Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 г. в г. Воткинске на Урале, в семье горного инженера И. П. Чайковского и пианистки А.Ассиер. Когда ему было четыре года, родители, заметив у мальчика музыкальную одарённость, начали обучать его игре на фортепиано.
Однако в возрасте десяти лет отдали его в училище правоведения, готовя к карьере юриста.
Но и там Чайковский не оставил занятия музыкой: это соответствовало традициям образования. После окончания училища Чайковский поступил на службу в Министерство юстиции. Музыкой Пётр Ильич продолжал заниматься в классах, которые открылись при Русском музыкальном обществе. Вскоре они были реорганизованы в первую в России Петербургскую консерваторию, куда и поступил будущий композитор.
Создавать музыкальные композиции П.И.Чайковский начал в 14 лет. А первыми записанными сочинениями уже 17-летнего композитора были «Анастасия-вальс» для фортепьяно и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг...» на стихи Фета. С творчеством выдающегося русского поэта Афанасия Фета не расставался Пётр Ильич и в дальнейшем. Дружил с Алексеем Николаевичем Апухтиным. Интерес к литературе композитор пронёс через всю жизнь.
Сам не лишённый литературного таланта, Чайковский в детстве писал стихи и прозаические произведения, посвящённые России, Франции и его любимой героине Жанне д'Арк. Позднее им были написаны тексты арии Елецкого и ариозо Германа «Что наша жизнь» (опера «Пиковая дама»), некоторых романсов. Наиболее интересными его произведениями в поэтическом жанре являются «Соловушко» (текст для хора, написанный в жанре русской песни) и «Ландыши».
Пётр Ильич перевёл на русский язык текст «Персидских песен» А. Рубинштейна и либретто оперы Моцарта «Свадьба Фигаро».
На выпускном экзамене в Консерватории прозвучала кантата Чайковского, написанная на оду Ф.Шиллера «К радости». В это время им было создано и программное симфоническое произведение по драме А. Н. Островского -увертюра «Гроза». После окончания Консерватории Пётр Ильич уехал в Москву и начал преподавать в только что открытой второй русской консерватории — Московской, которую много лет спустя назвали его именем.
В Москве П.И.Чайковский создал свою Первую симфонию («Зимние грёзы») и оперы «Воевода» и «Ундина». Музыку Чайковского к тому времени уже начали исполнять. В числе исполнителей его произведений был Иоганн Штраус, выступивший в качестве дирижёра. Ему друзья Чайковского втайне передали партитуру написанной в 18б5году пьесы для симфонического оркестра «Характерные танцы».
В 1880 году Н.Г.Рубинштейн, назначенный главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года, попросил Чайковского написать торжественную увертюру к открытию выставки или по случаю 25-летия коронации Александра II. Ещё один вариант, предложенный Рубинштейном — кантата на освящение Храма Христа Спасителя в Москве.
Чайковский писал увертюру в Каменке, где имел возможность вплотную соприкоснуться с историей войны 1812 г. Здесь были живы воспоминания об её прежних обитателях, героях войны генерале Раевском, князе Волконском, Василии Львовиче и Денисе Васильевиче Давыдовых. Увертюра была завершена 7 ноября 1880 года. На её титульном листе Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Пётр Чайковский».
Композитор не случайно вынес знаменательную дату на титульный лист, ведь Храм Христа Спасителя был построен в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. В этом сочинении Чайковский проявил себя не только как мастер психологических коллизий, но и как живописец-баталист, воссоздав музыкальными средствами потрясающую картину великой войны и подвига русского народа.
Отличающаяся подчеркнутой патетикой увертюра воспроизводила государственный гимн России «Боже, царя храни» на фоне праздничных фанфар. Мелодия воплощала главную мысль сочинения: оплот России — триединство: Православие, Самодержавие, Народность. При оркестровке были использованы залпы настоящих старинных пушек.
Первое исполнение увертюры «1812 год» состоялось 8 августа 1882 года в Москве, во время Всероссийской промыш-ленно-художественной выставки (дирижировал И.К.Альтани). С каждым годом это сочинение приобретало всё больше поклонников. Ещё при жизни Чайковского увертюра неоднократно исполнялась в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, а также в Праге, Берлине, Брюсселе.
Как любящему сыну Отечества, композитору наиболее удавались те сочинения, в которых он обращался к национальному наследию, воссоздавал атмосферу народной жизни, реконструировал образы героев исторической эпохи. Симфоническая картина битвы («Полтавский бой»), также сыгравшей важнейшую роль в судьбе России, была изображена композитором в опере «Мазепа».
При исполнении своих произведений П.И.Чайковский выступил и как дирижёр: давал концерты в Европе, Соединённых Штатах. В 1893 году состоялась его поездка в Англию, где ему была присуждена степень почётного доктора музыки Кембриджского университета. В августе того же года, за два месяца до смерти, им была завершена знаменитая Шестая («Патетическая») симфония.
Об отношении Петра Ильича к религии свидетельствует его переписка с богатой покровительницей Надеждой Филаретовной фон Мекк. Так, в 1881 году Чайковский, страдавший от частой смены настроений, неуверенности в себе или уныния, писал Надежде Филаретовне: «В душу мою всё больше и больше проникает свет веры. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь перед неисповедимою, но несомненною для меня премудростью Божьего. Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он — я не знаю, но я знаю, что Он есть) и прошу Его простить и вразумить меня. А главное — мне сладко говорить Ему: "Господи, да будет воля Твоя, ибо я знаю, что воля Его святая"».
И спустя три года: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него. При моём малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?»
«В первый раз в жизни,- писал он фон Мекк из Парижа в 1883 году, — пришлось мне провести Страстную неделю и встретить Пасху вне России. Это для меня немалое лишение; с самых ранних лет я всегда особенно любил праздник этот, испытываю чувство зависти, когда помышляю о тех, которые теперь встречают его в России...»
В другом письме к Надежде Филаретовне, увлечённой пантеистическими воззрениями, Чайковский предстаёт как человек глубоко церковный, проникнутый сознанием непреходящей ценности Православия: «Для меня ясно одно: Вы оторвались от Церкви и догматических верований. Вы составили себе самостоятельный катехизис религиозно-философический. ...Ваша собственная религия не приносит Вам того полного душевного мира, которым обладают люди, нашедшие в религии готовые ответы на всё, что так мучит и терзает мыслящего и тонко чувствующего человека».
В 1877 году Пётр Ильич Чайковский сообщал: «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении».
Работа над музыкой для Церкви укрепляла дух, возвращала вдохновение великому русскому композитору. 24 мая 1881 года Чайковский писал из Каменки своей благодетельнице: «Я понемножку занимаюсь переложением с "обихода" песнопений, употребляемых на всенощной службе. Это дело трудное, но если удастся, оно, может быть, окажет услугу нашей церковной музыке».
Мечтая «восстановить первобытный характер и строй нашей церковной музыки», композитор хотел «сохранить во всей неприкосновенности древние церковные напевы», сожалел, что «будучи построены на гаммах совершенно особенного свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации».
В 1881 году приехав в Киев, Пётр Ильич часто посещает церкви, Киево-Печерскую Лавру, торжественные архиерейские богослужения в Михайловском и Братском монастырях. Пение в Братском Киевском монастыре настолько раздражило Чайковского, что в 1882 году он пишет письмо ректору Киевской Духовной академии:
«Ваше Преосвященство! Пение хора Братского монастыря, славящееся в Киеве как необыкновенно прекрасное, меня огорчает, даже ужасает... Вследствие рокового стечения обстоятельств у нас с конца прошлого века установился приторно-слащавый стиль итальянской школы музыки XVIII века, не удовлетворяющий, по моему мнению, вообще условиям церковного стиля, но в особенности не сродный духу и строю нашего православного богослужения. Это тем более прискорбно, что до нас дошли коренные напевы древнерусской Церкви, носящие в себе все элементы не только общей музыкальной красоты, но и совершенно самобытного церковно-музы-кального искусства...»
«Претензия на концертность» — вот что являлось неприемлемым для композитора во время богослужений. Пение в Киево-Печерской Лавре Чайковский нашёл самобытным, оригинальным и величественным: «Поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций», — и призывал вернуться к «седой старине», к древнему знаменному распеву, высоко оценивая его и в музыкальном, и в церковном отношении.
Из написанных П.И.Чайковским церковных произведений наиболее известна его Литургия святителя Иоанна Златоуста. По установившейся традиции она исполняется ежегодно 7 ноября в московском храме Свт. Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Умер великий русский композитор, пламенный патриот России, 6 ноября 1893 года. Похоронен в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.
Ирина Владимировна ВОРОНЦОВА