1998-й или 1999 год, Пречистенка, магазин «Софрино». У входа — люди в монашеской одежде. Собирают подаяние, среди них, по виду — иеромонах. Говорит: «Патриарх запретил, а я всё равно буду собирать... Москва и все, кто в ней — погибнут»... Сердитый взгляд, недобрые слова.
Болящий? Может быть. Но разве он один так думает? Большинство россиян отделяет себя от Москвы, как бы вычёркивает Москву из России. Представляете, например, Францию — без Парижа? А у нас — запросто! Мы — Святая Русь, а столица у нас — вавилонская блудница! «Москва — сердце страны» — для нас просто пустой звук, подумаешь, сердце... Подумаешь-то, подумаешь, да вот только без сердца живой организм — это труп.
«Велика Россия, а отступать некуда, за нами Москва!» — так говорили наши отцы и деды. Они понимали, что такое для русского человека Москва. А что теперь? Почему по всей огромной стране нашей такая, мягко говоря, нелюбовь к столице и её жителям?
Как-то к приезжей женщине обратилась корреспондент одного популярного издания и спросила, почему та выбрала автобусную экскурсию. А в ответ услышала: перед тем как ехать в Москву, наслушались, что москвичи злые, недоброжелательные, спросишь что-нибудь — отправят не в ту сторону...
Обвинения можно продолжить: и гордые, и наглые, работать не хотят, вся страна их кормит, и т. п. В общем, нелюди какие-то, вроде как и не из России, чужаки. Правда, те, кто так говорят, судят по впечатлениям от вокзальной, улично-транспортной и магазинно-рыночной толчеи, они почему-то абсолютно уверены, что видели москвичей. Да и едут уже со стойким предубеждением, и тут уж — хоть пляши, хоть пой, хоть на голове стой. Плохие мы, и всё тут — аксиома!
А для нас, москвичей, Москва — не столица, а родной город, наша малая Родина, и мы — такие же люди, как и все в нашей стране, с теми же проблемами, как материальными, так и духовными. Но и сердце болит за любимый город, когда видишь, во что его превращают. Терпишь, терпишь, да и выскажешь в сердцах, — что ж обижаться? Представьте себе, что в ваш дом каждый день, круглосуточно, приезжает огромное количество самого разного люда (не исключая аферистов и преступников всех мастей), нежданных и незваных гостей, многие из которых едут с одной целью — во что бы то ни стало остаться в вашем доме, порой за ваш счёт, при этом не любят и ругают вас, но претендуют на всё, что есть в вашем доме. И вот, ваш дом — уже совсем и не ваш.
Поймите, Москва москвичам не принадлежит! Ещё в недавнем прошлом многие коренные москвичи разъехались по комсомольским путёвкам строить и благоустраивать Россию, в основной массе не вернувшись в Москву. Кто же приехал на их место? Не такие же ли русские люди, как и ныне населяющие всю нашу огромную страну, приехавшие со всей России и ставшие москвичами?
И опять уезжают москвичи из пленённой столицы, как и прежде, восстанавливать и обустраивать умирающие деревни, доведённые до последней черты продажностью чиновников, пьянством и воровством живущих на этой земле потомков тех, кто вершил «Великую Октябрьскую»... Но Москва ведь отнюдь не пустеет?
И теперь в Москву съезжаются со всей страны те, кто хочет чего-либо достичь. Ну как же иначе, ведь столица как-никак огромные средства, материальные блага, неограниченные возможности. Факт очевидный: москвичей среди нынешних обитателей столицы совсем не так уж много. Каких же тогда москвичей так не любят в России?
И, наконец, совершенно непонятно, как можно презирать и не любить несколько миллионов совершенно незнакомых людей, по одному только определению их места жительства?
Ну, ладно, пусть их, москвичей, но чем же так плоха Москва? Что так раздражает в Москве? Блеск золотой клетки, в которой задыхается столица? Её пленили заезжие скоробогатеи, неузнаваемо изменили её облик на свой вкус, разукрасили, как новогоднюю ёлку, безвкусной, кричащей рекламой, огнями ночных клубов, ресторанов и казино, обезобразили чуждой ей архитектурой и монументальными «произведениями искусства», под шумок уничтожив её древний неповторимый облик. Где уж тут увидеть подлинное её лицо? Оно сокрыто под вызывающим безстыдным блеском мишуры — и впрямь, почти блудница. Но это всё — внешнее, не имеющее никакого отношения к жизни простых москвичей. А то, что со стороны не увидишь, сокровенное, её живую душу, — искать нужно не в толпе, не в ресторанах и казино.
Вчитайтесь в названия московских улиц, тезоименитых стоявшим на них храмам, великим количеством своим давшим ещё одно наименование Москве — златоглавая: Пречистенка, Варварка, Ильинка, Покровка, Знаменка, Якиманка... А в самом центре — Кремль — святое сердце Москвы. Господь говорит, что каково сердце, таков и человек, ибо из сердца исходит и хорошее, и дурное. А у Москвы сердце — святое!
Но есть ещё и высшее предназначение Москвы. По утверждению инока Филофея, Москва — Третий Рим, а Четвёртому — не бывать. Это значит, что Промыслом Божиим на Москву возложена великая миссия духовной столицы православного мiра, из которой, как от светильника, поставленного на свещнице, свет Православия должен сиять всему мiру, свидетельствуя ему об Истине, как маяк, указывать спасительный путь среди мрака последнего, апокалиптического времени. В связи с этим хочется напомнить ещё одно, старинное, даже не название, а — величание Москвы: Первопрестольная! Как дорог должен быть в очах Божьих этот город!
Поймите, что ненависть к столице и её жителям культивируется врагами России. Вырви у неё сердце, и не будет её. Стервятники расчленят и растащат по кускам безжизненное тело. Москва — не вавилонская блудница, а — Третий Рим. Падёт Третий Рим — с ним придёт конец и всей истории человечества.
И последнее. Своей ненавистью к Москве грешит Россия против заповеди Божией о почитании родителей: «Почитай отца своего и мать свою» и «злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мк. 7, 10), — так мягко напоминает нам Господь наш Иисус Христос, в Моисеевом же законе говорится намного резче: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор. 27,1б).
Ирина Ивановна ЖЕЖЕРУН