Практически все наши собеседники в Цхинвале и Сухуме, многие годы тесно общавшиеся - да что там, жившие бок о бок, породнившиеся с грузинами, - отмечают две основные черты их менталитета: невероятную самовлюбленность, вплоть до полного неуважения к представителям других наций, и чрезмерную эмоциональность, переходящую порой в истеричность.
Когда в 2005 году, на 15-летие Республики Южная Осетия, в Цхинвале устроили общественный суд над грузинским фашизмом, на котором выступили чудом выжившие свидетели геноцида осетин - парнишка, которого приняли за мёртвого и потому не дострелили каратели, и мать, вынужденная платить за то, чтобы через несколько лет узнать, где похоронен её зверски замученный сын, - зал, вмещавший несколько сот человек, рыдал.
Открывая недавно новую станцию московского метро "Славянский бульвар", мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что "неожиданная" размолвка между Россией и Грузией "идёт только от высшего руководства Грузии... Пройдёт время, и мы будем снова испытывать только братские чувства". В этом своём мнении Юрий Лужков не одинок. Однако, если бы российские руководители подольше пообщались с жителями Абхазии и Южной Осетии, они никак не могли бы подумать, что недавняя "пятиднев¬ная война", как и грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты начала 1990-х, "идут только от высшего руководства Грузии".
Практически все наши собеседники в Цхинвале и Сухуме, многие годы тесно общавшиеся - да что там, жившие бок о бок, породнившиеся с грузинами, - отмечают две основные черты их менталитета: невероятную самовлюбленность, вплоть до полного неуважения к представителям других наций, и чрезмерную эмоциональность, переходящую порой в истеричность. Обе эти черты легко делают людей жертвами пропаганды, готовыми убивать ради фантастической "территориальной целостности". В ходе развязанных Тбилиси войн - сначала с осетинами, затем с абхазами - это проявилось в полной мере. "Они нас за людей не считают", - нередко приходилось слышать от жителей двух новых независимых республик.
А с теми, кто не люди, именно так и надо поступать: расстреливать женщин и стариков, забивать до смерти попавшихся под руку крестьян, мирно ехавших по Транскаму закапывать людей в Эредви живыми, а потом продавать родственникам информацию о месте их захоронения...
Люди рассказывали такое, от чего прослезился бы камень. Тогда думали: подобное больше не повторится. Верили, что грузинский народ, некогда ослеплённый националистической пропагандой Звиада Гамсахурдиа, ныне прозрел.
Однако время, как оказалось, ничему не учит. Трагедия Цхинвала и осетинских сёл, прицельно расстреливавшихся грузинами в ходе "пятидневной войны", показала всему миру: осетины и абхазы никогда не вернутся в состав грузинского государства. Хотя бы по¬ому, что за этим последует их полное физическое уничтожение. От таких "братьев" - официальный Тбилиси часто называл осетин и абхазов "братскими народами" - нужно держаться подальше.
"В разговорах с грузинами поражала всеобщая обида на Россию и убеждённость в том, что она им абсолютно всё должна: должна гнать газ и нефть по сниженным ценам, покупать их вино и мандарины, убрать войска, отпустить в НАТО, заставить Абхазию и Осетию вернуться в гостеприимные грузинские объятья, всеми силами укреплять грузинский суверенитет и даже грузинское чувство национальной гордости, - в недоумении пишет Алексей, живущий в Германии и сталкивающийся с грузинами лишь в составе посещающих страну туристических групп. - Любопытно, что так в Грузии думают все: дворник думает, как президент, а президент, как дворник. Осетин они брались резать уже три раза. И почему им при этом кажется, что осетины должны согласиться с ними жить?"
"Каждое утро каждый сам себе гоаорил, что, если появится шанс, он голову сложит для победы в этом конфликте, больше не даст русским пальцем грозить грузинам", - так описывал мотивацию грузинского воинства, сотни представителей которого навеки остались в осетинском сосновом лесу, в зарослях ежевики или на улицах разгромленного ими же Цхинвала, анонимный солдат побеждённой армии.
"Идя громить Южную Осетию, посланцы Тбилиси утверждали своё грузинство", - свидетельствует он. Способом к этому, по всей видимости, является и тбилисский "музей советской оккупации" - абсурдное новообразование, учитывая то, что Грузинская ССР жила намного богаче и свободнее, чем любая другая советская республика.
Грузинская интеллигенция, за редким исключением, не просто не промолчала, - все мы люди, и, безусловно, трудно выступить против своих, даже если они развязали агрессивную войну, - она поддержала действия Саакашвили и громко осудила Россию. А кто не мог громко - пропищал: "Да здравствует миролюбивая политика Тбилиси!"
"То, что Россия сделала в Грузии,- чистой воды агрессия и попытка оккупации суверенного государства, - говорит в ставшем печально знаменитом интервью грузинской газете "Квела сиахле" бывший символ дружбы народов Вахтанг Кикабидзе. "...Мы должны постараться каким-то образом покончить с этой страной. В этом нам должен помочь Запад... Русские должны как-то убраться отсюда... Сами сравняли с землей Цхинвали, а теперь пытаются грузин в этом обвинить". Последнее утверждение настолько абсурдно, что не может быть объяснено ни малоинформированностью, ни эмоциональностью Кикабидзе. В длинном интервью актёр и ресторатор, обязанный России и славой, и состоянием, даже словом не помянул невинные жертвы осетинского населения. Ну не может он жалеть "этих осетин". Во всём виновата имперская Россия, которая "будет серьёзно наказана всем миром".
Всё это мерзко. Скажем со всей определённостью: в трагедии Южной Осетии виноват не только безумец Саакашвили (уже второй президент в Грузии с явными психическими отклонениями), но и весь грузинский народ. Вспомним, что на январском референдуме по вопросу о вступлении Грузии в НАТО "за" проголосовали 72,5 % избирателей. Да и за г-на Саакашвили, баллотировавшегося на второй срок, проголосовали 53,4 % от включённых в списки для голосования, что в абсолютных цифрах превысило миллион человек. А ближайший соперник действующего президента Леван Гачечиладзе, набравший тогда около 26 % голосов избирателей, во время августовской войны поспешил высказать всемерную поддержку главе государства.
Так поступила практически вся грузинская оппозиция. Какие уроки можно извлечь в этой ситуации? Известные черты национального характера будут и впредь вести новые поколения грузин к подобным зверствам. Дефашизация Грузии, о которой говорил один из идеологов югоосетинской независимости Алан Чочиев, должна быть проведена ради спасения самого грузинского народа, разъедаемого коричневой чумой. А поскольку добро¬ольно они на это вряд ли согласятся, необходимо принудительное лечение. Пока этого не произошло, Грузия, как коллективный буйный сумасшедший, будет представлять постоянную опасность для окружающего мира.
"Конечно, есть и нормальные грузины, понимающие губительность шовинизма и понимающие, что вернуть Абхазию и Южную Осетию уже никогда не удастся", - всегда оговариваются те, кто знает их не понаслышке. Вне всякого сомнения, это так. К сожалению, погоду в Грузии делают не они. "В стране большой дефицит здравого смысла", - говорит республиканец Ивлиан Хаиндрава, один из немногих представителей грузинского политикума, способный признать вину самих грузин в постигшей страну катастрофе. Правда, он не даёт ответа: откуда добавить этого здравого смысла?
"Грузины, думается, перестали существовать теперь, после нападения на Осетию, как нация - вне зависимости от того, пустят их в НАТО или нет", - говорит Алексей из Германии.
Яна Александровна АМЕЛИНА