Протоиерей Александр Шаргунов - Перед выбором, решающим всё

 

3 октября - 765 лет со дня мученической кончины благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора

 

Память святых мучеников и исповедников благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора всегда накануне отдания праздника Воздвижения Креста Господня. Они пострадали в середине XIII века в самом начале того времени, когда Русская земля оказалась под татарским игом.

Чтобы получить от хана Батыя ярлык на княжение, надо было поклониться кусту и огню, как требовал этого языческий обычай. Но святой благоверный князь Михаил и боярин его Феодор предпочли смерть за Христа, верность Ему, благам, которые обещало им отступление от Господа. Очень важно в этом событии — то, что многие князья, весьма достойные, уважаемые народом, уговаривали благоверного князя Михаила и боярина его Феодора, чтобы они поклонились, как требовали от них, языческим идолам, а потом плюнули на эту мерзость, и продолжали жить как христиане. Они даже говорили, что возьмут этот грех на себя: «Вы так нужны русским людям, что стоит ли из-за какого-то идола жертвовать своею жизнью?»

Христос говорит в Евангелии, что жизнь без Него не имеет никакой цены, что бы человек ни приобретал. Она не имеет никакого значения, чего бы человек ни достигал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее* (Мф. 16, 25). Всё здесь предельно ясно: гибелью души — то есть смертью за Господа — человек может приобрести больше, чем всеми трудами и подвигами, которые он совершал в жизни. И так было с этими святыми, которые своею смертью положили начало спасения Русской земли.

Известно, что татаро-монголы были не столь жестокими по отношению к христианской Церкви, по сравнению с тем, что пришлось нам наблюдать в последующей истории. Почему? Ведь первоначально они были настроены совсем по-другому и требовали от русских князей, от всех православных христиан, с которыми вступали в общение, обязательного поклонения языческим идолам. Однако видя, как люди предпочитают смерть поклонению идолам, хан Батый отменил прежнее распоряжение.

Судьба Русской земли зависела от этого подвига. Если бы все рассуждали так, как эти вполне благочестивые князья — не думавшие, что можно иногда пойти на компромисс, можно ради спасения лучших людей поклониться кусту и огню (потом это будет коммунистический идол, а сегодня — уже другой), — то наша история сложилась бы иначе, и на долгие века продлилось бы татаро-монгольское языческое иго над русской землёй. И само Православие уже подвергалось бы опасности уничтожения. Так всегда происходит в жизни: рано или поздно человек должен встать перед решающим выбором.

Господь принёс Себя в жертву за спасение всех. Но мы должны быть способными принять этот дар. Для каждого из нас непременно наступит момент, когда мы должны будем либо пожертвовать верностью Христу и Его Кресту, чтобы приобрести земное благополучие и сохранить свою жизнь, либо пожертвовать своею земною жизнью и благополучием. В мiре, лежащем во зле, другого варианта не существует.

Всё зависит от того, какие ценности являются определяющими для нас. Человек может выбрать не те ценности на всю жизнь. Он может быть готовым пожертвовать честью ради выгоды. Может желать материального успеха и не задумываться о том, какой ценой этот успех достигается. В мiре, как мы видим, всё больше соблазнов «выгодной безчестности». «Выгодно быть нечестным», — сказал один известный православный публицист по поводу октябрьских событий 1993 года.
 
События эти показали, что на самом деле очень немного ныне у нас людей, которых нельзя купить за большие деньги. Выявилось не только благородство и жертвенность многих — тех, кто были защитниками законности, нравственности, и жизнь свою положили, чтобы не допустить уничтожения России. Но как много было и тех, для кого всё определяют простые земные выгоды. И за желанием обрести эти выгоды могут следовать самые страшные преступления.

Есть люди, которым поразительным образом во всех их делах сопутствует успех. Но секрет этого успеха прост: они всякий раз отнимают что-то от своей души, чтобы прибавить это к своему земному богатству. Однако что может дать человек взамен души своей? Каждый из нас рано или поздно встанет перед тайной Креста Христова и увидит, как Господь обнищал от всякого богатства, от самой жизни Своей, чтобы нас приобщить Своему богатству.

Человек может жертвовать принципами для того, чтобы понравиться людям. Очень часто наша твёрдость может не нравиться другим. Чтобы понравиться всем, надо быть как все, в зависимости от того, какая идеология торжествует, какая атмосфера в обществе. В конце концов, всё сводится к тому, чтобы сделать такой выбор, который диктует толпа: «Не Его хотим, но Варавву».

Не просто растлители, развратники могут нравиться большинству, а убийцы, преступники, как в те времена, когда совершался суд над Христом, и когда придёт время антихриста. — Не Его хотим, не Христа, а хотим Варавву, преступника. Он больше нам нравится.

А кто хочет сохранить себя, пусть помнит, что следует руководствоваться не тем, что скажут люди, а тем, что скажет Господь. И наша судьба, и земная, и вечная, зависит не от того, что скажут о нас в обществе или даже весь народ, который может быть обманут, а от того, какой суд о нас изречёт Господь. Человек может пожертвовать драгоценным ради дешёвого. Как известно, дешёвое всегда пользуется успехом; что нравится улице, то легко, само собой получается.

Человек может, например, предпочитать работу, которая приносит большие деньги и удобства, безкорыстному служению. Вообще говоря, мы уже дожили до таких времён, которые можно сравнить только с первыми христианскими временами, когда не всё равно бьио, где человек работает. Не мог человек трудиться где угодно, потому что много было таких мест, которые были связаны со служением растлению, магии — всё общество было пронизано этим. И сегодня мы возвращаемся к такому же.

Женщина может предпочитать жизнь наслаждений долгу и труду. Необязательно быть профессиональной проституткой, что сегодня преподносится как бы самая престижная профессия, и по опросу молодёжи, именно такой выбор делает новое поколение. Она может просто предпочитать жизнь, полную развлечений, труду воспитания своих детей, несения креста семьи или несения креста одинокой жизни, посвящённой Господу.

Человек может истратить свою жизнь на то, чтобы приобрести что-то незначительное и потерять важнейшее. Чем дальше идёт жизнь, тем очевиднее становится, что с годами раскрывается ценность истинных вещей, раскрывается правда всех событий, раскрывается, что значит каждый человек. То тайное, которое раскроется до конца на Последнем Суде, становится явным ещё в земной жизни. И с годами жизнь выносит суд всем ложным ценностям, и человек всё более понимает, что он оказался у разбитого корыта, жизнь его сокрушена.

Господь предупреждает нас словом Своим, что в одно мгновение можно потерять вечность. И можно всю жизнь свою так построить, что она будет сплошной цепью ошибок и потерь самого важного, если мы не научимся смотреть на всё происходящее глазами Христа, не научимся оценивать свою жизнь и смерть в свете Креста Христова.

Какую любовь явил Господь на Кресте! Он пришёл к нам, совершенный Бог, потому что Его любовь, Его сострадание к погибающим людям были столь велики. Людям трудно было поверить в Божественную любовь, и Бог явил её зримым образом, явившись как человек. И тогда люди по-прежнему не могли поверить в Его любовь, захотели испытать её на деле, узнать, чего стоят знамения и чудеса, которые Господь показывал им в Своей земной жизни. Потому они возвели Его на Крест, чтобы убедиться, что Его любовь — до конца, что она не колеблется и раскрывается в полноте тогда, когда приходят самые предельные испытания. И эта новая жизнь, которая раскрывается Крестом Христовым, это слава Воскресения и Креста Христова, которая даётся нам в Церкви, должна быть явлена нами в нашей жизни.

Не для того нам Господь её даёт, чтобы мы превозносились перед другими людьми особым знанием. Да, христианин отличается от всех других людей. Святой,  в переводе с греческого — «отличающийся от других людей». Но мы ничем от других людей не отличаемся, ничего другого не имеем, кроме этого знания о любви Божией к нам, а потому и другого отношения ко всему, что происходит в жизни, другого отношения ко лжи и ко греху, и к смерти.

И как мы подвергли испытанию Самого Господа и до сих продолжаем испытывать Его любовь нашим маловерием и всей нашей греховной жизнью, снова возводя Его на Крест, так Господь, конечно же, имеет право и хочет испытать нашу ответную любовь к Нему. И потому ставит нас перед выбором, решающим всё.

Дай Господь нам быть христианами — теми, кто поклоняются Кресту Христову, славе Его любви, Его жизни, участвуют в позоре, которым хочет окружить Его мiр здесь, чтобы и слава Господня принадлежала нам вовеки.

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ