шло, а мы всё медлили. Оставалась последняя неделя...

В воскресенье мы в храме Покрова Божией Матери. Служит молодой священник, приехавший из Оренбурга в паломничество по святым местам. Узнаём, что в понедельник он едет в Каманы, приглашает желающих присоединиться. Господи, милости Твои безмерны!

Рано утром идём к месту встречи, к нам подходит пожилой мужчина: «Сестра, вы в Каманы? Садитесь в машину». Только сели, подошли остальные, удивительно, но всем хватило места. С какой дивной простотой Господь управляет всё!

Знакомая дорога до Нового Афона сменяется горным серпантином, на каждом витке которого мы видим появившуюся над морем радугу. После Сухуми—в горы, до взорванного моста. Настроились искать брод, но наш водитель позвонил, и, в скором времени, три стареньких «уазика», забрав нас, перебрались через реку и поползли в гору. Паломничество не должно быть комфортным, и поездка в горы на «уазиках» вполне соответствует этому условию. А ещё, эти старенькие машины неожиданно подарили нам волнующее чувство гордости за свою страну — куда каким-нибудь «хаммерам» до них!

Первая остановка — у небольшого бревенчатого храма во имя мч. Василиска. Он расположен в нескольких метрах от руин древнего храма, который возвели когда-то на месте погребения мученика. В Питиунт, ныне Пицунду, в то время представлявшую собой почти сплошные малярийные болота, ссылали на верную смерть христиан, из них и образовалась старейшая в Абхазии христианская община. Здесь по дороге в ссылку закончил свой земной путь святитель Иоанн Златоуст. Когда святитель и сопровождавшие его воины приблизились к Каманам, они остановились вне городских стен в церкви мученика Василиска, святого, просиявшего своим исповедническим подвигом за сотню лет до ссылки Златоуста. В ту ночь святителю Иоанн предстал мученик Василиск и сказал: «Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе». Мощи муч. Василиска и свт. Иоанна Златоуста были впоследствии перенесены в Византию, но сама могила сохранилась и окружена почитанием, как и высеченная из каменной глыбы гробница святителя, хранящаяся в недалеко отсюда расположенном монастыре. В него мы и направились дальше.

У входа в монастырь нас встретил немолодой монах, несказанно обрадовался, что видит перед собой паломников, а не экскурсантов. На расспросы о его имени ответил: «грешный Адам». Ознакомив нас с историей монастыря и его святынь, рассказал о чуде, бывшем незадолго до нашего приезда.
 
У источника св. муч. Василиска на дереве установлен киот с его иконой. Эта икона исчезла, и монахи недоумевали, стоит ли вновь помещать её там. На дне источника сохранились камни, обагрённые кровью мученика, велико желание запечатлеть и увезти с собой это дивное свидетельство. Так вот, на фотографии источника в том месте, где ранее находилась пропавшая икона, явственно проявился лик. Эту фотографию нам показал о. Адам. Особо в ней поразили абсолютно живые глаза святого. Потрясённые насельники монастыря срочно заказали икону, вернув её на прежнее место, после чего явление лика больше не повторялось.

А ещё монах рассказал об истории третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи. Во время иконоборческих гонений в Византии монахи тайно вывезли святую главу, спасая её от осквернения, которому подвергались от иконоборцев вместе с иконами и святые мощи. Глухие места в горах Абхазии, на окраине империи, оказались лучшим местом для сохранения святыни. Каманы — место, освящённое пребыванием свят.Иоанна Златоуста и муч. Василиска, приняли еще одну величайшую святыню — главу Иоанна Предтечи. Три поколения монахов в величайшей тайне хранили её в нише, выдолбленной в скале недалеко от монастыря. Когда ересь иконоборчества была побеждена, встал вопрос о возвращении святой главы в Византию. Таким образом глава Предтечи была обретена в третий раз. В память о пребывании её здесь, в нише на скале явилось нерукотворное изображение святой главы. Так у нас появилась возможность не только побывать на святом месте, но и приложиться  к самой святыне.

После акафиста свт. Иоанну Златоусту, пропетому нами перед его гробницей, батюшка спросил, хочет ли кто-нибудь подняться к месту обретения главы Иоанна Крестителя? Сначала вызвались всего несколько человек (подъём трудный — 700 ступеней), но в результате пошли все. И в этом удивительное проявление благодати святых мест — неожиданное для нас самих преодоление немощей наших, невероятным образом появившиеся силы у малых детей и немолодых людей, измотанных трудной дорогой, к тому же изрядно проголодавшихся. На вершине, перед святым местом, стоял немолодой монах, судя по разложенным книгам, готовившийся совершить службу. Он смиренно отошёл, предоставив нам возможность поклониться святыне.

Далее наш путь лежал к источнику св. Василиска. Здесь останавливались измученные жарой и долгим переходом римские воины, давая отдых и мученику, весь этот путь проделавшему наравне с ними, а ведь он был обут в железные сапоги с набитыми вовнутрь гвоздями. Обагрённые кровью мученика камни на дне источника видны и поныне.
 
Окунувшись в холодную воду источника, мы забыли всю свою усталость, тяготы трудного пути. Ощущение легкости и чистоты умиротворяло душу, не хотелось покидать это святое место.

На обратном пути мы заехали в село Михайловское, где на кладбище похоронены Глинские старцы, после закрытия Глинской пустыни нашедшие свой последний приют на Абхазской земле. Поклонились могилке схиархимандрита Серафима (Романцова), зашли в храм, заботливо открытый для нас его настоятелем иеромонахом Григорием, — сколько святых молитв возносилось здесь!

Поистине благодатная земля — Абхазия, «Страна души».

Ирина Ивановна ЖЕЖЕРУН