Монастырская жизнь наших дней

На юго-западной окраине города Брянска, на высоком берегу реки Десны стоит Свято-Успенский Свенский мужской монастырь. Одна из старейших и известнейших обителей России основана в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем, старшим сыном Великого князя Черниговского Михаила Всеволодовича, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде в 1245 году.

 

3 октября - Собор Брянских святых

 

В допетровские времена монастырь был духовным форпостом на юго-западной границе государства Российского. Неоднократно его разоряли и сжигали захватчики. В 30-е годы прошлого века главный собор обители в честь Успения Божией Матери был взорван, другие храмы и строения пришли в запустение и также впоследствии разрушены. В 1992 году монастырь возвращён Православной Церкви. С этого времени его наместником является архимандрит Никодим (Анискин). Предлагаем читателям беседу с ним нашего корреспондента Владимира Борисовича Панкова

 - Ваше Высокопреподобие, в наши дни  брянская земля, как  и во времена Иоанна Грозного, снова на границе государства Российского. Отражается ли это на жизни монастыря?

— Слава Богу, несмотря ни на что, у нас сохраняется единство Церкви и добрые отношения со всеми нашими соседями. Брянская область граничит с Украиной и Белоруссией. Мне думается, что молитвенное единение православных России, Украины и Белоруссии не только служит делу сближения наших государств, но и является залогом нашего общего спасения и доброго ответа на Страшном судилище Христовом. В этом — наша духовная граница, за которую отступать нельзя, потому что церковные разделения — это катастрофа, потеря благодати и путь в бездну ада. Мы часто общаемся на церковном и личном уровне с нашими братьями из теперь уже соседних государств. Кстати, прежде я служил на Украине, в Сумах. Некоторые из нашей монастырской братии служат сейчас на Украине и в Белоруссии. Все мы, православные, одна семья, и нужно прилагать все усилия, чтобы сохранять церковный мир, быть добрым примером для морских людей. Ведь сказал Христос: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся». И дай нам Бог сегодня сохранить то малое, что имеем.

— Как Вы оцениваете изменения, произошедшие в монастырской жизни с тех пор, как Вы пришли в обитель?

— Конечно, за 18 лет произошли очень большие изменения: восстановлено два храма, построены и благоустроены братские корпуса, часовня над святым источником... Многое можно сказать о   том, что уже сделано и предполагается в будущем. Но основное, я думаю, в другом, не только во внешнем. Главный наш храм — сам человек, так как монашеская жизнь есть прежде всего духовное делание. И вот здесь всё намного сложнее. Когда мы начинали, нас было четверо. В духовном сане только я один, и у меня трое послушников   —  теперь  они  уже иеромонахи. Трудностей было море: бытовое неустройство, весной и осенью непролазная грязь, отсутствие финансов... Но я это время вспоминаю с умилением и даже с некоторым духовным восторгом. Мы были сплочённым, дружным, единым коллективом и понимали друг друга с полуслова. Сколько позволяли силы, все непрестанно трудились и молились, были от души счастливы, что подвизаемся на ниве Христовой, невзирая ни на какие трудности. Сейчас многое изменилось, бытовые условия в монастыре стали почти городскими. Новшества небезспорны. У братии и даже послушников есть компьютеры, интернет. Для некоторых наших иноков всё это оказалось серьёзным искушением. Многие часы, особенно ночные, посвящаются не молитве, а интернету. Оставив слово Божие, святых отцов, искание стяжания Царства Небесного, которое, как сказал Христос, «внутрь вас есть», иноки «погружаются» в виртуальную реальность. В некоторых обителях оборудуются спортивные залы. При этом теряется духовность, в душу такого брата входит дух светскости. Блага, которые даёт нам мiр, оборачиваются терниями и волчцами для монашеского делания. Происходит духовное оскудение.
 
— Что бы мы ни говорили, но такие технические средства, как мобильные телефоны, компьютеры, новые виды связи теперь уже повсеместно вошли в церковный обиход, успешно используются и в издательской, и в миссионерской деятельности...

— Технические достижения — это естественный процесс человеческого развития, и Церковь их не отрицает. Напротив, у нас в России, как известно, первая электростанция  и  электрическая лампочка появились в Соловецком    монастыре.   Дело не в технических средствах, а в нашем отношении к ним. Они не должны обладать человеком, порабощать наш ум, похищать время, данное нам для спасения. Компьютерная зависимость, страсть даже на медицинском уровне рассматривается сегодня как психическая болезнь. В Площанской пустыни на Брянщине пытаются заниматься реабилитацией зависимых от компьютерных игр. Много можно говорить о мобильных телефонах... В монастырях особая духовная атмосфера, и любая страсть проявляется с особой силой.

— В настоящее время много говорится о возрождении духовности.  Открываются новые монастыри, строятся церкви. И в то же время, Вы говорите, происходит духовное оскудение?

— Количество не всегда говорит о качестве. Да, монастырей сейчас уже немало, и слава Богу. Однако проще открыть обитель, чем возродить в ней подлинную монашескую жизнь. Есть, например, такие монастыри, где нет ни одного монаха.  Службу совершает светский батюшка. Вот так как-то странно  получается: монастырь есть, а монахов нет, есть только один назначенный настоятель...

В начале своего иноческого пути я несколько лет провёл в Псково-Печерском монастыре. Отапливались мы тогда дровами. На лошадях ехали в лес, пилили, грузили брёвна на телеги, затем на монастырском дворе кололи, укладывали в поленницы... Работали иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты, в общем все, кроме наместника и схимника. Помню, был у нас тогда уже очень старый и немощный архидиакон Харлампий, и даже он участвовал. Труд и послушание были неразделимы. Сейчас всё сложнее. Изменилось отношение к физическому труду, который явно не в почёте. Монашеская традиция нарушена. Раньше в монастырях молодого послушника поручали старцу. Они вместе жили, и старец занимался духовным воспитанием. Сейчас духоносных старцев единицы, а монастырей открыто сотни. Поэтому многие послушники предоставлены самим себе. В результате мы имеем различные духовные искажения. Есть монахи, которые любят смотреть телевизор, слушать радио... Иноки, которые дают обет нестяжания, приобретают в собственность дорогие машины, покупают дома... Идут путём духовной погибели. Сами понимаете, какой это соблазн для верующих и просто светских людей. И как с этим бороться?

— Есть ли сегодня светильники веры, примеры добродетельной иноческой жизни, как в прошлые века?

— Митрополит Вениамин (Федченков) однажды обличал  нерадивых  монашек: «...Недогоревшие головешки, от которых ни жарко, ни холодно, только тлеете...» Сказано в Откровении апостола Иоанна Богослова, что «так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3, 16). Вот эта теплохладность, к сожалению, начинает  сейчас преобладать: поиск удобств и спокойной жизни. Получается, что по одежде человек монах, но не по духу. Один старец, не помню его имени, говорил про наше время, что в мiру будет больше духоносных людей, чем в монастырях. Не  хочу  слишком  сгущать краски, конечно, есть и в наши дни в святых обителях достойные, духовной жизни люди, но живут они, как правило, скрытно, и только Бог знает об их подвижничестве и добродетелях.

В далёкое советское время был такой случай. К старцу Симеону из Псково-Печер-ского монастыря подошла баптистка и попросила Евангелие. Старец ей отказал, сказал, что лучше дать Евангелие безбожнику, чем баптисту. Баптист верит в Бога, признаёт Его бытие, но искажает истину, а безбожник ещё может стать на правильный путь. Люди же, вставшие на иноческую стезю, должны быть действительно подобны горящим светильникам, носителями высшей неповреждённой истины. Их духовная высота должна проявляться во всём: и в правильном, строгом совершении богослужений, и в отношении к ближним, ибо сказано в Священном Писании: «Проклят всякий, кто дело Божие творит с небрежением». Очень важно, чтобы мтрские люди находили в монастырях добрые примеры истинной духовной жизни, получали правильные ответы и советы о житейских вопросах.

— В 30-е или 40-е годы прошлого века один из известных старцев предсказывал, что снова возродится Церковь,   будет   православный царь, но это время будет коротким. Затем придёт антихрист. Как Вы относитесь к таким пророчествам?

— Из Ветхого Завета мы знаем о пророчестве Ионы, который предсказывал гибель Ниневии. Однако его пророчество тогда не сбылось. Народ покаялся, начал поститься, пост был наложен даже на скот. И Господь помиловал этот город, и Ниневия просуществовала ещё 300 лет. Поэтому: «О дне же том и часе никто   не  знает...   толькоОтец  Мой»   (Мф.   24,   36). Но люди своим неправильным поведением, неправедной жизнью, как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, ускоряют пришествие сына погибели. Святитель предостерегал: «Боюсь, чтобы русский народ не послужил причиной пришествия в мiр антихриста». Не дай Бог! Сейчас сколько угодно лжестарцев, лжесвятых, разного рода самозванцев, которые ходят, обвешанные со всех сторон иконами и крестами, и выдают себя за народных целителей, ясновидящих и т. д. Они ничего общего с Церковью не имеют. Но люди их слушают и идут за ними. У нас на Брянщине это просто бедствие. Что из этого получается, ответ даёт Евангелие: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»
(Мф. 15, 14).

Насчёт духовного возрождения действительно правильно сказано о русском народе. Не зря же Русь называют Святой. Святилась она христианскими добродетелями. Всё в жизни освящалось молитвой. И в наше время, если бы не праведники, нас бы уже не существовало. Помните, как пророк Илия молился об израильском народе, говорил, что жертвенники разрушены и его души уже ищут... И ему ответил глас Божий: «Я соблюл Себе семь тысяч человек...» (Рим. 11,4). Ради этих праведников и сохранялся народ.

Праотец Авраам спрашивал Господа: если в Содоме и Гоморре найдётся только десять праведников, помилует Он эти города? Господь ответил: «Не истреблю и ради десяти». Однако там не нашлось десяти праведников, и Господь истребил эти города. Катастрофа, которая постигла Русскую Православную Церковь в 30-е годы, — следствие нашей неправедной жизни. Миллионы новомуче-ников своей кровью омыли грехи многих наших соотечественников.

Во всех искушениях и испытаниях всегда нужно помнить слова Спасителя нашего Господа Иисуса Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.1б, 18). Господь основал Свою Церковь и печётся о Ней, и будем уповать на Его милосердие.

 
Имеющим возможность помочь монастырю сообщаем его адрес и расчётный счёт:
241000 г. Брянск, Главпочтамт, а/я 91. Брянское ОСБ №8605 г. Брянск, ИНН 3207003194, КПП 320701001, р/с 40703810108000108013, к/с 30101810400000000601, БИК 041501601. «На восстановление Свенского монастыря». Тел.: 8-483-2-92-98-55.