Протоиерей Александр Шаргунов - Опять Иродиада беснуется

 

11 Сентября —Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна

 

Снова перед нами история гнусного пира Ирода в день его рождения — развратное плясание юной девицы, неразумное обещание Ирода дать ей всё, что она ни попросит. Девица, которая торопливо идёт посоветоваться с матерью и возвращается, чтобы потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде. Немедленная жестокая казнь, которая за этим следует, в темнице, среди мрака ночи. Снова видим мы, как неотделимо связаны друг с другом безстыдство и жестокость, как страшен может быть человек с его распущенностью и неверностью. Не зря, видно, говорят: нет ничего ужаснее на свете, чем безстыдная мстительная женщина, потому что по самой природе своей женщина призвана прежде всего являть добро, она — дева, мать, жена, хранительница очага, и разрушение всего этого делает её инфернальной. Отвратительные телодвижения Саломеи, демонстрирующей искусство профессиональных блудниц, вызывали не ужас, а восхищение у её матери, которая сама научила её этому разврату и теперь подстрекала на убийство.

Мы, наверное, плохо ещё сознаём, в каком обществе мы сегодня очутились. То, что было когда-то патологией и ненормальностью, становится всё более обыденным явлением. Мать приводит на конкурс красоты двенадцатилетнюю дочь и говорит журналистам: «Пусть моя дочь растёт не так, как я. Пусть её красоту оценят все, и пусть она гордится этим». Пресса с восторгом тиражирует (хотя, не исключено, что порою просто придумывает) подобные заявления, но в результате непридуманной реальностью оказывается, например, то, что какая-нибудь почтенная, вполне положительная, уважаемая всеми женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы вместе со своими детьми. Каким ещё одичанием, какою новою жестокостью и кровопролитием прорвётся в нашем обществе это тихое, всепроникающее растление? Происходит всё более страшное накопление зла в мiре, и нет покаяния. Нет покаяния, и не может быть его в мiре, если в нас его по-настоящему нет.

В праздник великого проповедника покаяния услышим ещё раз предупреждение Церкви о том, что новая религия, из недр которой явится антихрист, будет отмечена соединением внешнего благочестия и беззакония, то есть отсутствием покаяния. И Ирод Антипа, блудник и убийца, ходил в храм и всё соблюдал, как и отец его Ирод Великий — тот, кто совершил убиение невинных Вифлеемских младенцев при рождении Спасителя. Тот, о котором римский император Август говорил, что лучше было быть его свиньёй, чем сыном, потому что Ирод Великий, со строгостью исполняя все предписания иудейской религии, не мог позволить себе вкусить свинины, однако погубил трёх собственных детей и жену. Всё соблюдал Ирод Антипа, и даже как будто вовсе не формально, не просто стоял со своей суеверной «свечкой», — он страшился Иоанна, ненавидел обличения его и одновременно с удовольствием слушал его, будучи не в состоянии освободиться от влечения к слову пророческой правды.

Преступление не совершилось бы, может быть, если бы не был он пьян, если бы не был захвачен посреди пира всеобщим огнём блуда и надмения, если бы, потеряв власть над рассудительностью, не боялся, что, откажись он от своего безумного обещания, над ним будут смеяться его так называемые друзья. Он боялся больше, чем совести и Бога, оказаться не на высоте перед злоречивым людским судом. Так сегодня миллионы людей связаны круговой порукой греха и спокойно принимают любое безобразие, потому что боятся быть не как все. Не хватает мужества выступить уже не против убийства невинных людей (это явно опасно), а против сатанинского растления собственных детей, отказываясь, например, открыто поставить своё имя под обращением, где этот позор обличён. Это свидетельствует не только о том, как далеко зашёл нравственный террор в нашем обществе, но и о степени депрессивной покорности злу — болезни, которой могут быть заражены и как будто принадлежащие к Церкви.

Чем ближе мы к концу истории, тем больше в мiре людей, которые хотят жить так, как им нравится, чтобы при этом никто не напоминал им о совести и о нравственном законе, и которые готовы убить проповедника покаяния, чтобы продолжать спокойно грешить. Самим фактом своего существования Церковь является напоминанием о правде, о чистоте, о совести. Почему возникают гонения и клевета на Церковь? Почему совершаются убийства священников и монахов? Многие хотели бы заставить замолчать совесть, если бы это было возможно, и потому человеку, который проповедует о Боге, необходимо отдавать себе в этом отчёт.

Но какие бы безумные обещания ни давали спьяну современные ироды, проявляя твёрдость во лжи, даже тогда, когда они знают, где правда, мы должны видеть, что это признак не их силы, но слабости, и, как у Ирода Антипы, это начало их крушения. Как известно из истории, царь Арефа, оскорблённый отвержением своей дочери, пошёл войной на Ирода и совершенно разгромил его. Историк Иосиф Флавий отмечает, что многие иудеи рассматривали его поражение как посланное от Бога и что это было справедливое наказание за то, что он сделал против Иоанна, называемого Крестителем. Мы знаем об последующем изгнании Ирода римскими властями в далёкую ссылку и о страшной смерти дочери Иродиады.

Нет сомнения, что беззаконников и здесь, на земле, настигает правый суд и что всякий грех в самом себе несёт своё наказание. Но страшнее всего — оказаться навсегда отринутым от пасхального пира веры в блаженной вечности. Да дарует Господь всем, кто ищет Царства Божия, молитвами святого Иоанна Предтечи стать хотя бы самым меньшим в этом Царстве, следовать проповеди покаяния и святой его жизни, в меру всех своих, пусть очень небольших, сил, так чтобы истинно покаяться перед Господом! И да будет дано нам также, следуя его примеру, всегда говорить правду, безбоязненно обличать порок, когда видим его, и желать смерть предпочесть лжи!

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ