17 октября 1490 года, 520 лет назад состоялся первый Московский Собор "на ересь жидовствующих"
В октябре 2010 года исполняется 520 лет со дня осуждения Московским Церковным Собором, при участии Великого Государя Ивана Васильевича III, так называемой ереси жидовствующих. Но окончательный удар по ней был нанесён в декабре 1540 года, когда по молитвенному и деятельному предстательству преподобно-го Иосифа Волоцкого главные вероотступники были изобличены и переданы в руки гражданских властей. Еретикам вынесли приговор, соответствующий определениям «Кормчей книги», которая представляет собой свод государственных законов византийской эпохи.
Напомним просвещённому читателю, что в строгом смысле это была не ересь только, а полное отступничество от христианской веры, тем более опасное, что содержалось в глубокой тайне пресловутыми «жидовствующими».. Корень богохульного учения — в отвержении Христа Спасителя и непризнании Его Богом во плоти. Кощунства, производимые и произносимые последователями Схарии, странствующего раввина-каббалиста, «жидовина, наученного всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаковию и астрологии», —, как писал летописец, имели своим последствием отрицание еретиками всех священных истин православной веры, церковных Таинств и сопровождались немыслимым развратом и непотребствами, совершаемыми в тайных собраниях.
Упомянутый иудей Схария прибыл в Новгород из Киева 8 ноября 1470 года и сначала прельстил двух иереев (!) вместе с их семействами. Недостойные имени православных священников Алексий (сменивший имя на Авраама) и Дионисий научили «жидовству» своих сродников и друзей, а среди них и софийского протопопа Гавриила. В числе многих совращённых в ересь, преимущественно клириков, были и влиятельные морские лица.
Семена злочестия, посеянные в Великом Новгороде, проникли вскоре в Москву, благодаря двуличию еретиков, сумевших ласкательными словесами завоевать симпатии даже Самодержца, то есть самого Великого князя. С удивительной для него доверчивостью он определил Алексия протоиереем в Успенский собор Кремля, а Дионисия — в Архангельский... Последний, обольщённый тайнами иудейской каббалы, постиг в совершенстве мрачное искусство магии, зиждущейся на сознательном призывании отступниками падших духов для удовлетворения страстей человеческих. Оба адепта так усердствовали в принятом ими тайном учении, что хотели даже принять обрезание, но были остановлены своими иноплеменными учителями, в скором времени предусмотрительно удалившимися из Русской земли, в надежде на проповеднические успехи своих последователей.
Даже невестка Великого князя Московского Елена совратилась в «жидовство» вместе с митрополитом Зосимой, единственным недостойным Первосвятителем Русской Церкви за всю историю её существования.
Преданный всем порокам и гнусным извращениям, которые следуют за пьянством, он на знаменитом Соборе 1490 года против жидовствующих изображал из себя ревнителя благочестия и притворно проклинал исповедуемое им самим нечестие! Праведно обличаемый преподобным Иосифом Волоцким в последних главах его знаменитой книги «Просветитель» (и поныне одном из лучших произведений русской святоотеческой письменности), Зосима был вынужден в 1494 году снять с себя сан, лукаво им воспринятый по доверию к нему Великого князя Ивана III.
Показателен итог Московского Собора 1490 года, созванного для изобличения невиданной на Руси безбожной ереси. Великий князь отослал обвинённых в «жидовстве» в Новгород, к архиепископу Геннадию, духовному сподвижнику преподобного Иосифа. Ревностный святитель (знаменитый собиратель славянской Библии, получившей наименование «Геннади-вской»), приказал посадить отщепенцев на коней ещё за 40 поприщ до Новгорода, каждого лицом к хвосту. В одежде наизнанку, надетой передом назад, увенчанные островерхими шапками из соломы и сена, с надписью на шлемах «Се есть сатанино воинство», вероотступники были водимы по городу, подвергаемы общественному поруганию. Так были устрашены их тайные, оставшиеся на свободе последователи и предохранены от духовного повреждения горожане.
Вот вкратце историческое описание церковной драмы конца XV — начала XVI века, составленное на основе трудов Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва, А.Д. Нечволодова и «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова). По безпристрастному анализу современного церковного историка, митрополита Иоанна (Снычёва) в его книге «Самодержавие духа», «внешняя деятельность еретиков была направлена на внедрение в аппарат властей — светской и духовной, имея конечной целью контроль над их действиями и решающее влияние на них. Проще сказать, целью еретиков в области политической являлся захват власти».
«В духовной же сфере победа ереси жидовствующих могла означать ликвидацию статуса Православия как господствующего вероисповедания, единой для всех национальной идеологии. Разбив сложившуюся за 500 лет со времён святого Владимира систему ценностей, антихристианские силы посягали таким образом не только на существование вселенской державы, но и на самоё бытие русского народа».
Знакомясь с этим непростым материалом по истории Русской Церкви позднего Средневековья, современный православный читатель прежде всего задаётся недоуменным вопросом: «Как могли ядовитые семена столь чудовищной ереси найти место в сердцах крещёных русских людей, к тому же носящих священный сан?!»
Давайте же поразмышляем над психологической стороной проблемы. Прежде всего, обратим внимание на свидетельство летописца, что иноземный лжеучитель, «умом хитрый, языком острый», по выражению Н.М.Карамзина, ориентировался преимущественно на людей «невежественных, слабых и порочных», к числу которых принадлежали, к великому сожалению, и иные члены клира.
Какое же преступление (и несчастье одновременно) — нерадение о просвещении собственной души Богооткровенными истинами веры через изучение святоотеческих творений! Вот почему святитель Василий Великий заповедует христианам «бегать невежества» как злейшего врага нашего спасения... Немаловажно упоминание и о «слабых», то есть легковерных, неосновательных и легко поддающихся стороннему влиянию собеседников. Последнее особенно характерно для людей со сбивчивыми понятиями о духовной жизни, не потрудившихся хорошенько узнать самоё основание своей веры. Наконец, определяющим фактором в совращении несчастных с прямых путей Господних является их порочность, или зазорная жизнь, противоречащая христианским убеждениям (Деян. 13, 10). Действительно, по ясному свидетельству святого апостола Павла, иные отрекаются от веры в Господа своими греховными делами, «ругаясь Крови Сына Божия», «вменяя её в скверну» (Евр. 6,6; Евр. 10, 29)... Потому-то Иуда и стал добровольно «сыном погибели», что не радел о борьбе со страстями и похотями, обуревавшими его жалкую душу! Внутреннее отчуждение от Господа переросло у него в открытую озлобленность и противление велениям безгрешного Учителя.
Заметим, что некоторые образованные и книжные люди также уловлялись на словеса лжеучителей. Не принимая самого «жидовства», они начинали с критики церковных нравов (иногда вполне справедливой), постепенно переходили к отвержению всего строя христианской жизни и делались законченными вольнодумцами.
Очевидно, что Схария, великий знаток падших душ, умел нажимать на струны гордостного самоутверждения, составляющего «семя тли» — греховную язву испорченного человеческого сердца, которому особенно льстят «философия лжеименного разума», тайные оккультные доктрины и практики, со времён Ренессанса вогнездившиеся в Европе и различными путями проникавшие в Святую Русь.
Неумение оградить душевное око от лжеучений, жадное любопытство к «отреченным книгам», как называли на Руси богопротивную литературу, и поныне является одним из главных соблазнов для неутверждённых в благочестии христиан.
Скажем и о недостатке бдительности государственных мужей, которые за многими заботами по «строению земли Русской», не имея дара «различения духов», невольно провоцировали распространение ереси (хотя достойным образом и выходили впоследствии победителями в борьбе с антихристианским злохитрым учением). Не многие деятели имели, подобно святому подвижнику Иосифу Волоцкому, «ум Христов».
Он уразумел все козни сатанинские, обнаружил в себе необходимые целеустремлённость, настойчивость и проницательность для схватки со страшным врагом, вынужденным тогда отступить от Святой Руси. Поражение ереси не означало, однако, уничтожения её. Но Московские Соборы конца XV — начала XVI века послужили удерживающим началом в отношении дальнейшего развития «тайны беззакония».
Новейшие времена (эпоха антимонархических революций), к сожалению, не выявили столь крепких и сознательных защитников Православия, которое всегда оставалось главным предметом нападок со стороны тёмных сил, исстари стремившихся к подрыву христианской государственности...
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ