Я всегда был сторонником полноценного комплексного образования, по которому мы сами готовились к жизни. В былое время выпускники школ малых городов и сельских школ (а я принадлежу к ним) – мы были весьма конкурентоспособны со столичными учениками.
А все мы вместе, учащиеся школ России (тогда СССР), были не только конкурентоспособны, но и более сильны по своим знаниям, по сравнению с учениками из других стран. А сейчас, когда западная система образования навязана нам как эталон, мы, по существу, отказались от былого доминирования. Это очень печально.
Но самое печальное, что с каждый годом все меньше и меньше учеников садятся за школьные парты. Я имею в виду демографию. Недавно я получил письмо из города Городовиховска (Калмыкия) от читателя нашего журнала «Русский Дом». Вообще, я поддерживаю переписку с читателями из многих регионов нашей страны. И каждый раз, в связи с 1 сентября, я получаю грустные сообщения о том, что школы пустуют. И вот мне из этого города Городовиховска пишет один пенсионер, что когда он сам учился в школе, то у них было 14 полноценных классов, по 40 человек. А сейчас во всей школе насчитывается всего лишь 60 учеников. И так – по всей стране: сокращается число школ, потому что некого учить. Я, например, заранее убежден в том, что власти сделают все возможное, чтобы как можно меньше предавать гласности результаты переписи населения, которая должна состояться осенью этого года. Потому что демографическое состояние нашего общества просто ужасающе.
Отдельная больная тема – продолжающаяся так называемая реформа образования. Это просто поразительно, что у нас есть министры, которые абсолютно не реагируют на общественное мнение. Им, как говорят, кол на голове теши. Им все равно. Министр образования Фурсенко как раз и принадлежит к таким – непотопляемым, причем необъяснимо непотопляемым министрам. Почему Фурсенко, на которого со всех сторон летят стрелы, пользуется таким доверием высшего руководства страны? Никто объяснить не может. А у него одна реформа за другой, и одна чуднее другой. Здесь вспоминается прошлогодняя инициатива министерства образования, по которому слово «кофе» вдруг стало среднего рода. Помнится, тогда по российскому Интернету ходила шутка: «Министр Фурсенко – среднего рода».
В принципе, такие политические фигуры в России есть и без него. Например, Чубайс и Кудрин, у которых все из рук валится, а они и усом не ведут. Фурсенко принадлежит к таким же несмываемым пятнам на репутации российского руководства. Это безжизненное лицо, без всякого выражения заинтересованности в решении проблем наших школ. Он душевно холоден, как морская медуза.
А ведь в мире уже давно утвердилось мнение, что побеждает страна, у которой подрастающее поколение – умное. Наша русско-советская школа была передовой, она, собственно, и вывела страну в ранг великий держав. По существу именно школа формирует и гражданина, и будущего созидателя своей страны. Сегодняшнее состояние нашей школы говорит о том, что Россия теряет ранее завоеванные позиции очень быстрыми темпами. И полагаться на то, что мы сможем вырваться в передовики, у нас, к сожалению, нет никаких оснований.
"Можайское обозрение" 3 сентября 2010 г.